Предыдущая публикация
Символ красной звезды давно уже стал привычным всем нам. Без малого сто лет она сопровождает нас - на вершинах башен Кремля, знаменах, бортах боевой техники, наградах и памятных знаках, военной фурнитуре...
Давайте вспомним, как же она пришла к нам!
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2
СВАСТИКА
В первые годы Советской власти свастика являлась одним из самых распространенных военных и советских символов большевиков, наряду с золотым снопом, серпом, молотом и красной марсовой звездой.
Правосторонняя (развернутая вправо) свастика считалась мирным символом Советов различного уровня, часто изображалась на печатях, вымпелах и транспорантах.
Левосторонняя (развернутая влево) свастика рассматривалась как военно-революционный символ народов Востока, использовалась в качестве отличительного знака бойцов калмыцких и бурятских частей РККА, в тувинской и монгольской армиях.
Свастика изображалась и на первых советских бумажных деньгах, выпущенных по распоряжению В.И. Ленина.
...ЕщёОднако уже в 20-х годах ХХ века интернационал-коммунисты
сделали ставку на пролетарскую революцию в Германии, а поскольку свастика была в то время основным символом немецких контрреволюционеров,ее использование в Советской России становилось неуместным, ибо излишне
на
СВАСТИКА
В первые годы Советской власти свастика являлась одним из самых распространенных военных и советских символов большевиков, наряду с золотым снопом, серпом, молотом и красной марсовой звездой.
Правосторонняя (развернутая вправо) свастика считалась мирным символом Советов различного уровня, часто изображалась на печатях, вымпелах и транспорантах.
Левосторонняя (развернутая влево) свастика рассматривалась как военно-революционный символ народов Востока, использовалась в качестве отличительного знака бойцов калмыцких и бурятских частей РККА, в тувинской и монгольской армиях.
Свастика изображалась и на первых советских бумажных деньгах, выпущенных по распоряжению В.И. Ленина.
Однако уже в 20-х годах ХХ века интернационал-коммунисты
сделали ставку на пролетарскую революцию в Германии, а поскольку свастика была в то время основным символом немецких контрреволюционеров,ее использование в Советской России становилось неуместным, ибо излишне
напрягало «немецких товарищей».
И уже в 1922 году газета «Известия» опубликовала статью А.В. Луначарского, в которой нарком просвещения писал:
«На многих украшениях и плакатах в дни последнего
празднества, как и вообще на разного рода изданиях и т. д., по недоразумению беспрестанно употребляется орнамент, называющий свастикой иимеющий такой вид: (показан равноконечный крест с загнутыми концами влево). Так как свастика представляет собою кокарду глубоко
контр-революционной немецкой организации ОРГЕШ, а в последнее время приобретает характер символического знака всего фашистского,
реакционного движения, то предупреждаю, что художники ни в коем случае
не должны пользоваться этим орнаментом, производящим, в особенности на
иностранцев, глубоко-отрицательное впечатление.
Нарком по просвещению А.Луначарский»
(Луначарский А., 1922, с. 5)
Но предупреждение Луначарского не имело законодательного статуса и свастика присутствовала в советской символике вплоть до 1941 года и исчезла только после начала войны с Германией, как основной
“символ врага”.
Реабилитация свастики и возвращение данного знака в советский обиход произошло уже после войны, усилиями историков, археологов и этнографов, но уже как важного элемента народной графической культуры народов СССР.
Сталинский академик Б.А. Рыбаков назвал этот символ
“связующим звеном между палеолитом, где он появился впервые, и современной этнографией, дающей неисчислимое количество примеров свастичного узора в тканях, вышивке и плетении".