Автор: Джордано Лука
Описание произведения
О крестном пути Спасителя и страданиях, сопровождавших этот путь, рассказывается во всех четырех евангелиях. "Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его" (Мф.27:32). В традиции Католической церкви крестный путь Спасителя начинается со снятия одежд с Иисуса Христа и заканчивается положением во гроб. Таким образом, в более широком смысле «крестный путь» — это жизнь, полная стойко переносимых скорбей. Образ Христа, несущего Свой крест, часто встречается в живописи XVII века. К этой теме обращались все прославленные мастера, уделяя внимание как подвигу Спасителя, так и проекции его на жизненный путь христианина.
В работе Луки Джордано Иисус показан по пояс. Толстое древко креста лежит на левом плече, и где-то за спиной в полутьме раскинулись в стороны его мощные перекладины. Сумрак, окутавший его вершину, - это, с одной стороны, символ тайны спасения человека через крестную смерть Спасителя. С другой стороны, это непроглядная тьма человеческих грехов, из-за которой люди не видят своего Бога.
Голова Иисуса увенчана терновым венцом с многочисленными острыми шипами. Вонзаясь в кожу, они наносят раны, из которых вниз текут струйки крови. В противовес им вверх отходят лучи золотистого сияния, над которыми парит нимб. Этими художественными параллелями Джордано показал, что святость и благодатные дары есть следствие достойного несения своего креста. Массивное обнаженное плечо предполагает могучее тело, такая пышность форм характерна для живописи барокко. Как символ страданий, на шее Иисуса изображена веревочная петля, а тело и одежда испачканы потеками крови.
История создания
Картина "Христос с крестом" написана Лукой Джордано в 1697 году. В этот период живописец работает при дворе испанского короля Карла II. Художник разменял седьмой десяток и задумывается о пройденном пути и близости смерти. Возможно, из-за того, что тема жизни как крестного пути близка мастеру, произведение получилось эмоционально пронзительным и по-евангельски правдивым. Как и все работы этого периода, картина демонстрирует виртуозное художественное мастерство Джордано, ещё при жизни принесшее ему всемирную славу.
Отношение автора к вере
Художник при рождении получил имя, какое носил первый христианский художник - апостол и евангелист Лука. Вполне возможно, что выбор родителями такого имени был не случаен. Его отец тоже был художником, хотя и не знаменитым, и с раннего детства он учил сына живописи. Когда Джордано состоялся как мастер, его приняли в неаполитанскую гильдию живописцев, носившую имя святого Луки. Не могло не оказать влияние на растущего Джордано и его окружение: историки говорят о ярко выраженной набожности неаполитанцев XVII века.
Лука работал быстро, из-за чего получил прозвище Фа-Престо, и его упрекали в небрежности, театральности и декоративности. Но упреки делались в сравнении с его предыдущими работами, где Джордано показал вершину своего мастерства живописца. И все же произведения художника поистине вдохновенны, продуманы и искусно исполнены. Ощущая величину отпущенного ему таланта и скоротечность жизни, Джордано торопился творить и в этой своей пламенности его можно сравнить с другими апостолами, братьями Иаковом и Иоанном, которых Христос называл сынами грома - Воанергес (Мк.3:17).
Художником написано множество произведений, и по меткому замечанию одного из биографов "едва ли найдется в Европе картинная галерея, в которой не было бы образцов его живописи". Работы, созданные на библейские темы Лукой Джордано, служат просвещению и духовному обогащению их зрителей. Поэтому кажется промыслительным, что живописец упокоился в храме, для которого писалась одна из его лучших работ «Святой Михаил, побеждающий сатану».
Биография
Лука Джордано родился 18 октября 1634 года в Неаполе. Первым учителем для него стал отец, живописец средней руки. После него Лука в течение девяти лет учился в мастерской Хусепе де Риберы в Неаполе, затем переехал в Рим, где занимался под руководством Пьетро да Кортоны. Стремясь постичь живописную манеру великих мастеров, Джордано делал многочисленные копии с произведений Рафаэля и Микеланджело. Имитация чужой манеры не только расширила горизонты его познания, но и вооружила виртуозным техническим опытом. Наряду с живым воображением, замечательным колоритом, виртуозным и точным рисунком в его живописи очевидно прослеживается влияние искусства Тициана, Веронезе, Тинторетто.
В 1655 году Джордано написал для церкви Святой Бригитты в Неаполе большую алтарную картину «Взятие на небо святого Николая Барийского», поразившую современников своими художественными и техническими достоинствами. Затем последовали не менее значительные полотна «Мадонна Розария», «Святая Анна и Дева Мария», «Архангел Михаил», «Святой Августин и святая Моника». Джордано был признан одним из лучших живописцев Неаполя, что обеспечило его многочисленными заказами.
В 1665 году художник стал членом неаполитанской гильдии живописцев. В следующем году Лука Джордано женился на Маргарите д'Арди.
Впоследствии живописец трудился в Болонье, Париже и Флоренции. Им выполнено множество фресок и картин, и едва ли найдется в Европе картинная галерея, в которой не было бы образцов его живописи. Уже в 1681 году Филиппо Бальдинуччи составил и издал «Жизнеописание знаменитого Луки Джордано», а Иоахим фон Зандрарт включил его в свою «Академию благородной живописи», изданную в 1683 году.
В 1692 году Джордано по приглашению короля Карла II приехал в Испанию и писал в Эскориале, Мадриде и Толедо. Он удостоился звания живописца короля и был возведен в дворянское звание. Щедрыми милостями были осыпаны и члены его семьи. В частности, сыну была пожалована должность смотрителя неаполитанских крепостей.
За небольшой срок пребывания в Испании Джордано, со свойственным ему темпераментом, создал внушительное число работ. Также он расписал лестницу и плафон собора Святого Лаврентия в Эскориале, большой зал дворца Буэн-Ретиро, ризницу собора в Толедо и своды Королевской капеллы в Мадриде.
В 1700 году скончался Карл II, но и при его преемнике, Филиппе V, Джордано сохранял привилегии придворного живописца. В 1702 году, сопровождая в составе свиты нового суверена, он покинул Мадрид и вернулся в Неаполь. Там он умер 12 января 1705 года и был погребен в церкви Святой Бригитты.
Автор текста: Северинова Ольга
Другие статьи о живописи на Библейские темы смотрите на нашем сайте: https://ekzeget.ru/mediateka/biblia-v-iskusstve/zivopis/
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев