К 10 - 11 годам процесс создания личности у ребёнка в основе своей подходит к завершению. В этот период он расстаётся со многими детскими фантазиями. Он по-другому начинает воспринимать сказки. Он уже понимает, что, оказывается, учитель - такой же человек, как и все. Он уже почти приучен жить в социуме. Он уже обнесён забором железных рамок и решёток из норм и правил. Он уже знает, что большую часть того, что делать хочется, почему-то делать нельзя.
И тогда он начинает делать то, что взрослым пока ещё и в голову не пришло запрещать, чтобы потом опять услышать: «Этого делать нельзя. Это позор для нашей семьи. Так приличные дети не поступают. Думай, прежде чем что-нибудь сделать». Последняя фраза самая смешная. Если бы дети с момента осознания сначала думали, и только потом делали, - никогда бы большинство из них с кровати так и не поднялось. Каждый из вас, наверняка, знает много очень умных и грамотных людей, которые не достигли в жизни сколько-нибудь существенных успехов. Одна из причин этого заключается в том, что вместо того, чтобы делать, - они думают. Они часто говорят: «Я знаю». И действительно, они знают очень много. Только знания эти им не пригождаются в реальной жизни. Они считают, что нет смысла мечтать о своём доме, потому что знают, что столько денег заработать невозможно. Зачем что-то делать, если наперёд знаешь, что это невозможно?
В этом возрасте очень важно ребёнка учить не тому, как стать спокойным и прилежным, а тому, куда ему направить свою энергию действенности и активности. Он начал получать огромное количество знаний, которые никак не может применить на практике, и которые в привычной для него жизни абсолютно бесполезны. Его нужно учить учиться. На понятных ему примерах объяснять, где он в дальнейшем сможет использовать природоведение, математику с иксами, русский язык с разбором предложений, физкультуру, пение, рисование…
- Вот представь, Вовка, исполнилось твоё желание, стал ты космонавтом, летишь в космосе, астероидный пояс повредил твою бортовую фотокамеру, а ты приземлился на такую красивую планету, что дух захватывает. Надо бы хоть как-то запечатлеть увиденные пейзажи, а ты рисовать не умеешь. Вон, космонавт Леонов как здорово рисует! И тут к тебе подходят гуманоиды и, между прочим, спрашивают о том, какая у нас на планете есть музыка. А ты начнёшь им напевать что-нибудь голосом Бориса Моисеева, что они о нас подумают?
Все школьные предметы на самом деле важны и нужны. Вот только если родители не объяснят и не помогут своим детям хоть как-то использовать знания по этим предметам в реальной жизни, учёба в школе станет не желанным занятием, а обузой для всех. Учителя-то этим точно заниматься не будут.
Если вы любите своего ребёнка, уделите ему любви и заботы чуть больше, чем школа. Это совсем не сложно. Просто надо находить в ребёнке каждодневные позитивные изменения и видеть в нём всё самое лучшее, и говорить ему об этом, и учить его этому.
Для вашего ребёнка в этом возрасте совсем не важны знания или какие-то правила. Для него очень важно, как к нему относятся и насколько сильно его любят. Он и его поступки - ипостаси абсолютно разные. Объединять их в одно целое никак нельзя. Никогда не объединяйтесь с учителем против своего любимого ребёнка. Но никогда не объединяйтесь и с ребёнком против авторитета учителя. Лучше потерять школу, класс, учителя, чем ребёнка. Этих школ вон сколько, а этот ребёнок один-единственный на всём белом свете. Какое счастье, что вы заслужили чем-то хорошим в вашей жизни возможность радоваться, любить, терпеть, принимать и понимать всё то, что он в своей жизни вытворяет и делает хорошего, и не очень. Главное он растёт, совершенствуется и эволюционирует!
Одна моя знакомая как-то позвонила мне в состоянии, близком к истерике: «Мою Таню не берут в лицей!!! Она не прошла собеседование с психологом!!!». Поскольку я очень хорошо знал эту семью и Таню в том числе, и совсем не знал психолога, которая проводила собеседование, я предположил, что дело в психологе. Так оно всё и оказалось. На просьбу перечислить домашних животных подвижная, энергичная и абсолютно коммуникабельная Танечка бодро и весело ответила: «Хомячок, черепашка, кот Васька. Собака ещё». Конечно же, мудрая психолог ждала других ответов. Мы-то взрослые знаем, что домашними животными называют коров, овец, баранов… Но у Тани дома живут совсем другие животные. Вы давно видели у кого-нибудь дома бычка или поросёночка?
В средней школе дети уже, конечно, знают, что многие их представления о жизни не совсем совпадают с представлениями взрослых. Многие вещи, которые взрослые выдают за истину, на самом деле оказываются лишь традициями, придуманными правилами, закрепившимися условностями. И если ребёнок начинает отстаивать своё право на восприятие мира, его часто считают непослушным, вредным, эгоистом, ребёнком с девиантным поведением, проще говоря, - трудным. Так ведь лёгких детей не бывает.
Из книги Международного бизнес-тренера Сергея Зыкина "Как жить со своими детьми в мире и согласии"
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1