Не стало скульптора Николая Васильевича Можаева. Он скончался на 90-м году жизни там, где появился на свет, где прошли его детские годы: на хуторе Можаевка Тарасовского района Ростовской области.
Скульптурная композиция «Григорий и Аксинья» стоит в Вёшенской! .....Памятный знак «Орёл" отлит из чугуна и бронзы. Вес – тринадцать тонн, размах крыльев – семь с половиной метров. У подножия слова: «Молодой орёлик, желтоклювый, а крылья размахнул»...
........." 9 июля 2011 г, казаки Донецкого округа ВВД, с рабочим визитом побывали в хуторе Можаевка, где проходил сход казаков Митякинского юрта. Населенный пункт находится в приграничной зоне с Украиной. Там встретились с Н.В. Можаевым, скульптором, заслуженным художником Украины, лауреатом Российской премии им. М.А. Шолохова. Обсудили создание памятника герою гражданской войны на Дону - казачьему полковнику В.М. Чернецову. Осталось урегулировать финансовую сторону вопроса".
Казак Можаев
Эссе
Донскому скульптору Николаю Васильевичу Можаеву 22 мая исполнилось 85 лет. В энциклопедии «Казачество» (М. Издательский дом «ИНФРАМ», 2003) о нём сказано следующее: «...Из донских казаков... Заслуженный художник Украины (1983), лауреат Шолоховской премии (1996). Работает в станковой и монументальной скульптуре. Основная тема творчества Можаева – донское казачество. Можаев – автор комплекса скульптурных композиций в Шолоховском районе, памятника «Защитникам Отечества» на Хопре, памятника атаману К. А. Булавину и др.».
В начале 80-х годов ветераны войны хутора Колундаевского задумали установить новый памятник погибшим землякам. «Первой скрипкой» в этом деле был фронтовик, тогдашний председатель сельсовета Антон Григорьевич Мельников. Он от кого-то узнал, что есть такая мастерская в Луганске, а спрашивать надо скульптора Можаева. Сел Антон Григорьевич в автобус и поехал. С тех пор вёшенцы подружились с Николаем Васильевичем Можаевым, и уже через год и в Колундаевке, и в Вёшенской к 9-му мая 1975 года были установлены и открыты со всеми воинскими почестями два бетонных монумента: «Погибшим воинам Великой Отечественной» и «Клятва».
Тогда же Можаева пригласил к себе в гости М. А. Шолохов. Он по достоинству оценил работы скульптора, а встреча с любимым писателем вдохновила Николая Васильевича на создание монументально-декоративной скульптуры «Григорий и Аксинья», которая в 1983 году была установлена в Ростове-на-Дону на левом берегу реки, в зоне баз отдыха судоремонтного завода «Прибой». Но вёшенцы требовали своего: скульптурная композиция должна стоять в Вёшенской! И в 1985 году «Григорий и Аксинья» благополучно приехали на родину... И «прописались» навсегда у самого тихого Дона, где «прилюбили» заводь в пору весеннего разлива белоснежные лебеди.
В том же 1983 году Николай Васильевич создал памятный знак «Орёл», посвященный творчеству М. А. Шолохова. Он отлит из чугуна и бронзы. Вес – тринадцать тонн, размах крыльев – семь с половиной метров. У подножия слова: «Молодой орёлик, желтоклювый, а крылья размахнул»...
Всего в Шолоховском районе Н. В. Можаевым было установлено в местах боевой славы и на литературных тропах героев произведений М. А. Шолохова шесть монументов. Венцом творчества скульптора стала конная статуя «Казакам тихого Дона», установленная на развилке дорог Вёшенская – хутор Кружилин в 1991 году. Творческий замысел этого проекта вынашивался художником 30 лет!
За 60 лет скульптором созданы сотни прекрасных произведений – монументов. А сколько ещё проектов, замыслов, эскизов... Он и в свои 85 лет продолжает творить. Долго по вечерам в его мастерской не гаснет свет.
Автора интересуют герои прошлого и настоящего времени, конкретные исторические личности, которые делали Россию, её славу и могущество. Вот, например, первооткрыватель угля в Донбассе Григорий Капустин. Живой его взгляд в будущее светел и чист. Схвачен характер бывалого человека, героя из древних русичей времён Куликова поля.
А вот составитель русского толкового словаря – Владимир Иванович Даль. Поучительный пример в истории: предки – выходцы из Дании, называл себя казаком, а русский язык стал ему родным. И вырос он, можно сказать, тоже на Дону, на Луганщине. Скульптор представил великого Даля в полный рост, с дорожным посохом в руке и книгой, которую он подарил нам на века.
Митрополит Димитрий Ростовский... Даля с митрополитом роднит православие, духовная стойкость, мужество; каждый из них безоглядно отдавал свою жизнь служению нашему отечеству.
А вот шахтёр, колхозница-целинница, академик Михаил Алпатов, Тарас Шевченко и партизанка времён Великой Отечественной войны, космонавт и рабочий литейного завода.
...В прошлом году в станице Вёшенской в дни «Шолоховской весны» Николай Васильевич развернул выставку своих работ. На просмотр было представлено более тридцати скульптур и проектов будущих памятников. Выставка вызвала большой интерес у вёшенцев и их гостей. Администрация района предложила Николаю Васильевичу передать часть своих работ районному краеведческому музею. И Можаев с удовольствием согласился.
В 1977 году в станице готовились к празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне. Рядом с памятником «Клятва», что в центре станицы, я увидел человека высокого роста. Он быт кирзовых сапогах, в летней лёгкой кепочке, а в руках – мастерок и ведёрко с раствором. Он подкрашивал памятник, шпатлевал трещины. Что-то скоблил, скалывал долотом лишние бетонные мазки. Это был сам Можаев!
Не помню дословно первую беседу, но разговор был о творческом пути, о судьбе художника. Я понял тогда, что для Можаева каждая его работа, памятник – тот же ребёнок, который требует внимания и ухода. И вот так каждый год он навещает свои памятники.
А мне хотелось понять: как, с чего начинается творческий день скульптора... Как он видит в куске глины, в глыбе гранита конкретное лицо, дыхание времени, характера. Как всё это проходит через душу, сердце... Оказывается, если образ созрел, выношен, в буквальном смысле слова, «на плечах», то в дальнейшем скульптору легче работается.
Тогда глаза и пальцы его ощупью лепят, создают, творят прекрасное. И это вечное и прекрасное закладывалось в нём с детства, в степном хуторе с его родовым названием – Можаевка.
Предки Николая Васильевича ещё в XVI веке заложили Митякин городок и ближайшие хутора. «Можай», «межа» – это где-то далеко в степи, где что-то с чем-то граничит... Теперь Можаевка – сельское поселение Тарасовского района. От трассы «М4-Дон» – 60 километров. Глубинка ещё та. Надо ехать обязательно днём, иначе заблудишь. Лет десять назад я с удовольствием путешествовал к Можаевым в Можаевку. А Можаевы там живут чуть ли не в каждом втором доме. Но скульптор «прописался» здесь один, и культурное гнездо Можаевых раздвигает плечи: сын Александр – известный писатель, невестка Виктория Валерьевна – поэтесса, дочь Надежда – художница. Десять внуков у Николая Васильевича и семь правнуков. Старшие внуки уже завели свои семьи.
На самой границе с Украиной живут Можаевы. Речка Деркул через огород течёт – она и есть та самая пограничная полоса.
В прошлом году я ещё одну такую поездку совершил к Можаевым, чтобы поздравить с пятидесятилетием Викторию Валерьевну. Мы только подъезжали к хутору, а CMC-сообщение нас уже оповестило, что в соседнем государстве нас видят... Но дай Бог чтобы культурное гнездо Можаевых служило объединению, сближению и расцвету двух великих славянских культур.
Видимо, сам Бог повелел жить Можаевым на Деркуле. И вот что интересно: старожил семейства не мечтал быть скульптором... Он хотел быть моряком! Даже поступил в мореходку в Баку. Через год разочаровался однообразием жизни, пейзажа, – бросил. Мать Валентина Устиновна, не дождавшись мужа, настаивала на своём: «Отец приказывал учить тебя в железнодорожном...» Поступил и тоже бросил. Шёл по улице Луганска, и – как Бог дсветил: «Художественное училище». Зашёл в приёмную. «Творческие работы есть?» – «Нет, но я сегодня нарисую».
Коля нашёл в городе свою тётушку, попросил у неё краски и карандаши, изрисовал за вечер весь школьный альбом и на следующий день вновь пошёл в училище. Там посмотрели и удивились: «Вчера нарисовали? Вам надо учиться!» И поступил. И закончил отделение скульптуры. И на всю жизнь прикипел к творчеству.
Бесценный дар краеведческому музею Шолоховского района – скульптурные произведения Н. В. Можаева. Их более двух десятков. Что может быть благороднее дружественного рукопожатия? И не только в Вёшенской мы встречаемся теперь с Николаем Васильевичем. Мы узнаём его творческий почерк на Хопре, под Кумылженской станицей Волгоградской области, под Миллерово близ трассы «М4-Дон» по памятнику «Труженикам тыла», в станицах и хуторах, в Ростове-на-Дону и в городах Луганской области.
Николай Васильевич Можаев со своей душевной красотой и щедростью таланта, как и положено казаку, по-прежнему в строю. Он украшает нашу землю, воспевает её и славит человека труда.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
Можаев первый скульптор, который обратился к творчеству Шолохова. Назову только три его известные скульптурные композиции.
На подъезде к Вешенской, на высоком правом берегу Дона, где в старые времена тянулся Гетманский шлях, на самой макушке кургана расправил крылья бронзовый орел. Молодой орелик, собирающийся взлететь. Широкий размах крыльев, гордая царственная голова, грудь, полная молодых трепетных сил. Под крыльями – древняя казачья земля, многострадальная шолоховская степь, на которой сходились конные лавы, умирали герои «Тихого Дона». На постаменте, на сером камне, пророческие слова Серафимовича о молодом орелике. «….вспомнил я синеюще-далекое, ко...ЕщёСкульптор создал мемориалы павшим воинам Великой Отечественной войны в городах Краснодоне, Северодонецке, Лисичанске на Донбассе. Памятники Владимиру Ивановичу Далю, академику Михаилу Алпатову, поэту Тарасу Шевченко, атаману Булавину, Михаилу Шолохову. Десятки скульптур установлены в городах, станицах и музеях России и Украины.
Можаев первый скульптор, который обратился к творчеству Шолохова. Назову только три его известные скульптурные композиции.
На подъезде к Вешенской, на высоком правом берегу Дона, где в старые времена тянулся Гетманский шлях, на самой макушке кургана расправил крылья бронзовый орел. Молодой орелик, собирающийся взлететь. Широкий размах крыльев, гордая царственная голова, грудь, полная молодых трепетных сил. Под крыльями – древняя казачья земля, многострадальная шолоховская степь, на которой сходились конные лавы, умирали герои «Тихого Дона». На постаменте, на сером камне, пророческие слова Серафимовича о молодом орелике. «….вспомнил я синеюще-далекое, когда прочитал «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Молодой орелик желтоклювый, а крылья размахнул». В ту пору, когда он писал эти слова, Шолохову было 22 года….
Скульптор исходил, облазил все вешенские бугры, пока не нашел эту точку, этот бугор. Бронзовый орел естественно вписался в пейзаж. Гармония скульптуры и ландшафта. Явление огромного художественного символа – рождение и взлет таланта. Неувядающий символ гения Шолохова. Это ли не памятник великому писателю?
На развилке вешенской трассы, у поворота на хутор Кружилинский, родину Шолохова, насыпан высокий курган. На нем одинокая конная фигура казака с винтовкой на плече. Хлебнувший горя, уставший на войне человек возвращается домой. Напряженно-задумчив его взгляд, непреклонна гордая осанка головы. Природная стать, властно расправленные плечи выдают в нем недюжинного человека. Он устал от войны, но не от жизни. Надежда теплится в его напряженном взгляде. Что ждет его дома, на родине?
Образ донского казака, напоминающий нам Григория Мелехова. «Казакам Тихого Дона» -- так назвал свою монументальную композицию Можаев. Он вынашивал идею памятника тридцать лет. На мой взгляд, это лучшая работа скульптора. Она адекватна образу главного героя «Тихого Дона», которого сам Шолохов характеризовал, как «очарование человека». Можаев угадал эту мысль. Бронзовая фигура казака духовно близка самому Шолохову, юность которого была опалена гражданской войной на Верхнем Дону.
Наконец, самый известный, пожалуй, монумент Можаева «Григорий и Аксинья». Скульптура была создана в начале 80-х годов прошлого века и установлена в самом неподходящем месте – на левом берегу Дона в портовой промзоне Ростова. С городской набережной, с правого берега, с трудом можно было разглядеть маленькие фигурки скульптурной группы. Знаменитая интимная сцена из «Тихого Дона» среди башенных кранов и ржавых судов у ремонтных доков!
Слава Богу, памятник вскоре с немалым трудом переправили в Вешенскую. Установили на самом берегу Дона. Аксинья, зачерпнув воды, поднимается с коромыслом на высокий вешенский берег. Григорий, играя, теснит ее конем. Наверное, самая выразительная сцена из «Тихого Дона». Памятник стал культовым местом для туристов. Великая гармония пера Шолохова и бронзы Можаева!
Время только укрупнит эти образы, и потомки будут с почтением и благодарностью к Шолохову класть цветы к монументам Можаева.
Сегодня мы с благодарностью кладем цветы на свежую могилу Николая Васильевича на его родине, в хуторе Можаеве Ростовской области.
Василий Воронов