Боковой вид корпуса с разбивкой по шпангоутам и проекция "палуба" теоретического чертежа ("ватерлинейный чертёж").
На боковом виде корпуса характерная для первой половины и середины XVIII века форма гальюна – короткий, с вертикальной и даже чуть отклонённой назад верхней частью форштевня, состоящий из четырёх пар горизонтальных изогнутых регелей, соединённых вертикальными шпангоутами. Один из регелей плавно переходит в кницу, поддерживающую кат-балку. Якорные клюзы расположены достаточно близко к форштевню.
Под русленем фок-мачты – бильборд – металлическая защитная накладка, предохраняющая борт корабля от повреждений при заводке на руслень якорей.
Ограждение полубака (фор-кастеля) – в виде регеля на стойках, одновременно служащего и кофельнагельной планкой для фиксации концов снастей. В ограждении – два проёма для установки лёгких пушек.
Довольно необычно наличие отдельных маленьких русленей для разноса фордун у каждой мачты. Как правило, фордуны практически всегда крепятся на один руслень с вантами.
Орудийные порты на открытом участке верхней палубы – шкафуте – или не имели крышек, или что более вероятно, они не показаны на чертеже. В средней части корпуса на поверхности борта смонтированы вертикальные брусья – кранцы. Два в задней части и один – в передней. Они служат для защиты борта от повреждений при спуске шлюпки с палубы и при подъёме на борт различных грузов при помощи риф-талей, оттягиваемых к нокам фока- и грота-реев.
На шканцах – часть палубы квартер-дека между грот- и бизань мачтами - виден укреплённый на растяжках тент. Как правило, его делали из запсных парусов и использовали как для защиты от солнца, так и для сбора престной дождевой воды. В этом случае тент растягивали на большую площадь и на дугих участках палубы. Шканцы и ют так-же как и болубак имеют релинговое ограждение.
Пушечные порты на квартер-деке так-же не оснащены крышками. Кормовые галереи – эркеры – двухярусные с тремя окнами на нижнем ярусе и одним с выходом на открытый балкон – на верхнем. Передние пилястры эркеров на каждом ярусе, а так-же подзор украшены S-образными завитками-волютами. Такими-же подобными волютами украшен и планширь в местах ступенчатых перепадов уровня.
Элементы рангоута:
Галс-боканец ("выстрел" для оттяжки фока-галса),
Гюйс-шток,
Бушприт со схемой устройства в поперечных сечениях и наделками для крепления бугелей углетаря ("виолиной") и обоймой для проводки бегучего такелажа. Крепление составляющих сегментов бушприта тросовыми обмотками – вулингами.
Углетарь с поперечными сечениями и бом-углетарь,
Л-образная конструкция мартин-гика,
Эзельгофт бушприта,
Нок углетаря с бугелем для крепления бом-углетаря.
Блинда-рей со схемой подвески и проводки стоячего и бегучего такелажа.
Ванген-блок для проводки снастей под виолиной бушприта.
Ракс-бугель – тросовая обойма для крепления блинда-рея.
РАЗРЕЗ
Продольный разрез.
Спецификация пронумерованных элементов и помещений.
1 – каюта капитана
2 – офицерский салон
3 – опер-дек,
4 – камбуз,
5 – форпик - носовой грузовой отсек,
6 - гон-дек,
7 – матросский кубрик,
8 – кладовые,
9 – офицерский погреб,
10 – капитанский погреб,
11 – трюм мокрой провизии,
12 – трюм сухой провизии,
13 – крюйт-камера,
14 – канатная кладовая,
15 – кладовая камбуза,
16 – парусная кладовая,
17- канатный ящик якорного каната,
18 – грота-люк,
19 – ахтер-люк,
20 - люк прохода на орлоп-дек,
21 – орудийные порты,
22 – задний (большой) якорный шпиль,
23 – передний шпиль (швартовый и грузовой),
24 – якорные битенги,
25 – пятнерс бушприта,
26 – лазарет команды,
27 – матросская курительная,
28 – колокольня с рындой,
29 – клампы (обрамлённые металлическими накладками отверсти в борту, клюзы для проводки такелажа) – для грота-галса,
30 - клампы фока-шкота,
31 – ростры – опоры для размещения элементов запасного рангоута.,
32 – битенг с кофель-нагельной планкой.
33 – кофель-нагельные планки,
34 – кнехты,
35 – битсы (деревянные накладки на элементах рангоута для крепления снастей) для крюйсель-шкотов,
36 – катер ,
Перед полубаком на таранной переборке – полукруглые мостики вперёдсмотрящего,
По бокам грот-мачты – помпы для откачки воды из трюма и льяла (между-донного пространства).
Интересно, что на чертеже отсутствует штурвал и какой-либо привод рулевого управления.
Силуэты шпангоутов – проекция "корпус" теоретического чертежа.
Кормовые боковые галереи – эркеры, транцевое завершение кормы с резными скульптурами нимф по бокам и на гакаборте и открытым балконом. В центре балкона – георальдический двухглавый орёл.
Носовая фигура воина-архангела с мечом на форштевне.
Комментарии 1