В нашей стране хрусталь долгое время был символом мещанства - наряду с коврами и фарфоровыми слониками. Но чем больше высмеивали владельцев подобных «атрибутов буржуазного быта», тем желаннее они становились. Запретный плод, как известно, сладок…
Хотя, подобное отношение к произведениям древнего ремесла, сопоставимого с искусством, выглядит очень странным.
Хрусталь - кристалл?
Само слово «хрусталь» происходит от греческого krystallos, которым древние эллины обозначали природный кварц - без посторонних примесей, идеально прозрачный, похожий на кусок застывшего льда (в Японии его называли «замёрзшим дыханием дракона»). Из подобных цельных кусков кварца делали линзы, в т.ч. и для розжига огня, а Петр I даже приказал вырезать самовар из огромного куска кварца. С той поры и появилось русское название «хрусталь».
Но хрусталь в том смысле, который мы придаем ему сегодня, - как особый вид стекла, отличающийся необычайной прозрачностью, - стали изготавливать лишь со второй половины XVII века. В 1676 году английский ремесленник Джордж Рейвенскрофт предложил добавлять в стекло окислы свинца в тех пропорциях, которые используются до сих пор - до 24%. Это придало стеклу, известному в ремесленничестве, как минимум, 5 тысяч лет, необычную прозрачность, сверкание граней и «голос».
Хрусталя много не бывает
Помимо горного хрусталя (природного кварца, называемого ещё «арабским алмазом»), различают три основных вида хрусталя рукотворного - в зависимости от состава и доли примесей, добавляемых в стекло (свинец, барий) или использования калиево-кальциевого стекла (богемский хрусталь). Стоит добавить, что за три с лишним века развития хрустального производства мастера научились добиваться удивительного разнообразия внешнего вида и качества хрусталя. Для этого используются в небольших количествах второстепенные примеси: коллоидное золото, окислы урана, борной кислоты и марганца, окись меди, соединения сурьмы, мышьяка, кобальта, кадмия… Ну и, конечно, свою роль в этом играют различные приемы обработки хрусталя - гравировка, резьба (знаменитая «алмазная грань», шлифовка, полировка.
Начиная с XVII-го века, хрусталь стремительно начал распространяться сначала в Европе, а потом и по всему миру. И если при королевских и царских дворах из хрусталя начали изготавливать, прежде всего, люстры, поражавшие современников тысячами огней и нежным перезвоном, то в домах попроще стали появляться вазы, посуда, бижутерия и вездесущие «слоники» - скульптура мелких форм.
Хрусталь в доме
Каким может быть «хрустальное звучание» вашего дома? Это, прежде всего, посуда из хрусталя. Бокалы, фужеры, салатницы, чайные пары, разносы, вазы под фрукты и цветы - всего не перечесть! Вдумайтесь: символ праздника и благополучия, знаменитая фраза «звон бокалов» своим рождением обязана именно хрусталю, так как никакие другие материалы, из которых производится посуда, подобного звука издать просто не могут.
Очень разнообразно применение хрусталя в осветительных приборах. Хотя в большинстве современных квартир хрустальная люстра сегодня вряд ли будет уместной (по многим причинам), этот материал по-прежнему широко используется для игры со светом - в виде абажуров, подвесок и элементов украшения.
Ну и, конечно, широчайшая сфера применения хрусталя - малые скульптурные формы, в виде просто милых сувениров или дорогих во всех смыслах подарков. Разновидность их бесконечна велика - статуэтки, колокольчики, подсвечники, пепельницы, пресс-папье…
Поэтическое определение - хрусталь - это игра света и звон бокалов - не является литературным преувеличением. Искры света, преломляющегося в гранёной поверхности хрусталя, и его нежное звучание при соприкосновении действительно завораживают, вызывая в нашей душе радость и чувство гармонии, ощущение тепла и безграничного счастья.
#мебель_Ногинск #мебель_Электросталь #ФабрикаЭЛФА
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев