Многие смотрели замечательный фильм «Весна на Заречной улице», однако мало кому известно, что в кадрах кинокартины, где действие происходит на промышленном предприятии (которое «сыграл» завод «Запорожсталь»), задействован уникальный образец железнодорожной техники – трофейный немецкий паровоз BR 86. Но мы поговорим о другом, хорошо известном любителям военной истории локомотиве – «военном паровозе» (kriegslokomotive) BR 52.
«Военная» серия BR 52 представляла собой дешевые в производстве и простые в эксплуатации паровозы, предназначенные для «работы на износ» в условиях военного времени. Они строились на заводах рейха в 1942 – 1945 гг. Всего было построено более 6000 единиц.
«Военные паровозы» появились в списках трофеев Красной Армии в 1943 г. и сначала использовались для военных перевозок по западноевропейской железнодорожной колее (1435 мм). В августе 1946 г. в железнодорожных мастерских и ремонтных заводах началась массовая переделка BR 52 под отечественные габариты (1524 мм). Приказом МПС № В-60570 от 23.8.1952 г. немецкие локомотивы получили отечественное обозначение «ТЭ», где «Т» — «трофейный», а «Э» — ближайший аналог в отечественных сериях. По этому же принципу получили обозначения и другие трофейные паровозы BR 03 (ТС), BR 38 (ТА), BR 42 (ТЛ), BR 50 (ТЕ), BR 57 (ТЩ) и т.д. В просторечии немецкие трофеи называли просто «тэшками» или «фрау». Всего Советский Союз оказался владельцем 2150 паровозов серии 52. Эти локомотивы работали на отечественных железнодорожных линиях до начала 1970-х гг.
В 1950 – 1970-х гг. локомотивы серии ТЭ активно использовались на промышленных предприятиях Сталинской (Донецкой) области.
Так, в марте 1956 г. Ямпольскому песчаному карьеру (Краснолиманского карьероуправления) был передан паровоз ТЭ-6334. В 1970 г. он был еще на ходу, отличаясь комбинированным (т.е. мог работать как на твердом, так и на жидком топливе) отоплением.
В том же марте 1956 г. Караньскому рудоуправлению, где добывали гранит, базальт и диабаз, были переданы ТЭ-434, ТЭ-2286, ТЭ-3895, ТЭ-5592 и ТЭ-6131.
Широко известные Еленовские карьеры за ст. Янисоль, к которым вел путь до промышленной ст. Новая Еленовка, так же обслуживали паровозы ТЭ. В 1961 г. участок Карань – Янисоль был передан Министерству путей сообщения, а паровозы в июле того же года сняты с эксплуатации.
Расположенное в тех же местах Новотроицкое рудоуправление до 1961 г. использовало ТЭ-1435 и ТЭ-3894.
В августе 1956 г. Министерству угольной промышленности были переданы паровозы ТЭ-337, ТЭ-667, ТЭ-1320, ТЭ-1445, ТЭ-5115, ТЭ-5394, ТЭ-5785, ТЭ-5819 и ТЭ-7275, которые обеспечивали перевозки на шахтах, каменоломнях, металлургических заводах и т.д. треста «Орджоникидзеуголь», имевшего станции примыкания Енакиево с подъездными путями мощной шахты «Красный Октябрь», метзавод и пр., а равно промышленную ст. Углегорская.
Здесь же с января 1962 г. до середины 1970-х гг. работал ТЭ-3789. Трест «Октябрьуголь» со своим погрузочно-транспортным управлением (ПТУ) на промышленных ст. Скосырская-Рудничная, Скосырская, Харцызск, Постниково с 1957 по 1991 г. эксплуатировал ТЭ-1326, ТЭ-1435, ТЭ-3894 (последние два переданы от Новотроицкого рудоуправления).
Макеевский металлургический комбинат им. С.М. Кирова имел собственное депо «Октябрь» со ст. Новозаводская, сортировочную станцию, примыкающую к паркам ст. Ясиноватая. Работавшие здесь ТЭ отапливались местными тощими углями в смеси с газовыми. Они брали порожняк с Кальмиуса, а продукцию «выталкивали» в основном на Ясиноватую, в т.ч. и шлак.
Трест «Макеевуголь» (ст. примыкания Кальмиус, Макеевка, Харцызск) в сентябре 1958 г. получил ТЭ-5193 и ТЭ-7477.
Харцызский сталепроволочный завод (ст. Канатный Завод) в 1963 г. получил ТЭ-1233.
«Шахтерскантрацит» (ст. примыкания Постниково, Сердитая, Чистяково) в октябре 1958 г. получил ТЭ-2274, ТЭ-3190, ТЭ-3221 и ТЭ-7310.
«Дзержинскуголь» (ст. Фенольная) имел ТЭ-1729.
Каракубское рудоуправление в районе г. Комсомольское Старобешевского района добывало флюсовые известняки для Минчермета. Там работали паровозы ТЭ-434 и ТЭ-5592. В 1961 г. ветка Кутейниково – Каракуба была передана Министерству путей сообщения.
С ноября 1958 г. по декабрь 1963 г. Сталинскому (Донецкому) совнархозу были переданы ТЭ-170, ТЭ-2379, ТЭ-3899, ТЭ-4414, ТЭ-4805, ТЭ-6100, ТЭ-6360, ТЭ-6681, ТЭ-7159, ТЭ-7318, ТЭ-7557.
Один ТЭ работал на ремзаводе в Ханженково.
В настоящее время в донецком Музее истории и развития Донецкой железной дороги сохраняется локомотив ТЭ-6115.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев