Он берет свое начало спустя всего несколько лет после основания Енисейского острога, во время правления Государя и Великого Князя Михаила Федоровича Романова.
Основательницей монастыря была Параскева Племянникова из Нижнего Новгорода.
Первоначально Иверский женский монастырь именовался Христорождественским (Рождественским) девичьим и представлял собой небольшой скит, состоящий из нескольких отдельных келий. Монастырь располагался на левом берегу Енисея, в устье рек Мельничной и Лазаревки.
До 1673 года при нем имелась деревянная церковь во имя Рождества Христова. Однако, бушевавший в 1673 году в городе Енисейске пожар уничтожил и саму церковь и церковную утварь, и все строения. В 1674 году вместо сгоревшей церкви была построена новая, тоже деревянная, в честь иконы Пресвятой Богородицы Владимирской. Забегая вперед в своем повествовании, скажем, что в последствии церковь еще раз попадала под разрушительную мощь стихии огня — горела и вновь возводилась...
В 1755-1758 годы на пожертвования енисейских купцов, прихожан, монастырские средства, на собственные средства игумении Анфисы (Протасовой) в монастыре была построена каменная церковь на месте деревянной церкви, в середине монастырской ограды. Однако, страшный пожар 1869 года не пощадил монастыря. В нем пострадал и Христорождественский храм.
Лишившись всего имущества, монастырь остался без всяких средств, с двумя обгорелыми каменными корпусами. Однако на средства Священного Синода, Епархиального попечительства, купцов, других граждан трудами игумении Афанасии (Потемкиной) монастырь вновь был отстроен.
В 1872 году была построена новая каменная церковь в честь Иверской иконы Божией Матери. Через два года указом Енисейской Духовной Консистории по благославению Священного Синода Христо-Рождественский монастырь был перименован в Иверский. Первым священником церкви стал Иоанн Пальмин, последним (до закрытия в 1923 году ) суждено было стать Иоанну Вазингеру, о трагичной и сложной судьбе этого человека пойдет речь в следующей статье.
Кроме храма на территории монастыря находились: каменный двухэтажный корпус с покоями для настоятельницы и с келиями для сестер, деревянный одноэтажный дом на две половины, деревянный корпус, амбары и скотный двор.
В 1865 году при монастыре было открыто 3-х классное училище для сирот девиц духовного звания, которое впоследствии перевели в Красноярск. В 1883 г. в училище содержалось пансионерок епархиального попечительства 10, обучалось девиц духовного звания 15, светского звания разных состояний 40.
В последствии в 1888 году игумения Афанасия (Потемкина) открыла 2-х классную церковно-приходскую школу для девочек.
В 1885 году в монастыре проживали 45 сестер, в 1907 году — около 55 сестер.
История Енисейского женского монастыря включает в себя недолгое пребывание в нем старца Даниила Ачинского, который по приглашению игумении Евгении прибыл в монастырь из деревни Зерцал и 15 апреля того же года умер и был погребен в монастырской ограде. Через несколько лет после его смерти, на могиле старца стараниями купца 1-й гильдии Александра Данилова была воздвигнута часовня, которая через несколько лет пострадала от пожара 1869 года, была восстановлена, а позже (в 1892 году) к ней была произведена пристройка.
Но пришедшая в Енисейск, в 1920 году, Советская власть часовни не пощадила. В мае 1920 года постановлением президиума Енисейского губернского комитета РКП(б) захоронение старца было вскрыто, часовня снесена, останки изъяты и вероятно перезахоронены.
Чтобы как-то сохранить монастырь, который новая власть предложила закрыть, монахини преобразовывают его в сельхозпроизводительную артель. В нее вступили 45 человек. Монахиня Антония (Петрова) стала председательницей. Сестры занимались рукоделием, работали все, в том числе и престарелые. Игумения Антония и сестры до последнего боролись за монастырь.
Но устоять ему не удалось. В деле об изъятии церквоного имущества Иверской церкви (1923 г.) находим свидетельства о закрытии монастыря. В соответствии с декретом «Об отделении церкви от государства» — все имущество первоначально передавалось избранному церковно-приходскому совету.
К делу прилагается заявление в исполнительный Енисейский Уездный исполнительный комитет Енисейской Иверской сельскохозяйственной комунны заявление: «На основании опубликованного по городу обязательного постановления ходатайствуем о зарегистрировании содержимого нами храма Иверской Божией Матери за Нашей Общиной и о разрешении пользования Нашей Общине всеми церковными предметами относящимися для богослужений. Председательница Общины Антония Петрова». И далее 19 подписей: Аполинария Михайлова, Варвара Плохова, Дария Петрова, Любовь Рухлова, Мария Турбина, Анна Черкашина и др.
Далее к делу приложена со всей тщательностью и скурпулезностью составленная в апреле 1923 года опись имущества Енисейской Иверской церкви. В документе читаем: «церковь каменная в длину четыре сажени 1 аршин, в ширину семь саженей 1 аршин с прибавлением к каменному зданию деревянной пристройки оштукатуренной внутри, с деревянным восьмиугольным куполом без колокольни. Престол в ней один в честь иконы Иверской Божией Матери. (…) По средине алтаря купол с семью круглыми окнами. Полы в церкви деревянные крашенные.(...) При ней два крыльца: одно с южной стороны с крестом, другое с западной. Алтарь: св. престол деревянный, на нем верхняя дека оклеяна кипарисом, жертвенник деревянный четырехугольный одинаковой меры с престолом. Иконы в алтаре: Господа Вседержителя, Распятие Господне, Выносной крест деревянный, выносная икона Иверской Божией Матери, Нерукотворный образ спасителя, Успения Божией Матери и др.
Далее очень подробно перечислялись иконы хранящиеся в церкви: Иверской Божией Матери на Царских Вратах, Архангела Михаила, Св. Николая с 12 чудесами и многие-многие другие. Помимо икон описывалась подробно хоругви, лампады, колокола (их было 8), евангелия, сосуды, кадила, облачения священические, покровы на престол и жертвенник, архив, и даже ковры и палазы. В конце описи запись о принятии всего имущества и далее подписи членов общины.
13 апреля 1923 года был составлен договор между полномочным представителем Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Раменским и гражданами города Енисейска принявших от Енисейского исполкома Иверскую церковь в бесплатное пользование с богослужебными предметами по заверенной описи, на условиях,среди которых значились: обязательство из своих средств производить оплату всех текущих расходов по содержанию церкви: ремонту, отоплению, страхованию, оплате долгов, налогов, местных обложений,за пропажу имущества нести материальную ответственность и т.д.
Далее к делу прилагается список лиц, желающих вступить в православную общину Иверской Церкви г. Енисейска. Среди них: Елисавета Николаевна Дмитриева — 42 л., Владимир Михайлович Амосов — 20 л., Мария Гавриловна Левицкая — 62 л., Борис Александрович Черноморцев — 51 л. и др., всего 25 человек. Ниже приписка : «Перечисленные в сем списке граждане по разъяснению о.Ивана Вазингера, в приходах города Енисейска не значатся. Поэтому их можно включить в число членов общины» Подписано Енисейским Уездным Благочинным Протоиерем Николаем Пикановским (?) 23 апреля 1923 г.
Протоколом №1 Церковно-приходского совета при Енисейской Иверской церкви от 27 апреля 1923 года председателем был избран о. Иоанн Вазингер.
Особо нужно отеметить что 28 апреля к типовому договору из 14 пунктов под знаком «*» приписан некий 15 пункт: «в течении полумесячного срока со дня подписания сего обязательства отгородить Иверскую церковь, плотным, вышиною в 4 ½ аршина забором, с западной и северной стороны, причем вход в церковь с северной стороны, нами совершенно должен быть закрыт». «Не соблюдение» именного этого приписанного 15 пункта и послужило одной из основных версий закрытия монастыря.
3 мая 1923 г. о. Иоанн обращается в уисполком с просьбой дозволить проживание при церкви трех человек: двух служителей при церкви и одного — по исполнении псаломщических обязанностей. На что был получен отказ: «общежитий в богослужебных домах устраивать не разрешается». А до закрытия цервкви оставалось меньше двух недель...
13 мая 1923 года от заведующего отделом управления Раменского последовал акт о том, что при проверке имущества не оказалось предметов числившихся по описи. Среди них: «лампады бронзовые позолоченные ажурной работы, выносные подсвечники, деревянный квадратный стол»,подрясники, поручи, пояса и тд.
Постановлением от 14 мая 1923 года «в связи с выяснившимся фактом сокрытия церковного имущества при составлении описи, постановили произвести проверку и привлечь к ответсвенности виновных» (и о. Иоанна Вазингера в том числе, как председателя церковного совета — примеч.автора ). О последующей мере взыскания в документах архива никаких сведений нет.
В тот же день церковь опечатали, мотивируя свои действия тем, что общиной нарушен договор.
Протокол №30 заседания Президиума Енисейского Уисполкома от 15 мая 1923 года постановил: «договор, заключенный с Иверской православной общиной 28 апреля, ввиду нарушения ею пункта 15, рассторгнуть. Церковь закрыть и передать в распоряжение Укоммунхоза для использования».
В свою защиту община сообщала следующее: «Иверская община после подписания договора немедленно приступила к выполнению обязательств по договору, а именно к закупке леса для постройки забора», много времени потребовалось для сбора денег, на «розыск плах и доставки таковых» на место постройки. В течении этих двух недель был праздник 1-ого Мая , «в который безусловно никто не работал». По договору срок постройки забора отделяющий Церковь от остальной усадьбы Комунхоза должен был быть закончен 13 мая, «на самом же деле по нашему расчету усадьба общины должна быть отгорожена 14 мая к 6 часам вечера, следовательно разница во времени не большая — это первое. Второе: «когда церковь передавалась Уполномоченным Уисполкома т. Раменским приходу, то общее собрание прихожан задало вопрос: «Может быть Енисейский Уисполком не желает сдать Иверскую Церковь приходу, тогда мы не будем ходатайствовать и тратиться». На что от т. Раменского был ответ, что «если бы Енисейский Уисполком не хотел бы сдавать Церковь приходу, то не было бы и речи о договоре». И действительно прихожане были удовлетворены ответом и решили подписать договор и принять на себя все расходы как по постройке, так и по текущему ремонту Иверской Церкви. Основываясь на вышеизложенном Церковно-приходской Совет Иверской Общины убедительно просит в оставлении Иверской Церкви общине».
На заявлении красным карандашом был подписан окончательный вердикт: «Постановлением Уисполкома от 15 мая договор рассторгнут ввиду нарушения. Церковь закрывается 15 мая 23 г. Зав. отделом Управления».
Так Иверскую цервковь постигла вполне предсказуемая участь всех церквей Енисейского уезда — она была закрыта, а в ее здании с 16 мая располагалась колония для малолетних правонарушителей, с 1936 года — клуб им. Шмидта Енисейского техучастка, Енисейское педучилище, вычислительный центр объединения «Енисейгеофизика», проводились выборы. В 1980-1990-х годах в храме располагался народный драматический театр.
Однако, на этом история монастыря не закончилась. Решением Синода РПЦ от 28 декабря 1998 года Енисейский монастырь был возрожден. Настоятельницей возрождающейся обители была назначена монахиня Варвара (Бортникова), первым священником монастыря стал протоирей Михаил Гренадеров.
Позже, в 2000 году по благославению архиепископа Антония к женскому монастырю был приписан бывший приходской четырехпрестольный Воскресенский храм, закрытый в 1930 году (в годы советской власти в нем располагался литейный цех).
Мы видим какой не простой была история монастыря, сколько тягот и невзгод на него обрушилось, но в настоящее время храм находится на реставрации, и мы очень надеемся что вскоре там вновь будут служиться литургии, будет вновь кипеть жизнь.
Основание: Ф.Р-53.Оп.1.Д.114.
Библиотечный фонд: Енисеский Иверской иконы Божией Матери женский монастырь 1623-2015 / Ред.-сост. М.Г. Распуткина. - Кр.: ООО ИД. «Класс Плюс», 2015.
Фаст Г., протоиерей Енисейск православный. - Красноярск: Енисейский благовест. 1994 г.
Электронные ресурсы:
Православная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа:, свободный (02.02.2018).
Фотографии:
Библиотечный фонд:
1. Церковь Иверской Божьей Матери (год не указан). Енисеский Иверской иконы Божией Матери женский монастырь 1623-2015 / Ред.-сост. М.Г. Распуткина. - Красноярск: ООО ИД. «Класс Плюс», 2015. - С.14.
2. Церковь Иверской Божьей Матери.1880 г. Из фондов ЕКМ. Фотоальбом «Енисейск на рубеже веков» / Сост. В.В. Черкашин. - Красноярск: ИД «Сибирские промыслы», 2015. - С.50.
3. Внутреннее убранство Иверской церкви. 1890-е годы. Из фондов ЕКМ.Фотоальбом «Енисейск на рубеже веков» / Сост. В.В. Черкашин. - Красноярск: ИД «Сибирские промыслы», 2015. - С.51.
4. Здание бывшей церкви в годы советской власти (год не указан).Енисеский Иверской иконы Божией Матери женский монастырь 1623-2015 / Ред.-сост. М.Г. Распуткина. - Красноярск: ООО ИД. «Класс Плюс», 2015. - С.25.
Отсканированные документы:
5. Заявление Енисейской Иверской сельскохозяйственной Комунны в Енисейский Исполнительный Комитет с ходатайством о регистрации храма Иверской Божией Матери за общиной. Ф.Р-53.Оп.1.Д.114.Л.11..
6-7. Договор между гражданами города Енисейска с полномочным представителем Совета Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов Раменского о том что 13 апреля 1923 года о передаче Иверской церкви на всеобщее бесплатное пользование. Ф.Р-53.Оп.1.Д.114.Л.12-12об.
8. Опись имущества Иверской церкви. Ф.Р-53.Оп.1.Д.114.Л.10.
9. Список лиц желающих вступить в православную общину Иверской церкви г. Енисейска.
10. Заявление Церковно-приходского Совета Иверской Общины в президиум Енисейского Уисполкома с объяснениями о причинах нарушения условий договора. Ф.Р-53.Оп.1.Д.114.Л.33.
Нет комментариев