Несмотря на опасения по поводу пошлин, производители надеются на возрождение популярности американского бренда. Сорок один год назад, когда дед Сары Ирвани основал обувную компанию в Буфорде, штат Джорджия, половина обуви страны производилась в Америке.
● Сегодня этот показатель снизился до 1%.
● «С конца 1890-х годов и примерно до 1970-х годов в Буфорде действительно производили обувь», — сказал Ирвани.
● Теперь фабрика Oka Brands стоит особняком.
● Спорная кампания президента Дональда Трампа по введению пошлин вызвала разговоры, споры, надежды и отчаяние по поводу состояния американского производства.
Трамп заявляет, что повышает импортные пошлины отчасти в надежде стимулировать возрождение производства и вдохновить потребителей покупать американские товары.
Концепция «Покупай американское» стара, как мир. Однако сейчас движение «Покупай американское» сталкивается с серьёзными препятствиями. Инфляция за последние пять лет значительно подняла цены, сделав дешёвый импорт ещё более привлекательным.
По данным опроса, проведенного Morning Consult в октябре для Альянса американского производства, большинство американцев говорят, что предпочитают продукцию американского производства, если могут ее найти.
Но, возможно, они не слишком усердно ищут: опрос Гэллапа показывает, что лишь около 40% американцев постоянно знают, где производятся их тостеры и футболки.
Американские производители хотят изменить отношение.
«Сделано в Америке» означает создание сообществ, создание рабочих мест и поддержку соседей», — сказала Эмити Мессетт, директор по продажам и маркетингу в Liberty Tabletop, компании, которая позиционирует себя как последний американский производитель столовых приборов из нержавеющей стали.
USA TODAY поговорил с некоторыми из последних производителей товаров для дома в Америке, чтобы узнать, почему они сохранили свой бизнес в США, что они предлагают такого, чего нет у их зарубежных конкурентов, и как тарифы Трампа влияют на их деятельность.
«Сегодня, когда мы говорим о „Сделано в Америке“, мы имеем в виду, что все нужно делать правильно и нести ответственность за свои действия». - Гат Капертон, Владелец Гат-Крик
Резкое сокращение рабочих мест в обрабатывающей промышленности
Численность занятых в обрабатывающей промышленности США резко сократилась с пикового значения в 19,6 млн человек в 1979 году до 12,7 млн человек в сентябре 2025 года. Доля обрабатывающей промышленности в общем числе рабочих мест вне сельского хозяйства снизилась с 29% в 1960 году до 8% на сегодняшний день.
Не всё так плохо. Небольшое оживление в обрабатывающей промышленности увеличило численность рабочей силы с минимума в 11,4 миллиона человек в 2010 году до нынешнего уровня, чему способствовал возрождающийся дух «Покупай американское».
«Существует очень увлечённая, но небольшая база потребителей, готовых покупать американскую продукцию», — сказал Скотт Пол, президент Альянса американских производителей. «И причина этой увлечённости и малочисленности заключается в том, что это сложно».
Упадок американского производства продолжается уже несколько десятилетий. Ни один президент, политическая партия или иностранная держава не несут за это всей вины.
Америка поддержала импорт, заключив в 1994 году Североамериканское соглашение о свободной торговле, которое снизило торговые барьеры между Соединенными Штатами и их соседями — Канадой и Мексикой.
Создание Всемирной торговой организации (ВТО) в 1995 году ознаменовало начало эпохи глобализации. Вступление Китая в ВТО в 2001 году привело к потоку дешёвого импорта в Америку.
Некоторые американские компании перенесли фабрики и рабочие места за границу, воспользовавшись более низкой заработной платой, более дешевыми материалами, слабым трудовым законодательством и недостаточным уровнем экологических норм. Другие закрылись, вытесненные импортной продукцией, которая иногда продавалась дешевле себестоимости её производства.
В определенный переломный момент каждый из восьми производителей, представленных в этом отчете, принял решение остаться в бизнесе, сохранить свои заводы в Америке и конкурировать с растущей волной импорта.
Сегодня большинство из них даже не пытаются конкурировать по цене.
«Я просто никогда не говорю о цене, потому что в этом нет смысла», — сказал Мэтт Бигелоу, генеральный директор USA Brands, производителя фланелевых рубашек, синих джинсов и плюшевых мишек.
«Примерно 90–95% всех игрушек, плюшевых мишек и других плюшевых игрушек в мире производятся в Китае», — сказал он. «Если вы зайдёте на Amazon и будете искать дешёвого плюшевого мишку, вы нас не найдёте».
Вместо этого они конкурируют по качеству. Противни Nordic Ware, отпечатанные на фабрике в Миннесоте, уже более 10 лет считаются лучшими в своем классе для Wirecutter.
Компания American Giant из Сан-Франциско продает толстовку, которую журнал Slate Magazine назвал «Лучшей толстовкой из когда-либо созданных».
Журналист CNET опробовал пару слайдов Oka Recovery и заявил: «Мои ноги не перестают меня благодарить».
«Сегодня, когда мы говорим о „Сделано в Америке“, мы имеем в виду то, что все делается правильно и что вы несете ответственность за свои действия», — сказал Гэт Капертон, владелец Gat Creek, одного из сокращающихся американских производителей мебели.
Качество, цена и патриотизм
Это не значит, что американские производители никогда не конкурируют по цене. American Giant поставляет в Walmart футболки, сделанные в Америке, полностью из хлопка, которые продаются по цене 12,98 доллара.
«Это свидетельство того, что может произойти, если вы сотрудничаете с таким брендом, как Walmart, который может поддерживать объемы продаж в течение длительного периода времени», — сказал Байярд Уинтроп, основатель American Giant.
На футболках Walmart от American Giant обычно присутствует тот или иной вариант надписи «Made in America» или «American Made», иногда в окружении американского флага.
Патриотизм пронизывает движение «Сделано в Америке». Призыв «Покупай американское» существует ещё со времён Бостонского чаепития, предвестника Войны за независимость. Конгресс времён Великой депрессии принял Закон «Покупай американское» 1933 года, который отдавал предпочтение товарам американского производства в государственных закупках. Американцы старшего поколения наверняка помнят дерзкие автомобильные ролики Ли Якокки 1980-х годов, когда американские автопроизводители выступали против импорта.
Сегодня самой известной эмблемой движения является логотип «Сделано в США», регулируемый Федеральной торговой комиссией, которая требует, чтобы продукт «полностью или почти полностью» производился в Соединенных Штатах.
Американские производители хотят, чтобы клиенты знали, что их покупка способствует созданию рабочих мест: не только на их собственных заводах, но и на заводах, поставляющих нержавеющую сталь для столовых приборов Liberty Tabletop или хлопок для American Blossom Linens — бренда, который начинался как розничный магазин в Филадельфии.
«Покупая нашу обувь, — сказал Ирвани, генеральный директор Oka Brands, — вы помогаете формировать американскую экономику и структуру нашего общества. Я считаю, что рабочие места в производственной сфере важны для нашего общества».
Однако в последнее время движение «Сделано в Америке» оказалось втянуто в политику.
Тарифы Трампа и движение «Покупай американское» оказались втянуты в более масштабную борьбу, вызванную противоречивой политикой президента, сеющего раздор. Китайские мемы высмеивают его кампанию за реиндустриализацию Америки. Демократы широко высмеивают тарифы, хотя раньше партия их поддерживала. Значительная часть населения выступает против импортных пошлин, которые многие американцы и большинство экономистов связывают с ростом цен.
По данным недавнего опроса You-Gov/Economist, гигантский американский флаг на веб-сайте может найти отклик у сторонников Трампа-республиканцев, которые с большей вероятностью поддержат его тарифы и вывесят флаг у своих домов.
Более тонкий посыл, исходящий от американцев, может быть интересен демократам, у которых более противоречивые чувства по поводу тарифов и самого флага.
Естественно, американские производители хотят охватить обе стороны.
«По сути, это все равно, что покупать местные товары, но покупать местные товары по всей нашей стране», — сказал Тодд Липскомб, основатель сайта MadeInUSAForever, розничной витрины американской продукции.
«Это не вопрос «красного» или «синего» штата, — сказал Липскомб. — Это вопрос «красного», «белого» и «синего» штата».
В любом случае производители поняли, что фраза «Сделано в Америке», какой бы резонансной она ни была, недостаточна для того, чтобы привлечь американских потребителей.
«Патриотизм и сохранение рабочих мест далеко не уведут», — сказал Капертон из Гэт-Крик.
Выделение среди конкурентов
Бигелоу из USA Brands считает, что у американских товаров «должны быть как минимум две-три „уникальные“ особенности» — качества, которые отличают их от импортных. Американское происхождение считается лишь одним из них.
Для бренда Vermont Flannel компании Bigelow адрес в штате Грин-Маунтин — один из главных аргументов в пользу покупки. Ещё одним преимуществом является качество фланели, которая регулярно попадает в списки «Лучшей фланели».
Многие из оставшихся в Америке производителей товаров для дома строят свою деятельность на основе красочных историй происхождения, которые обычно связаны с иммигрантами, скудным производством и поисками американской мечты.
Дэйв и Дороти Далквист основали Nordic Ware в 1946 году в Миннеаполисе. Она разбиралась в скандинавской кухне. Он разбирался в металлургии. Они начали создавать кухонные принадлежности, «названия которых трудно произнести, если вы не скандинав», – сказала Дженнифер Далквист, их внучка и исполнительный вице-президент Nordic Ware.
Далквисты создали форму для кекса «Бундт», которая приобрела популярность в 1960-х годах после того, как кекс «Бундт» выиграл приз на престижном конкурсе Pillsbury Bake-Off.
Компания Oka Brands возникла, когда семья Ирвани бежала из Ирана после революции 1979 года, которая лишила их обувного бизнеса. Они основали новую компанию в сельской местности Грузии.
Поскольку другие американские производители обанкротились, а конкуренты переместились за границу, и Далквисты, и Ирвани сопротивлялись давлению, вынуждавшему их перенести свои фабрики за границу.
«Многие люди в отрасли говорили моему отцу и деду: «Вам нужно переехать за границу, иначе вы обанкротитесь», — рассказал Далквист.
«Законы об охране окружающей среды и правах человека там просто отсутствуют», — сказала она. «Поэтому нашей семье это не понравилось».
Оставшиеся американские производители видят горькую иронию в эволюции американской политики. С одной стороны, федеральные регулирующие органы ввели минимальную заработную плату, законы о детском труде и строгие стандарты охраны труда и техники безопасности в американских отраслях.
В то же время ослабление правил торговли «позволяло нашим крупнейшим корпорациям игнорировать их все и производить продукцию за рубежом», — заявил Уинтроп из American Giant.
Изображения работающих детей и предприятий с потогонной системой, несомненно, побуждают некоторых потребителей покупать американские товары.
Производители из США также могут рекламировать свою продукцию как надежно безопасную: если каждый компонент поставляется с американского завода, производитель может поручиться за его содержимое.
«Вы получаете полную и прозрачную информацию о том, что в нее входит и как обращаются с людьми», — сказал Ирвани из Oka Brands.
Пандемия COVID-19 позволила американским продуктам засиять
Для американских производителей пандемия COVID-19 стала моментом расцвета. Глобальные цепочки поставок замерли, грузовые контейнеры застряли в портах. Потребители томились дома, полностью перейдя на онлайн-шопинг.
Все это было на руку американским производителям, которые в большинстве своем не использовали транспортные контейнеры и больше полагались на собственные веб-сайты для продаж.
«Наш веб-бизнес вырос более чем на 200%», — сказал Мэтт Робертс, генеральный директор Liberty Tabletop.
Компания American Blossom Linens запустила розничный сайт в 2019 году после десятилетий продаж постельного белья больницам, отелям и государственным учреждениям. Время было выбрано идеально.
«Мы оказались в нужном месте в нужное время», — сказала Джанет Вишния, управляющая брендом компании Thomaston Mills. «Все сидели дома, а с грузовыми судами были проблемы, и всё просто взорвалось».
В какой-то степени принятие товаров для дома и одежды, произведенных в Америке, означает отказ от культуры одноразового потребления, превращая глобальную судоходную индустрию в ещё один аргумент в пользу американских товаров. Для критиков-экологов невероятно низкая цена и удобство покупки многих импортных потребительских товаров одним кликом опровергают очевидную абсурдность перевозки пластиковой игрушки по всему миру.
«Я очень люблю заботу об окружающей среде», — сказал Бигелоу из USA Brands. «И я подумал: что может быть лучше, чем сократить количество контейнеров, перевозящих дешёвую продукцию, которая в итоге окажется на свалке?»
Американские производители хотели бы изменить распространенное мнение о потребительских товарах как о недолговечных, дешевых, бездумно выбрасываемых и легко заменяемых вещах.
«Думаю, есть люди, которым надоели одноразовые товары, которые изнашиваются после пяти-десяти использований», — говорит Далквист из Nordic Ware. «Они попадают в наш мусор».
Oka Brands идёт ещё дальше в этом вопросе: компания призывает клиентов возвращать изношенную обувь. Сдайте обувь, и Oka переработает её, сделав из неё новую, и вышлет вам промокод на покупку ещё одной пары. По оценкам компании, перерабатывая обувь и фабричные отходы, она сэкономила более 100 тонн отходов на свалках.
Компания Terravive, основанная в 2015 году, производит компостируемые продукты для общественного питания со штаб-квартирой в Ричмонде, штат Вирджиния. Джулианна Килинг, генеральный директор, основала компанию в своём гараже.
«Вам не придется беспокоиться о доставке на другой конец света и о воздействии на окружающую среду», — сказал Джо Суайдер, вице-президент Terravive.
Однако вам, возможно, придется беспокоиться о цене.
«Лучшее худи всех времен» от American Giant может обойтись вам в 168 долларов. Пара суперудобных шлёпанцев Oka Recovery Slides может обойтись вам в 49,95 долларов. Скромный набор столовых приборов из 20 предметов от Liberty Tabletop недавно продавался по цене 136,95 долларов.
Если бы какая-либо из этих компаний конкурировала за ваш бизнес на Amazon, она, вероятно, проиграла бы. Недавно на Amazon был найден хит продаж — набор столовых приборов за 19,98 долларов.
«Мы на самом деле не конкурируем с фланелевыми рубашками из Costco», — сказал Бигелоу из USA Brands, чьи собственные фланелевые рубашки обычно продаются примерно по 89 долларов.
Уинтроп из American Giant говорит, что конкурирует с «высоким сегментом торговых центров». Сравните его худи с другими топовыми толстовками, и цена не покажется такой уж высокой. Американские производители также много говорят о стоимости за использование: цене товара, деленной на количество раз использования. Потребитель может легко надеть пару сандалий Okabashi или толстовку American Giant сотни раз. Если разделить цену товара на 100, 300 или 500, стоимость за использование становится ничтожно малой.
«Старая поговорка гласила: „Никто не может позволить себе дешёвую обувь. Вам придётся продолжать её покупать“», — сказал Капертон из Гэт-Крик.
Некоторые производители говорят, что тарифы — это смешанная картина
Мебельный бизнес Кейпертона, основанный в 1996 году в Беркли-Спрингс, Западная Вирджиния, выиграл от новых импортных пошлин, особенно на мебель.
Однако для большинства производителей, представленных здесь, тарифы представляют собой неоднозначную картину.
Теперь Капертон платит больше за небольшую долю комплектующих, которые он покупает за границей: дверные направляющие из Германии, декоративные ручки из Китая.
USA Brands платит больше за фланель высшего качества, которую импортирует из Португалии.
Компания Liberty Tabletop закупает всю свою сталь в США. Но теперь компания платит за неё больше, поскольку тарифы привели к росту цен на сталь по всему миру.
Розничные торговцы откладывают закупки на праздники, не зная, каковы будут последствия введения пошлин. Эта тенденция также наносит ущерб американским производителям.
«Неопределенность ужасна для малого бизнеса», — сказал Бигелоу из USA Brands.
Американским производителям нравится тарифная политика Трампа, так это сопутствующий ей ажиотаж вокруг американских товаров. Согласно октябрьскому опросу Morning Consult, половина американских потребителей заявили, что сейчас они с большей вероятностью будут покупать американские товары, чем в 2024 году.
«Сейчас в обсуждении гораздо больше внимания уделяется продукции американского производства, чем три-четыре года назад», — сказал Уинтроп из American Giant.
И независимо от ваших политических взглядов, сказал Уинтроп, импульс «покупать американское» — «один из последних беспартийных патриотических поступков, которые существуют».
«Покупая нашу обувь, вы помогаете формировать американскую экономику и структуру нашего общества. Производственные рабочие места — я считаю, что они важны для нашего общества». - Сара Ирвани, Генеральный директор Oka Brands

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев