Фаэтон .
У Гелиоса (Солнце) и дочери морской богини Фетиды - Климены - был сын Фаэтон. Как-то сын Зевса, Эпаф, насмешливо сказал ему:
- Не верится мне, что ты - сын лучезарного Гелиоса. Твоя мать говорит неправду: ты - сын обычного смертного.
Обиженный Фаэтон побежал к матери со слезами на глазах. Тогда Климена, воздев руки к солнцу, воскликнула:
- Сын мой, клянусь тебе Гелиосом, который нас видит и слышит, что он - твой отец! Пойди ты сам к нему, и он лично подтвердит мои слова!
Быстро достиг Фаэтон дворца Гелиоса, который весь сиял золотом, серебром и разноцветными драгоценными камнями. Юноша, войдя во дворец, искусно украшенный Гефестом, увидел Гелиоса, который восседал на троне.
- О, свет всего мира, отец Гелиос ! Только смею ли я называть тебя отцом? - воскликнул юноша. Уничтожь, прошу тебя, моё сомненье!
Гелиос обнял Фаэтона и сказал:
- Да, ты - мой сын, а для того, чтобы ты больше не сомневался в этом, проси у меня, чего тебе хочется, и, клянусь водами священной реки Стикса, я исполню твою просьбу.
Не успел произнести свои слова бог солнца, как Фаэтон стал просить отца позволить ему проехать по небу на его золотой колеснице. Гелиос пришел в ужас от просьбы сына:
- О, если бы я только мог нарушить данную мной клятву! Ты просишь невозможное, Фаэтон, потому что даже могущественный Зевс не может управлять ею ! Подумай только, вначале дорога так крута, что мои крылатые кони едва взбираются по ней. Посередине она так высоко поднимается над землёй, что даже мной овладевает страх. В конце же дорога так стремительно опускается к священным берегам Океана, что без моего опытного управления, колесница стремглав полетит вниз и разобьётся. Кроме того, путь по небу слишком узок: если ты уклонишься в сторону, тебя ждут рога грозного тельца, лук кентавра или чудовищные скорпион и рак. Я боюсь за тебя, сын мой ! Проси всё, что тебе захочется, но только не это !
Однако, Фаэтон ничего не желал слышать.
- Хорошо,- сказал печально Гелиос, - я исполню твою просьбу - лишь только потому, что поклялся водами Стикса.
Он натёр лицо Фаэтона священной мазью, чтобы уберечь его от жара солнечных лучей, возложил ему на голову сверкающий венец и дал на прощание последние напутствия:
- Сын мой, не гони лошадей, держи как можно твёрже вожжи. Дорогу ты увидишь по колее, которая идёт через всё небо. Не поднимайся слишком высоко, чтобы не сжечь небо, но и не опускайся слишком низко, чтобы не опалить землю. И еще: не уклоняйся ни вправо, ни влево.
Фаэтон, поблагодарив отца, быстро вскочил на колесницу. Кони подхватили непривычно лёгкую для них колесницу и помчались вперёд по крутой дороге на небо так быстро, что вскоре проскакали через все небо. Тогда они, оставив обычный путь Гелиоса, понеслись себе без дороги. Фаэтон не в силах был справиться с ними. Взглянув же с вершины неба на землю, он побледнел от страха, а колени его сильно задрожали… Увидев же скорпиона со смертоносным жалом, несчастный юноша просто обезумел от страха и выпустил вожжи. В это время сестра Гелиоса - богиня Селена (Луна), полная изумления, увидела, что кони её брата мчатся никем не управляемые. Пламя от близко опустившейся солнечной колесницы охватило землю, где в огне пожара стали погибать города и народы; загорелись леса и горы, закипела вода в реках и ручейках, моря начали пересыхать…
Тогда поднялась богиня Гея (Земля), громко воззвав к Зевсу:
- О, величайший из богов, Зевс-громовержец ! Неужели всё вернется в первобытный Хаос ? Спаси от огня то, что ещё осталось !
Зевс, услышал Гею и бросил свою сверкающую молнию, огнём которой потушил разыгравшийся на земле пожар, но при этом колесница разбилась, а её осколки разлетелись по всему небу.
Фаэтон упал в воды Эридана . Гесперийские нимфы подняли его тело и предали земле.
Гелиос, в глубокой скорби, закрыл свое лицо и целый день не появлялся на голубом небе, а несчастная Климена долго искала тело своего погибшего сына. Наконец она нашла на берегах Эридана его гробницу. Горько плакала неутешная мать... Вместе с ней оплакивали погибшего брата и её дочери - гелиады, которых боги превратили в тополя: они и сегодня стоят, склонившись над Эриданом, а их слезы-смола падают в студёную воду, где, застывая, превращаются в прозрачный янтарь.
На берегу реки скорбел и друг Фаэтона - верный Кикн , которого боги превратили в белоснежного лебедя. С тех пор лебедь-Кикн живёт в реках и больших чистых озерах, потому что он боится огня, который погубил его друга Фаэтона.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев