Сегодня для этого эффекта используют безопасные напыления, а сто лет назад зеленоватое мерцание создавали с помощью радия.
Химический элемент периодической таблицы Менделеева под номером восемьдесят восемь в начале прошлого века не вызывал ничего, кроме восторга и восхищения. А после того, как лауреат Нобелевской премии Мария Склодовская-Кюри сконструировала полевые рентгеновские аппараты для солдат во время Первой мировой войны, между словами «радиация» и «чудо» научное сообщество смело поставило знак равенства.
Радиевые часы
Первыми воспользоваться «чудом» поспешили промышленники. Так, в 1917 году американская компания «United States Radium Corporation» (US Radium) объявила о работе мечты. На фабрику в Нью-Джерси искали девушек, которым предстояло раскрашивать циферблаты часов специальной светящейся краской. За эту непыльную работу руководство предложило феноменальную зарплату, поэтому порядка сотни свободных мест быстро заполнились желающими.
«Нам удалось произвести уникальные часы с помощью волшебства радия!» — хвастались газетчикам руководители компании во время презентации новинки. Гаджет благодаря зеленоватому свечению и правда выглядел волшебно. Однако рецепт магического сияния был прост: работницы фабрики смешивали клей, воду и радиевый порошок, а затем с помощью кисточек вручную наносили полученную светящуюся краску на детали часов. Но каждый, кто хоть раз держал кисточку в руках, хорошо знает: пара мазков — и она уже растрепалась. А как сделать так, чтобы она снова стала острой? Конечно, облизать. Именно так и велела поступать заводская инструкция.
«Первое, что мы спросили: "А эта штука нам не навредит?" Естественно, ты не будешь тянуть в рот то, что представляет опасность. Но наш менеджер, мистер Савой, заверил нас, что это совершенно безопасно, и нам нечего бояться», — вспоминала работница часового завода Мэй Кабберли.
Но в 1922 году ее коллегу Молли Маджиу начали мучить нестерпимые зубные боли. После того как стоматолог удалил зуб, который беспокоил, воспаление продолжилось на соседнем. Загадочная инфекция быстро распространялась, и Молли потеряла почти все зубы. Затем у девушки начали болеть руки и ноги; врачи приняли симптомы за острую форму ревматизма и прописали аспирин. Но когда во время очередного визита к дантисту от легкого прикосновения у Молли сломалась челюсть, медики поняли, что перед ними совсем другая болезнь. Молодая женщина буквально рассыпалась, а раны во рту не заживали.
Вскоре с похожими симптомами к докторам стали обращаться и другие работницы часовой фабрики, но лечение не помогало, и девушки умирали одна за другой.
Руководство US Radium долго отрицало связь между смертями сотрудниц и радиевой краской. Глава компании пытался выдать лучевую болезнь за сифилис. В конечном счете девушкам, в надежде на то, что они долго не проживут, владельцы US Radium предложили урегулировать спор без судебного разбирательства. Каждой из них представители корпорации выплатили по 100 тысяч долларов (в современном эквиваленте) и обязались взять на себя все медицинские расходы. После достижения договоренностей все «радиевые девушки» умерли в течение нескольких лет. Какой урон здоровью принесли светящиеся часы их счастливым обладателям — неизвестно до сих пор.
В Советском Союзе, кстати, такие тоже производились. Правда, радиевую краску на наших заводах не облизывали, но от этого продукция не становилась менее вредной. Их радиационное излучение во много раз превышало норму. Найти такие советские гаджеты в наших квартирах можно до сих пор.
Радиевые елочные игрушки
Покрывали опасной краской на основе радия-226 не только циферблаты часов, но и новогодние елочные игрушки. Альфа-частицы, излучаемые в результате распада этого изотопа, вызывали свечение кристаллов сульфида цинка. В результате елка сказочно сияла без гирлянд и иллюминации. Впрочем, это эстетическое удовольствие вряд ли сопоставимо с чрезвычайной опасностью для здоровья, которую представляли эти разноцветные стеклянные шары. Ведь радиоактивную светомассу, щедро нанесенную на игрушки, не защищали ни эмалью, ни лаком. Поэтому со временем краска осыпалась, оставаясь на руках детей и родителей, украшавших новогодние елки.
Радиевая косметика
Сегодня в это трудно поверить, но в 30-е годы прошлого века во Франции даже запустили конвейер с радиоактивной косметикой. Создатели средств для лица под названием «Tho-Radia» небезосновательно обещали: «С нашими кремами ваша кожа будет светиться молодостью и красотой». Тогда никто и подумать не мог, что свечение это смерти подобно. Ионизирующие средства стоили дорого — три франка за мыло, пятнадцать за крем. Потому и магазины «Tho-Radia» располагались в самых дорогих районах Парижа — один на бульваре Капуцинок, другой — на проспекте Виктора Гюго. Элитная косметика с радием и торием продавалась там вплоть до 60-х годов.
Урановые детские наборы
Дотянулась радиоактивная мода и до детей. В 50-е годы в США на прилавках магазинов игрушек появился ядерный чемоданчик. Американский набор юного физика стоил полсотни долларов и включал четыре вида урановой руды, источник бета- и альфа-излучения — свинец-210, источник чистых бета-лучей — рутений-106, гамма-излучатель в виде цинка-65, облачную камеру с изотопом полония. Стоит ли говорить, как такая игрушка действовала на здоровье детей? Благо, уже через год ядерный чемоданчик сняли с продажи.
Урановое стекло
Ну а кто не слышал об урановом стекле? Зеленоватые сервизы в СССР считались предметом роскоши, хотя тоже были очень опасны из-за содержания радиоактивных солей в своем составе.
Все началось в легендарной стекольной столице Богемии, что в Чехии. Там было обнаружено крупнейшее месторождение урановой руды. Но о вреде радиации тогда никто и не подозревал. Поэтому уран щедро добавляли в стекло, придавая ему красивый зеленоватый оттенок. И уже через пару лет, несмотря на растущую смертность мастеров-стеклодувов, эта технология стала использоваться по всему миру.
Делали урановые сервизы и в России на знаменитом Гусевском хрустальном заводе. Остановили конвейеры только ближе к пятидесятым годам, когда появились первые работы о вреде радиоактивных химических элементов для здоровья человека. Но к тому времени стекольные комбинаты уже выпустили тонны урановой посуды, которая используется до сих пор.
Кстати, большая коллекция такой была и у Людмилы Гурченко. Предметами из уранового стекла, которых насчитывалось около сотни, были заставлены все подоконники в квартире актрисы на Патриарших прудах. Полон был ими и сервант. И кто знает, как это опасное увлечение отразилось на здоровье звезды…
Урановые пуговицы
Делали из урана не только посуду, но и пуговицы для одежды. Светло-бирюзового цвета с зеленоватым отливом — кто такие не помнит? При попадании ультрафиолета они красиво светились.
Впрочем, обладали они не только люминесцентной способностью, но и немалым радиоактивным фоном — 0,80 микрозивертов. Это в два с половиной раза выше верхней границы безопасного уровня. И «фонить» такие вещи будут очень и очень долго. Ведь период полураспада урана составляет примерно четыре с половиной миллиарда лет! Радия — меньше, примерно полторы тысячи... Отличный повод купить счетчик Гейгера и разобрать старинные вещи на домашних антресолях.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев