********************************************************************* ******** Срождения и до самой смерти определяется жизненная ниша человека. К примеру, предок, живший 100- 200 лет назад, никак не мог себе представить, как его потомки через эти века будут выглядеть и какая их жизнь в отличие от XIX века. Однако, его наследники могут довольно точно определить жизнь предка и понять то, что не дано было, живущему при крепостном праве. Знакомясь с Нижегородскими изданиями конца XX века, я с удивлением для себя, в журнале « Журналъ Нижегородской Губернской Учёной Архивной комиссии» от 8 декабря 1896 года статью некого А.Ф.Можаровского «Брачный обыск во времена крепостничества», нахожу знакомые деревни, это Селищи, Тарталей, Чукалы, Протасовка. В последнем была вотчина Иванцевского крепостника- помещика Протасова Александра Яковлевича*. О нравах помещиков- крепостников, в той статье Можаровского, даны в летописи священника Красовского. «позволения помещиков лично, от которых их крестьянам сватать, а притчу венчать давались до самого открытия воли: крестьяне без воли помещика сватать, а притче венчать не имели права. Вдовым крестьянам сам помещик назначал невест-вдов, нисколько не спрашиваясь, желает ли вдова идти в замужество за кого бы то ни было – это дело было не её. Позовут, бывало, говорят старики, отца вдовы или мать, да прикажут к назначенному сроку готовиться к венцу, и делу конец». А на «невесту» составляли «притчу»: «Деревня Селище господина статского советника Петра Павловича Званцова, из судного его правления притчу села Еделева…..Деревни Тарталей крестьянин- вдовец (такой-то) понимает за себя в замужество одновотчинного господина нашего статского советника П.П.Званцова деревни Селищ, у крестьянина (такого-то) дочь, девицу ( такую-то) и мы об оном рассматривая по своей вотчине (нашли), что к бракосочетанию как жених, так и невеста между собой никакого родства, кумовства и крестного братства не имеют, также и невеста с нашей стороны каждый год на исповеди и у святого причастия была и у священника нашего села Чукалы иерея Иоанна Петрова в росписях в духовных значится, писана 24 лета…. Бурмистр ….( ), староста….( ), соцкий …..( ). Генваря 16 дня 1812 г..» После подавления крестьянских войн и реформы Екатерины –II, помещики обращались с крестьянами как со скотом. Из Государственного Архива имеется дело купли-продажи помещицей Юсуповой помещице Бахметевой (Четвертинской)* Наталье Готфридовне крестьянина Ларионова с семейством. ( с 9 августа- 13 сентября 1855 год) по цене 8 рублей 50 копеек за душу. * Эти помещики Бахметевы обменяли на собак в начале века и моих предков. Одиннадцать семей монастырских крепостных мерян из Костромы, основали порядок в один ряд по склону к оврагу* – поотдаль от барского имения.
В разговорной речи жителей эрзянского села Иваньбиё слово «мерян» употребляется часто. По-видимому, это не случайно. Утверждать не буду, как обзывали крепостных поселенцев аборигены- эрзяне, жители Кержемань (Киржеман) буё. Сельские острословы точно определяли людей, под корень. В годы Отечественной войны в моём селе Иваньбиё спасались от голода эрзяне из соседней Мордовии. В их речи постоянно звучало «эна тон». За этот диалект получили прозвище «Энат». Возможно и тех, переселенцев обзывали «мерят». Они качественно отличались от местного населения мастеровитостью, аккуратностью и трудолюбием. При правлении Павла-I в Иваньбиё переселили одиннадцать семей крепостных крестьян.*** Для того времени, это была обычная сделка феодалов купли-продажи. Никаких документов от этого акта не сохранилось, их просто не было. Настоятель монастыря и помещик* сошлись по рукам, на честном слове. Барину нужны были мастеровые люди для строительства церкви, а владыке породистые собаки- гончие для охоты. Установить точно год переселения крестьян и обоснование их на эрзянской земле возможно логикой и политической жизни того времени. Даёт основание, что это конец XIX века. К этому предшествовали указы императора Павла –I. От 16 октября 1798 года был запрет крепостникам продавать дворовых людей и крестьян как скот, отрыв от семьи. Купившего людей помещика обязывали строго- обеспечить жильём, скотом и главное выделить землю. С императорским Указом были сняты с крестьян все недоимки в подушном сборе. Также переселенцы освобождены на шесть лет от рекрутского набора. Все эти императорские льготы облегчили жизнь переселенцам на новом месте. Они собственными силами поставили дома и дворы для скота, получили в пользование земельные подушные наделы. В благодарность царской милости мои предки в церкви крестили родивших мальчиков Павлами, а девочек Мариями или Екатеринами. По женской материнской линии из тех далёких предков известен Арсентий ( Урняень Арсё). Несомненно, он, родившегося вторым поколением, на эрзянской Иванцевской земле, в семье крепостных мерян.
Знали ли, мои предки, за что и кого благодарить? Император Павел, при котором они осели жить на Иванцевской земле, был сумасбродным, неуравновешенным самодержцем, вошедший на престол в 1796 году. И он вряд ли, сам задумывался о вопиющем положении крепостных и судьбе несправедливо обделённых людей. Большое влияние на императора и его благотворительные поступки имели две женщины – это супруга императора, великая княгиня Мария Фёдоровна и фаворитка, фрейлина Екатерина Нелидова. Екатерина Ивановна приобрела огромное влияние на Павла. Но силу эту она использовала во благо, стараясь помогать несчастным. Вследствие её влияния вышли Указы Павла-I в 1798 году облегчающие участь продаваемых крепостных. В дворцовых кругах шептались, что страной правит Нелидова и её родня, и друзья. В 1801 году совершенно убийство императора Павла-I, а в народе остался Павел справедливым крестьянским царём.
В моём роду имена Павел и Екатерина прошли не одно поколение, всё же знали и помнили предки. Начальное обрусение мерянских семей в Иваньбиё в короткий срок исчезло. Их трудно было отличить от коренных жителей. Местные эрзя охотно заключали браки, хотя браки в селе с инородцами не поощрялись. Помещик-крепостник Бахметев Сидор Николаевич имел мало крепостного люду. В годы отечественных войн 1670 и 1771 эрзяне не были закрепощены и поэтому купчие заключались в имении Бахметьевых ( уже Протасовых) в начале и в середине XIX века из других регионов России. Однако, даже русские семьи быстро ассимилировались в эрзянской среде, большому неудовольствию барина Александра Яковлевича Протасова ( 1743-1799гг). После войны Пугачёва барин пытался силой выдать (вдову) замуж, но Лукерья Пятойкина выдержала три публичные порки, не подчинилась барину. Также неуправляемые были и другие крестьяне. До нас дошла насмешливая байка тех времён: «Кого порют ныне на барском двору? Вестимо, Егунцов!» Иванцевский эрзянский род крепостные и дворцовые , удельные люд пережили рабство, остались людьми. По рассказам моих предков жили большими семьями, держались за сельскую общину. Держали они много скота, дорожили землей, которая для них была святыней, имея природный дар мастерства, не уходили на заработки. Их руками строилось барское великолепие и богатство экономии. Даже голод в 1890-1892 году обошел село. Но село нищало, особенно после отмены крепостного права. Закончилось взрывом восстания в селе в конце декабря 1905 года и полным уничтожением барского имения. Последний владелец Иванцевского имения граф Протасов-Бахметев Николай Алексеевич жил в Санкт-Петербурге, был с мая 1890 года членом Государственного совета, умер в 1907 году. Его жена, графиня Наталья Дмитриевна не захотела восстанавливать имение. Последние управляющие как мясоторговец А.И.Байков****, Лукояновский купец, окончательно разорил имение. После 1917 года Иванцевский народ строил уже иную, новую жизнь.
* * *
* …дело купли –продажи крепостных.Гос.Архив Горьковской обл., фонд №158, опись №103, еденица хранения №1074.
** Наталя Гофридовна Бахметева (в девичестве Четвертинская) польская шляхтичка. Она рекомендовала на место управляющего в Иванцевской экономии за место Всегодичного А.С. с 1903года пана Германа.Иванцевская экономия перешло как приданое к дочери Варваре Алексеевне, жене генерала А.Я.Протасова. Далее их сыну Н.А.Протасову. По завещанию внучатому племяннику Н.А. Графу Протасову-Бахметеву.
*** Легенда связана основанием порядка Рузыньбе, завоз 11 семей крепостных мерян с Костромы относится к 1800- 1801 годы с целью использовании строительства церкви. Они попали под благотворительные реформы Павла-I. Протасов А.Я. воспитатель царских детей не мог реформы испытать на своих крепостных, которым Павел добавил еще 800 семей.
****Мясоторговец А.И.Байков из кирпича барского дворца выстроил себе двухэтажный дом в городе Лукоянове. Сохранил стиль кладки стен и рельеф. В 1914 году передал здание под лазарет.
Ныне, это школа искусств.
• Четвертинская Наталья Гофридовна- Святополк- польская княжна вышла замуж за генерала Алексея Николаевича Бахметева- Героя Бородинской битвы. Их сын последний владелец Иванцевской экономии.
•
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев