ВНИИРА – традиционный разработчик автоматизированных систем управления воздушным движением. В 1975 г. разработана первая отечественная АС УВД "СТАРТ", включающая обработку радиолокационной информации ВРЛ и ПРЛ и элементов текущих планов полета.
В 1986 г. разработана АС УВД второго поколения "СПЕКТР", в которой автоматизирована обработка не только радиолокационной информации, но и плановой информации в полном объеме, а также расчет пространственно-временных (4D) траекторий и анализ воздушной обстановки на бесконфликтность (STCA, MSAW).
В 90-х и начале 2000-х г.г. создан унифицированный ряд (УР) АС УВД "СИНТЕЗ", реализующий наивысший уровень автоматизации, удовлетворяющий рекомендациям EUROCONTROL и обеспечивающий бесстриповую технологию УВД.
На сегодняшний день более 40 центров УВД оснащены средствами УР АС УВД "СИНТЕЗ" в России и за рубежом. АС УВД «Синтез» последнего поколения не имеет аналогов, в этой системе реализуются 10 уникальных функций, полного набора которых нет ни в одной системе АС УВД Европы.
С 2009 года ВНИИРА выступает в качестве системного интегратора проектно-изыскательских, строительно-монтажных работ, поставщика оборудования собственной разработки для модернизации более 20 аэродромно-районных и аэроузловых центров УВД в России в городах Сочи, Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск и других. Данные работы проводятся в соответствии с Федеральной целевой программой «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2015 годы)».
1.Назначение:
-Прием, обработка и отображение информации о воздушной обстановке;
-Прием, обработка, хранение, отображение и рассылка плановой информации;
-Прием, обработка и отображение метеорологической информации;
-Автоматический анализ и отображение информации о текущей и упрежденной воздушной обстановке на бесконфликтность;
-Автоматическое обнаружение «среднесрочных» конфликтов между воздушными судами;
-Обнаружение несоответствий и выдача напоминаний;
-Отображение информации о текущей и упрежденной воздушной обстановке, планов полета, метеоинформации, об ограничениях воздушных полетов и справочной информации;
-Обеспечение эшелонирования RVSM;
-Взаимодействие со смежными АС УВД по стандарту OLDI;
-Управление и контроль функционирования системы, включая контроль; функционирования источников информации и каналов передачи;
-Документирование и воспроизведение информации, обрабатываемой системой;
-Резервная обработка и отображение информации наблюдения;
-Тренировка диспетчеров УВД.
2.Дополнительные функциональные возможности:
-Safety Net – подсистема контроля безопасности, состоящую из функций:
- STCA (Short Term Conflict Alert) - предостережение о краткосрочном конфликте (до 2 минут);
- APW (Area Proximity Warning) - функция АС УВД, обеспечивающая обнаружение приближения на интервале 1-2 минут (и входа) ВС в зону воздушного пространства, в котором полет данного ВС не может осуществляться, и выдачу диспетчеру соответствующего оповещения;
- MSAW (Minimum Safe Altitude Warning) - функция УВД по контролю безопасности полета ВС, обеспечивающая обнаружение снижения ВС ниже минимального безопасного эшелона (высоты) и выдачу диспетчеру соответствующего оповещения;
- APM (Approach Path Monitor) контроль безопасности при заходе ВС на посадку (в аэродромных АС УВД);
- TP (Trajectory Prediction) - расчет плановой и тактической 4D траектории ВС на основе тактического (текущего) плана полета, информации о погоде, характеристик ВС, радиолокационных данных о движении ВС, а также с учетом диспетчерских разрешений;
- MTCD (Medium-Term Conflict Detection) - обнаружение среднесрочных конфликтных ситуаций на глубине прогноза от 0 до 20-60 мин;
- TCT (Tactical Controller Tool) - инструменты тактического диспетчера. Обеспечивают помощь диспетчеру радиолокационного контроля в обеспечении эшелонирования на глубине прогноза до 8 минут;
- MONA (Monitoring Aids) - контроль соответствия и напоминания - инструментальные средства, дополнительные к прогнозированию траектории, которые помогают диспетчеру в контроле всех ВС под управлением;
- CORA (Conflict resolution assistant) – поддержка принятия решения при разрешении конфликтов или при оценке запросов пилота;
- SYSCO (System Supported Co-ordination) – координация движения ВС, взаимодействие со смежными АС УВД (например, по протоколу OLDI);
- CPDLC (Controller Pilot Data Link Communications) – Обмен информации между диспетчером и пилотом с использованием интерфейса АС УВД и цифрового канала передачи данных. Обеспечивает автоматизированное взаимодействие экипажа и диспетчера;
- AMAN Arrival Manager (менеджер организации прибытий). Предназначен для организации последовательности использования ВПП прибывающими самолетами с учетом вылетающих самолетов;
- DMAN Departure Manager (менеджер организации вылетов). Функция DMAN предназначена для организации последовательности использования ВПП вылетающими самолетами с учетом прибывающих самолетов и организации движения на аэродроме.
3.АЗН-В 1090 ES
Обработка данных об информации наблюдения:
-Прием и контроль радиолокационных данных любых РЛК (до 32), данных от АЗН-В;
-Сопровождение и объединение информации наблюдения от многих источников включая АЗН-В и МПСН;
-Корреляция с плановой информацией;
-Прием и обработка данных АРП (ADF);
-Канал прямого доступа к РЛИ («by-pass»), включая элементы плановой информации;
4.Обработка плановой информации:
-Прием данных от АС ПИВП (IFPS), хранение и ведение базы данных планов полета;
-Обработка, распределение и рассылка плановой информации;
-Расчет пространственно-временных траекторий и прогнозирование воздушной обстановки;
-Коррекция пространственно-временных траекторий по радиолокационной информации;
-Назначение кодов ВРЛ;
-Безголосовая межсекторная координация и радиолокационная передача управления;
-Координация со смежными центрами по стандарту Евроконтроля-OLDI (SYSCO);
-Возможность хранения RPL, приема сообщений AFTN и предварительного (суточного) планирования;
-Сбор информации для расчета аэронавигационных сборов за ИВП;
-Расчет ожидаемой нагрузки по секторам и элементам воздушного пространства;
-Фиксация и выдача статистических данных по ИВП.
5.Анализ текущий и прогнозируемой ВО на бесконфликтность и соответствие планам полета:
-Среднесрочные ПКС (от 2-х до 60 минут до начала) на основе 4D траекторий (MTCD);
-Расчет и отображение вероятности возникновения среднесрочных конфликтов диспетчеру;
-Отображение конфликтующих ВС и ВС, ограничивающих маневрирование при разрешении конфликта;
-Отображение вертикального разреза воздушной обстановки (окно помощи диспетчеру в вертикальной плоскости);
-Контроль ИВП с учетом RVSM;
-Прогноз и достижение граничных значений норм эшелонирования (SSA);
-Краткосрочные потенциально опасные сближения (STCA);
-Снижение ниже безопасной высоты (MSAW);
-ПКС с ограничениями ИВП и опасными метеоявлениями (APW);
-Отклонение от маршрутов полета по плану, невыдерживание заданного эшелона и напоминание, .(MONA) и др.;
-Контроль безопасности захода на посадку;
-Поддержка принятия решения при разрешении конфликтов в вертикальной и горизонтальной плоскостях;
-Функция «что если».
6.Обработка метеоинформации:
-Обработка метеоинформации, графическое и текстовое отображение (совмещено с отображением воздушной обстановки);
-Фактической погоды на ВПП;
-Опасных метеоявлений;
-Погоды и прогнозов по аэродромам и маршрутам полета (METAR, SPACI, TAF, SIGMET);
-Траекторий шаров-зондов;
-Прием метеорологической информации от АИС «Метеосервер».
7.Отображение на совмещенных индикаторах воздушной обстановки и плановых данных (ИВО и ПД) следующей информации:
-Текущей воздушной обстановки (ВО) на основе мультирадарной обработки, включая картографическую, радиолокационную, пеленгационную и метеорологическую информацию, информацию АЗН-В и МПСН, ограничения ИВП и опасные метеоявления;
-Плановых данных в виде списков и планов полетов;
-Окна потенциально конфликтных ситуаций (ПКС/PPD);
-Признаков ПКС, информации для их предотвращения и отклонений от плана;
-Различных предупреждений и напоминаний;
-Краткосрочного прогноза по РЛИ в виде векторов дальности и экстраполяции (как по всем ВС, так и индивидуально);
-Среднесрочного прогноза по ПЛИ в графической и буквенно-цифровой форме;
-Списки планирования и входа;
-Окно ПКС (PPD);
-Окно помощи диспетчеру в вертикальной плоскости (VAW);
-Прогнозируемая воздушная обстановка (маршруты по плану);
-Расширенные ФС с информацией пролета ПОДов;
-Окно нагрузки по сектору и элементам воздушного пространства;
-Данных о взаимодействии со смежными АС УВД по стандарту OLDI (SYSCO);
Псевдолокационного отображения информации о ВО при отсутствии РЛИ («трек по плану»);
-Информации о состоянии навигационных и посадочных средств;
-Воздушной обстановки по секторам и ожидаемой нагрузки (на РМ руководителей полетов).
8.Человеко-машинный интерфейс:
-Соответствует рекомендациям EUROCONTROL (Eatchip Phase III HMI Catalogue) и др.;
-Обеспечивает бесстриповую технологию работы диспетчеров УВД;
-Обеспечивается совмещенное отображение ВО, плановой, метеорологической и справочной информации;
9.Графический дружественный человеко-машинный интерфейс на основе оконной технологии, минимизирует нагрузку на диспетчеров УВД и обеспечивает:
-Отображение минимума информации, необходимой в данный момент диспетчеру;
-Легкий доступ к дополнительной информации;
-Расположение ФС в зависимости от курса ВС для уменьшения количества наложений ФС;
-Автоматический и ручной отброс ФС для предотвращения наложения ФС;
-Соответствие цвета ФС статусу полета;
-Использование стандартных, выделенных и расширенных ФС;
-Графическое представление прогнозируемой ВО (вектора скорости, маршрута по плану);
-Интегральное графическое представление возможных ПКС в окнах (PPD, VAW);
-Эффективное графическое представление информации по конкретным краткосрочных и среднесрочным ПКС (STCA, MTCD);
-Ввод информации через меню параметров путем прямого обращения к соответствующим элементам.
10.Документирование и воспроизведение;
-Непрерывное документирование информации и действий диспетчера, обрабатываемых в системе;
-Хранение задокументирвоанной информации в течение заданного периода времени;
-Активное или пассивное воспроизведение в реальном или ускоренном времени на любом рабочем месте;
-Синхронное воспроизведение с голосовой информацие;
-Статистика по ИВП и допущенным нарушениям эшелонирования ВС.
11.Контроль и управление:
-Непрерывный контроль функционирования всех элементов системы, включая все источники информации;
-Оконный графический интерфейс системного инженера;
-Автоматическая и ручная реконфигурация;
-Сбор и представление информации о состоянии навигационных и посадочных средств;
-Документирование системных событий и действий сменного инженера;
-Документальное и графическое представление архивированной информации для последующего анализа;
-Оперативное тестирование всех компонентов системы;
-Тренировка диспетчеров УВД.
12.Интегрированный или автономный системный тренажер, выполняющий все функции системы:
-Моделирование на основе планов полета управляемой пилот-операторами ВО или комбинация реальной и моделируемой ВО;
-Моделирование ВО в реальном или ускоренном масштабах времени;
-Автономные посекторные упражнения с моделированием взаимодействия со смежными секторами и комплексные упражнения;
-Запись и воспроизведение упражнений синхронно с голосовой информацией;
-Моделирование визуальной наземной обстановки (с использованием 3D графики) для тренировки диспетчеров старта и руления.
13.Внешние интерфейсы:
-Стандартный ASTERIX для РЛК, библиотека протоколов СНГ и любые протоколы заказчика;
-Автоматические радиопеленгаторы (ADF);
-AFTN для сообщений по планам полета и МЕТЕО сообщений (METAR, SPECI, —TAF, SIGMET);
-АС ПИВП (IFPS);
-АИС «Метеосервер»: КРАМС (AWOS), автоматизированный МРЛ, AFTN и АСПД Госкомгидромета;
-Смежные АС УВД (OLDI);
-Возможность наращивания ВРЛ режима S, ADS-B, CPDLC и ADS-C;
-Сопряжение со спутниковыми линиями передачи данных.
14.Основные системные решения:
-Соответствие стандартам и рекомендациям мирового авиационного сообщества: ICAO и EUROCONTROL (COPS/CWP, документам программы EATCHIP (REFGHMI, CATALOGUE, EGD, FASTI, SESAR);
-Системное ПО, обеспечивающее открытость архитектуры и возможность наращивания системы:
= OC UNIX (Solaris);
= Протоколы ЛВС (LAN) ETHERNET TCP/IP, SNMP;
= Графический пакет X-Windows X11-R6, Qt;
= База данных MySQL;
-Соответствие человек-машинного интерфейса рекомендациям EUROCONTROL: документу EATCHIP PHASE III HMI CATALOGUE и др.;
-Стандартные новейшие вычислительные средства (COTS): Рабочие станции и серверы ведущих производителей (Oracle, Sun, HP);
-Стандартные современные средства отображения: LCD мониторы 28” (2048x2048), 30” (2560x1600) и 24” (1920x1200);
-Секторы УВД состоят из двух независимых рабочих мест, обеспечивающих как раздельное выполнение функций ДРУ (ТС) и ДПК (РС), так и совместное одним диспетчером с одного рабочего места;
-Дублирование и горячее резервирование групповых серверов, ЛВС, рабочих мест и наличие канала прямого доступа к РЛИ, включая элементы ПЛИ, обеспечивают безотказность функционирования системы.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев