Альтернативой дорогостоящей модернизации примерно половины старых тепловых станций может стать создание потребителями собственных источников энергии.
Основным вызовом для российской энергетики в ближайшие годы станет необходимость масштабных инвестиций в модернизацию десятков тепловых электростанций, пишут в своем исследовании эксперты фонда "Сколково".
Эти станции были введены в строй 40-50 лет назад и почти исчерпали свой ресурс. Правительство планирует обновить их, используя аналоги договоров о предоставлении мощности (ДПМ, гарантирует возврат инвестиций с доходностью 14%). Но количество станций, которые необходимо модернизировать, может быть существенно снижено благодаря развитию распределенной энергетики - станций, которые подключены непосредственно к потребителям, следует из исследования.
В 2025-2035 гг. в России потребуется вывести из эксплуатации, реконструировать или заменить новыми мощностями около 70 ГВт наиболее изношенных ТЭС, соглашаются в "Сколково" с оценками Минэнерго.
По оценкам энергокомпаний, потребителям это обойдется не менее чем в 1 трлн руб. При этом к 2035 г. потребность в мощности увеличится на 35-47 ГВт, прогнозируют в "Сколково". Из них 14,4 ГВт будут восполнены за счет ввода новых АЭС, ГЭС и объектов возобновляемой энергетики (ветряные, солнечные электростанции).
Строящиеся ТЭС до 2020 г. обеспечат еще 6,1 ГВт. Таким образом, остающаяся потребность в генерирующих мощностях к 2035 г. составит 54-66 ГВт, посчитали в "Сколково".
Пока регуляторы и крупные игроки отрасли не рассматривают альтернативу модернизации ТЭС. Но даже частичное использование потенциала распределенной энергетики может обеспечить к 2035 г. 36 ГВт.
Потенциал когенерации (когда станция часть энергии, не востребованной основным потребителем, поставляет на оптовый рынок) составляет около 17 ГВт, собственная генерация потребителей - 13 ГВт, управление спросом - до 4 ГВт, энергоэффективность - 1,5 ГВт, микрогенерация на возобновляемых источниках - 0,6 ГВт.
Децентрализация действительно важный тренд в глобальной энергетике: спрос со стороны небольших потребителей (население и др.) растет быстрее, чем со стороны крупной промышленности, как в мире, так и в России, отмечает руководитель группы исследований и прогнозирования Наталья Порохова из АКРА.
И это формирует спрос на децентрализованную энергетику - распределенную генерацию и умные сети, отмечает она. Но с экономической точки зрения строительство новых малых станций будет минимум вдвое дороже, чем модернизация старых ТЭС, оценивает Порохова.
Для развития распределенной генерации необходимы системные изменения в российской электроэнергетике: децентрализация управления (сейчас рынком управляет государственный "Системный оператор"), баланс интересов производителей и потребителей энергии, считают в "Сколково".
Реалистичной была бы комбинация крупной генерации и распределенной энергетики, их интеграция и распределение выгод и прибыли, а также ответственности за отказы и нарушения, думают эксперты.
Это позволит существенно снизить затраты на развитие электросетевого комплекса, крупной генерации, сдержит рост цен на электроэнергию, даст потребителям возможность выбора, повысит инвестиционную привлекательность отрасли.
В противном случае потребителям будет выгодно уходить из энергосистемы - экономия на неэффективности позволит окупить инвестиции в собственные источники энергии. А уход крупных потребителей увеличит финансовую нагрузку на остающихся.
Крупные сетевые электростанции по-прежнему самые эффективные, но распределенная генерация выгодна за счет экономии на тарифе за услуги передачи энергии (составляет 60% конечной цены электроэнергии), говорит директор по электроэнергетике Vygon Consulting Алексей Жихарев. При этом распределенная генерация часто работает "в тени": выработка только известных "Системному оператору" блок-станций составляет 60 млрд кВт ч, что означает недополученные энергосистемой более 180 млрд руб. ежегодно, оценивает он.
На самом деле альтернативы развитию децентрализованной энергосистемы нет, поскольку сохранение старых подходов и логики развития отрасли ради комфорта полумонопольных и неповоротливых энергетических монстров означает углубление технологического отставания в инфраструктуре и потерю конкурентоспособности экономики в целом, уверен председатель наблюдательного совета Сообщества потребителей энергии Александр Старченко.
***
"Сегодня много потребителей очень активно рассматривают и альтернативные источники, и собственное строительство. У меня выбор очень простой: если станцию, которая загружена на 50%, сохраняю, то она лишается потребителя.
Мне проще ее продать, а правильнее договориться с потребителем о долгосрочных контрактах, создать для него такие условия, чтобы он не ушел".
Денис Паслер, и. о. гендиректора "Т плюса" интервью "Ведомостям", 15 ноября 2017 г.
Нет комментариев