Один из главных джиперских символов, реечный домкрат Hi-Lift, также часто именуемый хай-джеком(High Jack), был придуман ещё в 1905 году. До наших дней изобретение дошло с минимальными изменениями. Самое заметное из них – превращение зубчатой рейки в дырчатую. Оно произошло после ряда небольших трансформаций механизма в 1910 году.
Принцип работы
В основе механизма - две опорные площадки, удерживающиеся на рейке при помощи подпружиненных пальцев, и система рычагов, позволяющая перемещать их вверх и вниз в строго определённой взаимосвязи. Механизм работает благодаря перераспределению нагрузки между этими площадками. Основная опорная площадка - верхняя, она изготовлена как единое целое с клювом домкрата. Вес груза приходится на неё всегда. Нижняя площадка служит точкой опоры силового рычага при работе хай-джека на подъём или спуск. Вес груза на неё приходится только во время вертикального перемещения верхней площадки. В механизме также имеется переключатель, позволяющий изменять направление движения площадок. При этом в обоих режимах рукояткой домкрата нужно совершать одинаковые движения вверх-вниз.
Рабочий цикл механизма со стороны не сразу понятен, но довольно прост. Если тянуть ручку вниз в режиме подъёма, то система рычагов будет поднимать верхнюю площадку, опираясь на нижнюю. При этом палец площадки с клювом благодаря верхнему скошенному краю и пружине выйдет в начале подъёма из отверстия в рейке, а в конце - перескочит в следующее. Тем самым груз фиксируется на ступеньку выше. Затем при поднятии ручки домкрата нижняя площадка без нагрузки подтягивается на одно отверстие вслед за верхней и фиксируется там с помощью своего подпружиненного пальца. При следующем ходе ручки вниз всё повторяется. Усилие на ручке появляется только когда её опускаешь, при движении вверх она не нагружена.
Переключение в режим спуска меняет алгоритм работы рычажной системы. Движение ручки вниз в начале хода переставляет без нагрузки нижнюю площадку на одно отверстие ближе к земле. В конце хода, после того как нижняя площадка зафиксировалась, дальнейшее движение ручки вниз выводит из зацепления палец верхней площадки. Теперь нагрузка передаётся и на ручку, и на нижнюю опорную площадку. Поэтому ручку надо крепко придерживать, возвращая в вертикальное положение. Если в это время ручку отпустить, она вырвется из рук и начнёт самостоятельно с большой силой и скоростью летать вверх-вниз. Механизм будет работать самопроизвольно и неконтролируемо под весом, давящим на клюв. Пытаться ловить ручку в этом случае категорически запрещено! Это чрезвычайно опасно. Чтобы не оказаться в травмпункте, просто отойдите и наблюдайте, как домкрат самостоятельно опускает груз. Скорее всего, он справится с делом вполне благополучно, без серьёзных разрушений.
Реечный домкрат, особенно высокий, вообще требует крайней внимательности и осторожности в работе. Из-за соотношения высоты подъёма к опорной площади он довольно неустойчив. Поэтому, поднимая груз, необходимо тщательно следить за сохранением строго вертикального положения рейки и при необходимости придерживать её за вершину. Если перекос при подъёме устранить не удаётся, лучше опустить груз, переставить домкрат и начать всё заново. Иначе продолжение подъёма закончится обрушением. По той же причине неустойчивости поднятый автомобиль необходимо зафиксировать на упорах и подставках, прежде чем начинать какие-либо работы. Категорически запрещено работать под машиной, вывешенной только на хай-джеке! Чтобы её уронить, достаточно порыва ветра или случайного касания.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев