Греки продвинулись дальше остальных древних народов в осмыслении и изучении природы. Их мысль балансировала на грани между мифологией и наукой, но в конце концов именно они создали сам тип критического рационального мышления. Греческие боги не были творцами природы и человека, поскольку сами были сотворены. Первопричиной всего живого, а, значит, богов и людей греки могли считать ту или иную субстанцию − воздух (так думал Анаксимен) или воду (Фалес), но ни воздух, ни вода не были богами. Природа была неодушевленной, поэтому исследовать и познавать ее, задавать в отношении нее вопросы «как?» и «почему?» считалось вполне уместным.
Греческий философ Анаксимандр (611–546 до н.э.) считается автором первого письменного научного труда по естествознанию – трактата «О природе». От этого сочинения сохранилась только одна строка, но его примерное содержание дошло до нас в передаче современников. По сути, это первая в науке теория эволюции. Анаксимандр утверждал, что все живое на Земле зародилось из влажного ила. По мере того как ил под действием солнца высыхал, многие животные выбирались на сушу. Среди них были некие рыбообразные существа, покрытые чешуей. Постепенно они сбрасывали лопавшуюся чешую и превращались в людей. Странствующий поэт и философ Ксенофан (ок. 565 – после 480 до н.э.) первым обнаружил вдали от моря окаменелости, сохранившие отпечатки рыб и водорослей. Отсюда он заключил, что море периодически наступает на сушу. Это укрепляло его в мысли, что все живое рождается из смеси воды и земли.
Философ Эмпедокл (ок. 492 – ок. 432 до н.э.) создал наиболее универсальную – сравнительно со своими предшественниками − теорию происхождения мира: все вещи возникли в результате смешения в тех или иных пропорциях четырех первоэлементов: огня, воздуха, воды и земли. Эти элементы (по-другому − стихии) вечны, неизменны и ниоткуда не возникли. Они были и будут всегда. Помимо них в мире действуют две противостоящие друг другу силы: Любовь и Вражда. Первая соединяет и смешивает элементы друг с другом, вторая – их разъединяет. История вселенной состоит из вечно чередующихся периодов господства то одной, то другой силы. И каждый раз при «передаче власти» рушится старый мир и возникает новый. Эпохи полного преобладания какого-то одного принципа бесплодны: когда царствует Любовь, все четыре элемента пребывают неподвижными в состоянии тесной близости: внутри – земляной шар, его обнимает сфера воды, дальше идут воздушная сфера и замыкающая все сфера огня. Когда в права вступает Вражда, она вырывает элементы из этих сфер, пока не образуются четыре раздельные и тоже неподвижные массы: огня, воздуха, земли и воды. Ни то, ни другое состояние материи не может породить ни упорядоченного движущегося мира (т.е. космоса), ни живых существ.Космос и животные снова и снова возникают лишь в долгие периоды перехода от Любви к Вражде и обратно. Из разрозненных и довольно туманных письменных фрагментов, оставшимся нам от Эмпедокла, вырисовывается примерно такая картина. Когда Вражда вырывает элементы из статичной массы, созданной Любовью, она действует с помощью вихря, поэтому космос, возникающий из противоборства двух сил, приобретает вращательное движение. Что касается возникновения животных и людей, то идеи Эмпедокла принимают совсем фантастический характер, когда он рассказывает о том, что происходит при переходе от Вражды к Любви. Во влажном иле зарождаются отдельные части и органы живых существ и начинают беспорядочно носиться в пустом пространстве.… Аристотель, знакомый с учением Эмпедокла ближе, чем мы, пишет, что некоторые из образовавшихся сочетаний оказывались приспособленными к существованию и потому выживали.Когда же Любовь уступает место Вражде, происходит нечто более понятное: возникают некие целостные формы, которые под влиянием Вражды распадаются потом на разнополые живые существа. Эмпедокл размышлял не только о космогонии (происхождении космоса) и зоогонии (происхождении животного мира). Он был также медиком и теоретиком медицины. Разные свойства органических тканей он объяснял разным количеством входящих в эти ткани элементов. Унаследованные свойства ребенка – соотношением мужского и женского семени, из которого он образовался. Дыхание, считал он, объясняется приливами и отливами крови к поверхности кожи. Сон – это понижение температуры крови, смерть – ее полное охлаждение. Теорию ощущений, созданную Эмпедоклом, можно кратко сформулировать так: «подобное познается подобным». Так, глаз содержит все четыре элемента и воспринимает окружающий мир, потому что элементы, истекающие от предметов, проникают внутрь глаза и встречаются с аналогичными элементами. От этого возникает ощущение зрения.Несмотря на кажущуюся хаотичность и фантастичность идей Эмпедокла, он предвосхитил многие основополагающие тезисы современной науки, в первую очередь тот, что мир состоит из конечного числа строительных элементов (разумеется, большего, чем четыре) и строение веществ и организмов зависит от пропорций, в которые эти элементы вступают.
Великий идеалист Платон (427–347 до н.э.) учил, что идея настолько же реальнее и живее зримой вещи, насколько вещь подлиннее своей тени.
Поэтому все в мире, который мы постигаем при помощи чувств, возникает и погибает, вечно меняется и никогда подлинно не существует. Вещи существуют лишь благодаря своей причастности идеям, вечным и неизменным образцам.Взгляды Платона на живую природу изложены в его трактате «Тимей». Вначале Земля была пустынной, и дабы восполнить пустоту создатель сотворил наиболее совершенное отражение мира идей – человека, у которого имеется три рода души – две смертных (располагаются в груди и в брюшной полости) и одна бессмертная (располагается в голове).Платон верил в переселение бессмертной души и полагал, что люди, не упражнявшие ее (чуждые философии, не интересовавшиеся изучением природы), при втором рождении превращаются в четвероногих. «Что же касается тех, которые превзошли своим тупоумием даже четвероногих и которые всем своим телом как бы прилипли к земле, то поелику они не имели никакой нужды в ногах, боги создали их безногими и пресмыкающимися». О растениях Платон писал, что они «конечно, живые существа, хотя и наделенные третьесортною «душой» и способны воспринимать приятные и неприятные впечатления и даже иметь какие-то пожелания. Он замечал, что «дикие роды растений древнее облагороженных» и что эти последние «первоначально были дики», но, подвергшись «возделыванию и воспитанию», окультурились и стали служить нам на пользу.
Гиппократ (460–377 гг. до н.э.) считается основателем научной медицины. Он отрешился от бытовавших до него религиозно-мистических представлений о здоровье и болезнях человека, по которым болезнь – это дело злых духов и возникает по немилости богов. Гиппократ стремился найти для них природное и рациональное объяснение. Источниками болезни он считал плохие природные и климатические условия, неправильное питание и дурные привычки человека. Гиппократ не захотел распространить идею четырех эмпедокловых элементов на свое учение о живом организме и противопоставил ему более древнюю, по его словам, концепцию четырех соков, соотношение которых определяет здоровье и болезнь организма. Эти соки: кровь, мокрота, черная желчь и желтая желчь. В трудах последователей Гиппократа (прежде всего, Галена) эта концепция превратилась в психологическое учение о четырех темпераментах, свойственных людям с преобладанием того или иного сока. Основные типы темперамента: сангвиник (от латинского sanguis – кровь), холерик (от греческого chole – желчь), флегматик (от греч. phlegma – мокрота, слизь), и меланхолик (от греч. melas chole – черная желчь). Учение об основных темпераментах, при всей его условности и неверности предпосылок, содержит в себе элемент истины и не потеряло популярности даже в наши дни.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев