П.А. Федотов родился в Москве 4 июля 1815 года в семье Андрея Илларионовича Федотова, служившего в армии во времена Екатерины II и получившего при выходе в отставку чин поручика и дворянство, впоследствии обедневшего титулярного советника, и его жены Натальи Алексеевны Калашниковой. Помимо Павла, в семье было ещё несколько детей.
Когда мальчику исполнилось 11 лет, его определили на пансион в Московский кадетский корпус. Хорошие способности и примерное поведение выгодно отличало Павла в лице начальства и способствовало его продвижению на воинской стезе. Курс он окончил с отличием и со званием фельдфебель.
Не смотря на отличные показатели в учебе, Федотова не прельщала карьера военного, и все свободное время он посвящал любимому занятию – рисованию. После направления на службу в Санкт-Петербург в лейб-гвардию Финляндского полка, у Федотова появилась возможность посещать по вечерам занятия по рисованию в Академии художеств.
Помимо военных наук он очень прилежно изучал анатомическое строение человеческого тела, учился работать с гипсовыми моделями. Карандашные и акварельные рисунки со сценками военной жизни, которые были написаны Федотовым, отличались узнаваемостью и реалистичностью. Довольно часто попадались рисунки карикатурного содержания.
После 10 лет службы Павел Андреевич Федотов выходит в отставку и полностью посвящает свою жизнь живописи. Это решение поставило его и так совсем не шикарную жизнь в сложное положение. Его скудной пенсии явно не хватало и он жил в очень стесненных условиях. Но это не помешало ему продолжать стремиться к своей мечте – стать серьезным художником.
Определиться с жанром ему помог И.А. Крылов, посоветовавший заняться жанровой живописью. Уже первая серьезная работа маслом «Свежий кавалер» получила хвалебные отзывы современников, в том числе и художников. Приободренный удачей Федотов полностью отдает себя работе. Вскоре появляются полотна «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора», которые были встречены не менее восторженно.
Эти работы принесли не только известность, но и звание академика живописи, что позволяло получать материальную помощь государства. Это было большим подспорьем. Все три полотна художника наши современники могут увидеть в Третьяковской галерее. К сожалению, Федотов не успел полностью насладиться своим триумфом, так как оказался косвенно причастен к делу «петрашевцев».
Государственная машина повернула свои маховики и художник Федотов в миг стал «неблагонадежным», а следовательно и его новые работы оказались не востребованными. Новых заказов тоже не предвиделось. Жизнерадостный, оптимист по натуре, общительный Федотов превратился в замкнутого, желчного, пессимистичного человека. Перемена нравственная тяжело отразилась на физическом состоянии - у художника ухудшилось зрение, он стал страдать приливами крови к мозгу, частыми головными болями, состарился не по годам.
Весной 1852 года у Павла Андреевича обнаружились признаки острого психического расстройства. Его поведение отличалось странностью. Вскоре Академию известили из полиции, что «при части содержится сумасшедший, который говорит, что он художник Федотов».
Друзья и начальство Академии поместили Федотова в одну из частных петербургских лечебниц для душевнобольных, а государь пожаловал на его содержание в этом заведении 500 руб. Несмотря на это, болезнь прогрессировала, и осенью 1852 года знакомые выхлопотали перевод Павла Андреевича в больницу Всех скорбящих на Петергофском шоссе. Здесь Федотов и умер 26 ноября того же года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей. В 1936 году его прах был перезахоронен в некрополь Александро-Невской лавры и установлен новый памятник.
Картины Федотова представляют собой жанровые сценки из обыденной жизни. Они сочные, яркие с очень запоминающимся сюжетом и героями. Реальность и приземленность сюжета нисколько не умаляет и не делает их скучными, а, наоборот возникает желание взглянуть еще раз. Художник мастерски использует прием центра и задника, основного и второстепенного. На всех его картинах основное яркое пятно в центре картины.
За него цепляешься взглядом, оно притягивает внимание. Лишь потом взгляд перемещается на задний план, где каждый персонаж или предмет интересен и важен. Ни на одной картине Федотова нет лишних деталей для украшательства – все строго и четко по сюжету, и, тем не менее, они все интересны и каждый несет определенную смысловую нагрузку.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев