Немецкая речная моторная яхта «Варнов» (Warnow) послужила прототипом отличной полукопии, оборудованной электромотором и двухканальной аппаратурой радиоуправления. Она неоднократно воспроизводилась моделистами и пользовалась большим успехом на соревнованиях и показательных выступлениях.При отсутствии радиоаппаратуры с моделью вполне можно выступать в школьном классе «прямоходов». Конструкция модели проста. С ее изготовлением и сборкой справится каждый начинающий судомоделист. Корпус — классической схемы, наборный деревянный. Собирают его на эпоксидной смоле. Монтаж — вверх килем на ровной доске-стапеле с закрепленным чертежом, имеющим разметку осевой линии и мест расположения шпангоутов с 1-го по 6-й.Все составляющие детали каркаса предварительно размечают в соответствие с рисунками, выпиливают и обрабатывают. Первый шаг — склейка узла, состоящего из 6-го шпангоута, косынки килевой балки и передней части палубы. Готовое соединение крепят булавками или маленькими гвоздиками на стапеле и к нему же приклеивают рейки палубного стрингера.Затем устанавливают остальные шпангоуты (с 5-го по 1 -й) и кормовую часть палубы. Палубные стрингеры пригибают к шпангоутам и заклеивают, фиксируя их с помощью булавок или гвоздиков. Основную и дополнительную килевые балки сгибают по обводу и склеивают. Предварительно их формуют с помощью электропаяльника или над пламенем свечи.Готовую деталь закрепляют в шпангоутах. Далее устанавливают скуловые стрингеры и кормовые усиления борта. Излишки реек-стрингеров и килевой балки обрезают острым ножом, и в корме монтируют транец. Затем каркас снимают со стапеля; рейки стрингеров и килевой балки обрабатывают шкуркой (средней зернистости) до совпадения с контурами шпангоутов.Размечают (по месту) и выпиливают из фанеры толщиной 1,2 мм детали днища корпуса, которые приклеивают к каркасу, закрепив его вновь на доске стапеля. После этого корпус снимают со стапеля и аналогичным образом размечают заготовки бортов и палубы. В последней вырезают окно для доступа к деталям и узлам во внутренней части корпуса.Окно окантовывают по периметру рейками. Борта монтируют на каркасе. Устанавливают бобышки крепления руля и моторамы. Перед фиксацией палубы корпус изнутри два-три раза покрывают лаком, а снаружи — один раз нитролаком или двухкомпонентным паркетным.Носовую часть вырезают из липы с небольшим припуском и приклеивают к 6-му шпангоуту. После этого устанавливают палубу. Нос модели обрабатывают до точных обводов и весь корпус покрывают нитрошпатлевкой (самодельной или промышленного производства). Хорошая шпатлевка получается на основе светлой нитрокраски, талька или детской присыпки и нитрорастворителя.После высыхания поверхность шлифуют мелкой шкуркой. В донной части сверлят отверстия под ось руля и дейдвудную трубу. Ось изготавливают из дюралюминиевой спицы 0 2,5 мм. Дрейдвуд используют фирменный либо самодельный, выполненный из дюралюминиевой трубки 0 8 мм с толщиной стенки не менее 1 мм. Круглым напильником отверстие в корпусе подгоняют под дейдвуд, после чего трубку вклеивают.Между килевой балкой и дейдвудом помещают клин из 2-мм фанеры. Место выхода трубки оклеивают слоем стеклоткани толщиной 0,1 —0,15 мм или полотном. Внешнюю поверхность корпуса окрашивают нитроэмалью. Перо руля вырезают из 2-мм липы и обшивают с двух сторон 1-мм фанерой. В отверстие бобышки заделывают ось руля.Для удобства дальнейшей работы полезно изготовить из строительной 4-мм фанеры и сосновых реек 3x10x380 мм стояночный ложемент-подставку, причем контуры фанерных стоек повторяют обводы корпуса в местах 2-го и 5-го шпангоутов. На посадочные места наклеивают мягкие накладки из тонкого фетра или пеноплена. Готовую подставку покрывают два-три раза нитролаком или нитроэмалью. Конструкция надстройки мини-яхты — смешанная.Сборка ее осуществляется следующим образом. Задний шпангоут соединяют с полом и устанавливают боковины. На стапеле по разметке закрепляют все шпангоуты и стрингерами соединяют их в единый каркас. Потом ставят полушпангоут рубки и боковины надстройки. В носовой части крепят переднюю стенку.Далее монтируют: крыши рубки, носовой и кормовой частей, пол рубки, внутреннюю и заднюю стенки рубки, а также заднюю стенку надстройки. По периметру всей конструкции наклеивают окантовочный стрингер. Надстройку снимают со стапеля и обрабатывают шкуркой. Изнутри и снаружи ее грунтуют двумя-тремя слоями нитролака и покрывают нитроэмалью. С помощью прозрачной пленки имитируют остекление окон. Из нее же вырезают козырек на рубке.Мачта складная, что удобно при поездках на водоемы. Выполняют ее отдельно и готовым узлом устанавливают на надстройку. Ограждения и поручни спаивают из 1,5-мм латунной или медной проволоки. Шлюпку вырезают из бруска липы. Трапы, двери и бортовые навигационные огни склеивают из тонкого картона или ватмана (в два слоя).Прожектор, спасательные круги, кнехты, якорный шпиль и якорь изготавливают из подручного материала (дерева, полистирола, ниток и др.). Флаг— из тонкой материи или цветной пленки. Все мелкие части аккуратно окрашивают и устанавливают на модели согласно чертежу.На мачте капроновыми нитками имитируют проводку такелажа. В качестве основы силовой установки лучше всего подойдет электромотор типа Mabuchi-380 RS и семиэлементная батарея никель-кадмиевых аккумуляторов емкостью 1,2 Ач. Аппаратура радиоуправления служит для поворота руля и регулирования оборотов мотора. Цвета, в которые окрашивают яхту: ватерлиния — серебристый; корпус выше ватерлинии — белый или светло-серый. Под ватерлинией — зеленый либо красный.Палуба - «дощатая», некрашеная. Шлюпка — белая с красным днищем, спасательные круги — красные либо оранжевые. Бортовые огни: левый — красный, правый — зеленый. При балансировке модели подбирают положение аккумуляторов, как самых тяжелых деталей. Для защиты элементов аппаратуры управления от влаги блоки упаковывают в полиэтиленовые пакетики.Во избежание переразряда ходовой батареи и последующего отключения всей системы управления рекомендуется использовать раздельное электропитание управления и мотора.С.ГОНЧАРОВ, инженер
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев