Долго шли дискуссии по вопросу: «Кто же автор эскиза сгущенки?».
Всем известную бело - голубую этикетку для сгущенного молока создала в 1939 году (но есть источники с 1936г.) российский график и художник Ираида Фомина. Тогда она уже переехала в Москву из Ленинграда и училась в институте повышения квалификации у А. И. Кравченко (1936–1940), а затем у В. А. Фаворского.
Этикетка интересна тем, что в ней есть влияние конструктивизма. Это авангардная работа, несмотря на то, что в конце 30-х такая стилистика начала постепенно вытесняться из обихода. Такая лаконичная геометрическая графика хорошо смотрится и теперь. Ее основной специализацией была книжная графика: обложки, экслибрисы и пр. Ираида Фомина особое внимание внимания уделяла шрифтам. Для каждой обложки создавала уникальную гарнитуру и выписывала ее от руки.
Сгущенное молоко, выпускалось разными молочными комбинатами СССР по единому ГОСТу, имело общий и узнаваемый дизайн. Сегодня многие россияне его хорошо помнят. Потребители предпочитают продукт именно в такой упаковке, ассоциируя ее с качеством советского продукта и вкусом детства. Дизайн этикетки используется и в наши дни и для многих компаний попытки уйти от него полностью обернулись провалом. При выборе этикетки стараются хотя бы частично использовать элементы советского бело-голубого дизайна.
Автор нарисовала несколько упаковок сгущенки, но самым удачным стал сине-бело-голубой вариант № 7 в стиле отмиравшего к тому времени конструктивизма. Этикетка была разработана в 1939 году. Фоминой тогда было 33 года, а так выглядела сгущенка до появления классической упаковки.
Сгущёнка — не российское или советское изобретение. По одной из версий, придумал сгущённое молоко французский кондитер Николя Аппер, он в начале XIX века по заказу Наполеона Бонапарта изобрёл молоко длительного хранения. В 1810 году англичанин Питер Дюранд получил патент на способ консервирования, и использование для этого жестяных банок. В 1826 году в сгущённое молоко стали добавлять сахар.
Но самым большим популяризатором сгущёнки был американский промышленник Гейл Борден. Независимо от французов и англичан, он получил это самое "долгоиграющее" молоко путём уваривания и почти сразу стал добавлять в него сахар. Так продукт получался более густым и дольше хранился. 19 августа 1856 года Борден запатентовал консервированное молоко, а в 1858 году построил в Америке первый в мире завод по производству сгущёнки с сахаром.
Реклама американской сгущенки
«Вкус детства» — так часто называют сгущенку. Но этому вкусу уже 164 года. В Россию же сгущёнка пришла позже. Первый завод по её производству был открыт в Оренбурге в 1881 году, но закрылся, продукция не пользовалась спросом. В годы Великой Отечественной войны сгущёнка, выпускаемая в ограниченных объёмах, поступала на фронт. А после победы это лакомство решено было запустить и в массовое производство. В 1952 году в посёлке Кореновск Краснодарского края построили завод по производству молочных консервов, и на сгущённое молоко был разработан ГОСТ 2903-78.
Вернёмся, к этикетке сгущенки, ее дальнейшая жизнь более чем удачна. В 90-е годы производители пытались изменять дизайн упаковки, но всё равно вернулись к работе Фоминой, так как она оказалась наиболее узнаваемой и прочно ассоциировалась с высоким качеством. Банки с другим дизайном покупатели игнорировали.
Компания Steinhauer Holding GmbH & Co. KG, зарегистрировала советский дизайн бело-синей банки сгущенного молока на территории Евросоюза почти 20 лет назад. В 2019 году Steinhauer подала в суд за нарушение интеллектуальных прав на компанию, реализующую аналогичные товары в Болгарии - Berezka Trading. Компания выпустила на рынок сгущенное молоко в узнаваемой бело-голубой упаковке, добавив ее своим логотипом.
На территории России классическую геометрическую графику для молочного продукта могут наносить на продукт все желающие. “Дизайн банки сгущенного молока представляет собой не что иное, как товарный знак. Товарный знак подлежит государственной регистрации в Роспатенте, но, что касается традиционного товарного знака - бело-синей банки с узнаваемыми формами, то она является широко распространенной. Ее использование сложилось в ходе многолетней практики производителей этой продукции».
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 2