Многопрофильный медицинский центр. Ресепшен. Милая женщина мягким голосом:
- Я Вас очень прошу, пожалуйста, выручайте. Пусть врач посмотрит мою дочку тоже! Мне так понравился ваш специалист!
- Простите, у нас нет лицензии на работу с детьми.
- Мне это не важно. Ну я Вас очень прошу!
Ближе к обеду. Ухоженная дама обращается к доктору:
- Мне Вас очень рекомендовала подруга! Вы же профессионал! Вы – лучший!
Далее почти шепотом:
- Сделайте мне сразу две процедуры подряд! Я буду Вам очень признательна… Ну пожалуйста! У меня скоро важная встреча. Я должна выглядеть сногсшибательно!
Тот же день. Ближе к вечеру. Пожилой мужчина. Раздражённо:
- Девушка, нет у меня времени отвечать на все ваши вопросы. Мне больно. Давайте потом всё запишем.
Позовите доктора.
Ситуации, знакомые каждому профессиональному врачу. И мало кто догадывается, какая угроза кроется за всеми этими просьбами, уговорами, не желанием возиться и призывам к сочувствию.
Статистика судебных дел пугающая. За последние пол года обращение в суд пациентов, не довольных лечением в коммерческих медицинских центрах, выросло на четверть. Количество дел, выигранных пациентами, растёт. Суды чаще принимают сторону обиженных больных, чем медицинских центров.
Когда речь идёт о недобросовестно выполненной услуге, тут всё понятно. Такой врач может и должен быть наказан. Но зачастую значительные суммы выплат приходятся на руководителей частных клиник, в которых работают настоящие профессионалы. Что же происходит? И можно ли как-то застраховаться?
Сейчас даже появился термин «профессиональный больной».
Под ним подразумевают человека, который заведомо хочет решить свою проблему со здоровьем за счёт врачей. И таких больных становится всё больше. По каким же причинам пациент обращается в суд?
Состояние отечественной государственной медицины можно оставить без комментариев. Все, у кого есть минимальная возможность оплатить лечение, обращаются к услугам частных
специалистов.
Древние ведические писания говорят о том, что срочно надо
убирать три вещи: долги, пожар и болезни. Боль – наш верный союзник в борьбе за здоровье. Она подаёт сигнал – надо лечить. И человек начинает быстро искать решение этой проблемы.
Финансовые трудности
Вопрос только в методах. Согласно исследованию «Ромир» в
2017 году самая любимая игра россиян - «найди скидку». Люди, в том числе пациенты, ищут, а иногда и вымогают скидки практически на всё. Забота о здоровье обычно пробивает значительную брешь в кармане семейного бюджета. Но часто пациент становится заложником своей погони за низкой ценой. Ведь он ждёт отличного качества по самой доступной цене. В результате проблема не решена, а деньги уже потрачены.
В таких условиях возможность решить свою проблему за счёт врача становится заманчивой реальностью. Тем более, что российское законодательство даёт такую возможность. Эксперт нашей
компании – Андрей Иванович Тазеев говорит, что Законодательство РФ сейчас имеет несколько значительных «дыр», через которые юридически грамотные пациенты действительно могут отсудить средства, потраченные ими на лечение…».
Обманутые ожидания
- Вы посмотрите, какой нос! Это же ужас! Нет, я на такое не подписывалась! Вы меня изуродовали! Обязаны переделать. Иначе я подам на вас в суд.
Женщина искренне
расстроена. Раздражена и не довольна. Она ждала другого результата. Врач в недоумении:
- Мы сделали отличную операцию. Всё сделано строго по технологии. Вот смотрите. Это было До операции. Вот после. Видна же разница. Нет горбинки, изменился размер…
- Это не красиво! Отрезает пациентка. Вы должны всё переделать.
Как показывает практика, окончательный результат косметического вмешательства никому точно не
известен. Это подтверждают врачи одной из лучших московских клиник.
- Мы можем гарантировать, что вот здесь уберём, вот это добавим, вот тут используем ботокс или спрячем шрам вот таким методом. Но окончательный визуальный результат предсказать не возможно. Можно показать на удачном примере «будет вот так». Но то, что красиво сочетается с одними чертами лица, может не подойти другому. Не стоит также забывать, что любое оперативное вмешательство – стресс для организма. Сложно сказать, как он
отреагирует. Процесс и скорость реабилитации всегда индивидуальны.
Часто обманутые ожидания человек воспринимает очень болезненно. Вплоть до обращения в суд. И тогда может пострадать даже добросовестная клиника.
Больше всего рискуют те врачи, которые соглашаются на уговоры
клиентов «Сделать вот так».
-Ну пожалуйста. Я жаловаться не буду. Под мою ответственность. Как правило, эта ответственность потом быстро становится проблемой врача.
Удивительное наблюдение! Самые жёсткие конфликты и судебные
разбирательства происходят с пациентами, которые сначала демонстрировали свое дружелюбие, приятельское отношение к
врачу и клинике в целом.
Результат невнимательности
Самостоятельно обращаться к врачам у нас не принято. Страшно, больно и накладно. А правильно следить за здоровьем нет времени, возможностей и желания. Какой результат? Человек бежит к доктору, когда терпеть уже нету сил.
В итоге врач получает целый букет проблем со здоровьем. И больного, который умоляет:
- Доктор, пожалуйста , сделайте всё, что нужно. Лишь бы оно не болело!
Старая истина, что дешевле предотвратить, чем убрать
последствия, уже не актуальна. В результате комплексного лечения человеку становится легче. Если повезёт, то он полностью выздоравливает. Но и сумма за такое лечение выходит астрономической.
И тут с нашим больным происходит метаморфоза. Уже не так больно внутри, как снаружи. «Вы меня обманули!» - пожалуй самая частая фраза, которой некоторые пациенты заменяют «Спасибо!»
- Я это делать не просил… Я не этого хотела… Мне навязали.
В судах, как снежный ком, растёт количество исков от пожилых людей к частным медицинским центрам. И не редко они
выигрывают дела и возвращают стоимость лечения.
Как это возможно? У не работающих людей есть много времени и доступ к интернету. Юридическая и компьютерная грамотность
населения растёт очень быстро.
Кто виноват – выяснили. Что же делать?
Актуальность угрозы от профессиональных или
недовольных больных очевидна. Но клиника не может отказывать в лечении всем пациентам, подозревая их в не честных намерениях. Это противоречит логике и клятве Гиппократа, не говоря уже о финансовой стороне дела.
В новых условиях максимально важным становится вопрос
- Как защититься от возможных судебных исков и шантажа пациентов?
Краткая рекомендация звучит очень просто – Не подставляться!
Что это значит? Начнём с главного - заполнять всю документацию в соответствии с законодательством РФ. Да, это долго, трудоёмко и требует ресурсов времени и сил. Но обратите внимание, около 80% дел к медицинским клиникам пациенты выигрывают по причине отсутствия у врача необходимой документации.
Представим первый визит пациента в клинику. Основные вопросы на этом этапе - Договор заключили? Карту пациента завели? Варианты ответов : «Он не захотел… Он пришёл только за консультацией… Не было с собой паспорта…» могут обойтись компании в несколько десятков, а то и сотен тысяч рублей, если дело дойдёт до суда.
Пациент подписал все документы. Он на приёме у
врача. Задача врача – не только провести осмотр и сделать правильное заключение. Ему важно грамотно и подробно вести в карте историю болезни. Максимально полно прописывать всё: процесс диагностики, рекомендации, сделанные пациенту процедуры... Пренебрежение этим правилом создаст условия, в которых не возможно будет доказать, что именно было сделано. Создаст лазейку для пациента и усложнит работу любой экспертизы, назначенной судом.
Часто одного осмотра не достаточно. Необходимо комплексное обследование пациента для уточнения диагноза. Оформляйте письменное согласие на каждый вид исследования или медицинской помощи. Простое наличие согласий не раз спасёт компанию, не давая клиенту довести дело до суда.
Не надо бояться криков «Дайте мне карту, я пойду с ней в суд». Это право больного, которое прописано в законодательстве РФ. Тем более, когда в карте всё оформлено правильно. Первый заход к юристу выявит, что видимых нарушений нет. Даже если в карте не всё идеально, всегда можно проконсультироваться с
экспертами, которые подскажут, как правильно исправить ситуацию до того, как клиент получит карту «на руки».
Конечно, грамотное оформление документов занимает
много времени, сил и других ресурсов. Но в современных условиях, когда люди повсеместно экономят и становятся юридически грамотными, угрозу шантажа и суда, как болезнь, дешевле
предотвратить, чем бороться с последствиями.
О том, как это правильно сделать, отлично знает специалист нашей компании, судебно-медицинский эксперт, врач высшей категории Андрей Иванович Тазеев. Частые судебные экспертизы аналогичных случаев дают ему уникальные знания о том, что и как нужно оформлять в документах, чтобы не попасть в ловушку профессиональных больных.
Мы попросили его подготовить семинар с практическими рекомендациями врачам и директорам частных медицинских клиник. Думаем, такой семинар будет интересен и юристам, защищающим медицинские центры в подобных ситуациях.
Ждите новостей и учитесь не подставляться. Удачи!
С уважением,
НП «Европейское Бюро судебных экспертов» http://euro-sudexpert.ru
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
За подготовкой рецензии для суда мы
https://www.sudrecense.ru/обратились в Организацию Независимой Помощи Обществу. Выбирали из нескольких
организаций, не пожалели что остановились на ОНПО. Рецензия сделала своё дело и
мы выиграли суд! Советую и Вам обратиться к ним, если у вас возник вопрос по
рецензированию судебной экспертизы. Оставлю их контакты сайт:
И кстати, крутой видеоблог, который
https://www.youtube.com/watch?v=yhBilV7SPPI&t=1sнам помог разобраться в тонкостях рецензии.