Читать инструкции любят не все. Зачем? И так же всё понятно. Самые «понятливые» выбирают такой режим езды, при котором на пятой передаче тахометр показывает от 1000 до 2000 оборотов, а спидометр — жалкие 55-70 км/час. Казалось бы, коленвал сильно не крутится, мотор не ревёт, едем себе потихоньку и бензин еще экономим.... Но это совсем не так..
Допустим, мы едем на машинке, вышедшей из горнила Ford Motor Company. Она весит примерно полторы тонны вместе с нами. Двигаться нам предстоит 100 километров, преодолевая при помощи своего 99-сильного 1.6-литрового мотора, выдающего 145 Нм крутящего момента, все мыслимые и немыслимые противостоящие нам силы. Среди них сопротивление воздуха, качению, сила трения и еще целый взвод супостатов. Для преодоления всего этого наше авто должно непременно проделать определённую работу и развить конкретную мощность, не пиковую, конечно. Пусть это будет 45 лошадиных сил. При том, что на газ-то давить мы будем, прилично открывая заслонку дросселя. И вот здесь начинается самое интересное.
Давайте мы ненадолго прикинемся дотошными математиками. А еще лучше — подсобными рабочими на стройке. У нас неслабая такая задача — раскидать две тонны щебня за два часа. Да. Мы в роли неутомимого подсобника. Выходит, что нам необходимо развить мощность в тонну в час. На выбор у нас есть несколько лопат: известная с советских времён подборка, вмещающая 10 килограмм щебёнки, здоровенная лопатища на 20 кило камней и исполинский совок из параллельной вселенной, куда без труда влезет мешок картошки. Выходит, что у нас есть три сценария на выбор. Махать лопатой чаще, но легче, либо реже, но выкладываясь куда конкретнее. Про третий даже упоминать как-то неловко. Вопрос. При каком сценарии поясница у нас отвалится непременно? Что-то подсказывает, что при втором, когда работать приходилось бы в надрыв. Потому что при третьем нас просто порвало бы на атомы от такого действа. Возвращаемся в наше авто.
У нас есть задача развить мощность в 45 лошадиных сил и добраться-таки до искомого места. Но оборотов мы не прибавляем, а едем на пятой, то есть наивысшей, со скоростью 55 км/час при 1800 оборотов минуту на тахометре. Что это значит? А это значит та самая убийственная лопата, работать которой чревато для здоровья. Почему? Да потому что из-за нашего переключения на последнюю скорость, законы физики и силы, оказывающие сопротивление нашему движению, никуда не делись. Легче машина не стала, да и мы с нашими вещами — тоже. Куча щебня меньше не стала! Но. Количество тактов теперь в единицу времени меньше. Выходит, работа, которую необходимо проделать мотору, теперь приходится на меньшее число возвратно-поступательных движений поршня. Движений меньше, работа предстоит та же — на каждое движение теперь приходится больше нагрузки. А это значит, что мотор работает в агрессивном режиме с точки зрения его долговечности. Но это еще не всё. Газовать-то мы не забываем, чтобы лететь со скоростью 55 км/час, и дроссель открыт — имеем вполне себе конкретный перерасход топлива. Причём рабочая смесь, будучи мало того, что обогащенной донельзя, так еще и не успевая догорать, начнёт вылетать в трубу. Покупка автомобиля для неопытного любителя будет означать и увеличенные траты на заправках. Но и это ещё не всё.
Бедный и несчастный двигатель, не понимая, почему его нещадно эксплуатируют в таком странном режиме, будет страдать вдобавок и от масляного голодания. От чего зависит работа масляного насоса? Совершенно верно — от рабочих оборотов коленвала, с которым он связан, допустим, цепью. Следовательно, чем они больше, тем большее давление в картере двигателя создаёт масляный насос. А что же в нашем случае? Нагрузка-то большая, да вот коленвал особо не раскручен, масляный насос недодаёт давления, и масла не хватает там, где оно должно быть. К примеру, оно должно быть между шатунной шейкой коленвала и вкладышем, дабы они не тёрлись друг о друга во время движения шатуна, и между ними находился масляный клин — так это называется на языке умных инженеров. Но «экономный и бережливый» автомобилист двигается на наивысшей передаче с не самой большой скоростью — получает задиры шейки и фольгу из вкладышей, и в конечном итоге мотор вообще может заклинить. А это часто означает его смерть. Поршневые кольца без масла начинают ускоренно истираться. Из-за этого маслосъемные не снимают масло со стенок цилиндра — оно попадает на свечи и угорает, коксуя всё на своём пути. На а потеря заводской геометрии компрессионных колец приводит к потере мощности и крутящего момента. К тому же, недостаток масла еще и означает перегрев мотора. И страдают при такой езде все трущиеся детали двигателя. А еще не стоит забывать, что подобная езда чревата неприятностями не только эксплуатационного характера. Тяги-то не будет. И в случае экстремальной ситуации, когда потребуется резкое ускорение — ничего хорошего не выйдет. Хорошо бы об этом помнить новаторам и экономам перед тем как купить новый автомобиль с механической трансмиссией. Она, кстати, тоже страдает при такой езде.
Особенно быстро «тракторный» низкооборотный режим на наивысшей передаче убивает малолитражные моторчики. Даром, что у них поршни легче и шатуны тоньше, так их еще и подвергают таким негуманным испытаниям. Но что ответить тем, кто спросит, на каких же, собственно оборотах нужно ездить, используя разные передачи? А ответа здесь не будет! Потому что искать его нужно в официальной документации к каждой конкретной модели. Там непременно написано, какие передачи каким оборотам соответствуют.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев