Александр Андреевич Иванов
Описание произведения.
Фарисей, член синедриона, интеллектуал и знатный чиновник Никодим упоминается в Евангелии от Иоанна трижды. В первый раз он тайно встречается с Иисусом, молодым и известным Учителем, ночью (Ин. 3:2-18). Во второй раз Никодим выступает в защиту Христа перед своими соратниками — фарисеями (Ин. 7: 50-53). В третий раз он участвует в погребении Учителя (Ин. 19:39).
Никодим — один из таинственных евангельских героев. Человек, обличенный большой властью, который жаждет истины и Бога. Наиболее подробно он описан евангелистом Иоанном во время знакомства со Христом. Согласно новозаветному тексту, Никодим встречается с Иисусом секретно, под покровом ночи, чтобы не быть узнанным недоброжелателями молодого Равви. Иисус говорит с иудейским начальником на языке другой, божественной реальности, на языке Спасения: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3), предупреждая вопросы: «Не удивляйся тому, что я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин.3:7). Судьбоносный диалог со Христом строится на откровении тайны, на прикосновении к тому, что было обещано и вот совершается сейчас. После этой встречи Никодим будет всячески помогать Христу избежать преследований, а после распятия станет одним из тех, кто не побоится взять Тело Иисуса для погребения.
Иконография этого сюжета популярна в религиозной живописи, как и финальный фрагмент с погребением. Александр Иванов проиллюстрировал обе истории, но мы остановимся на первой.
Эскиз Александра Иванова довольно лаконичный: две фигуры, скупой интерьер и пейзажный фон составляют весь композиционный набор.
По общему признанию, новозаветные сюжеты мастеру давались гораздо труднее ветхозаветных, в них он чувствовал себя более скованно и не давал волю широте фантазии. Примером такого «скованного» и немного «расстроенного» по исполнению эскиза может служить рисунок «Христос и Никодим». Фигуры старейшины и Учителя диссонируют друг с другом по масштабу и движению. Это сделано художником нарочно, отчасти дидактически. Простота и открытость учения Христа физически, через изображения самого Христа, противопоставлены в эскизе сложности и нагроможденности учения фарисеев в лице Никодима.
Обе фигуры помещены художником на террасу дома, с которой открывается прекрасный вид на ночной город. Тени от светильника создают атмосферу сокровенной тайны под ночным покровом.
История создания.
В последнее десятилетие своей жизни, в 1849–1858 годы, Александр Иванов трудился над большой серией рисунков и акварелей, получивших название «Библейские эскизы».
Художник мечтал поучаствовать в росписях Храма Христа Спасителя, но заказ был отдан К. Брюллову, что побудило Александр Иванова придумать свой проект, посвященный религиозным сюжетам Ветхого и Нового Заветов. Он мечтал расписать фресками некое здание, которое должно было быть чем-то средним между «храмом искусства» – прообразом музея, и «храмом философии».
Эскизами к этим ненаписанным фрескам и стали несколько сотен акварелей. Иванов ищет в них форму воспроизведения библейской реальности. Предметом пристального изучения для него становится восточное искусство. По тонкому замечанию М. В. Алпатова, «древневосточные элементы введены органически в стиль эскизов, воздействуя на него так же, как воздействовали они в свое время на эллинизм при сложении византийского искусства».
Библейские эскизы Александра Иванова, плод его многолетних размышлений над Ветхим Заветом и Евангелием, были признаны такими критиками, как А. И. Бенуа и В. В. Стасов, вершиной его творчества, превышающими по мастерству полотно «Явление Христа народу».
Сергей Иванов, брат художника, писал: «Эти композиции делались моим братом в продолжении восьми лет, т. е. с 1849 г. до начала 1858 года, времени поездки моего брата в Петербург и его кончины… Это рисунок, освободившийся от всякой манерности и делавшийся легким и покорным выражением мысли».
К этому моменту мастер обрел свободу от академической рутины, что отразилось в самых простых, ничем не стесняемых поворотах и положениях героев. Пейзаж перестал быть калькой с итальянских местностей – римских, тосканских, он приблизился к европейскому пейзажу, который мастер изучал по снимкам иностранных путешественников, чаще всего, англичан. Все библейские изображения носят на себе отпечаток не только Востока вообще, но и Палестины в особенности, и живо переносят в местность, действительно характерную для Ветхого Завета и Евангелия.
Отношение автора к вере.
Большинство произведений Александра Иванова написаны на библейские сюжеты. Помимо полномасштабных картин, таких как «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» или «Явление Христа народу», художник трудился над большой серией рисунков и акварелей, получивших название «Библейские эскизы».
Религиозно-историческая тематика – основная в творчестве Александра Иванова. Писатель и друг художника Н. В. Гоголь в книге «Выбранные места из переписки с друзьями» очень точно описал Александра Иванова в период его работы над полотном «Явление Христа народу»: «умер для всего в мире» и «ведет жизнь истинно монашескую, корпя день и ночь над своей работой и молясь ежеминутно». По словам И. С. Тургенева, художник «молится ежеминутно» и «знает Библию от слова до слова».
Тем не менее, связи Александра Иванова с А. И. Герценом и Н. Г. Чернышевским породили толки о религиозной разочарованности художника к концу жизни. Здесь следует обратить внимание на исторические реалии 1850-х годов. Религиозное свободомыслие не приветствовалось, государственная цензура носила как светский, так и церковный характер. «Ослабление веры», на которое сетовал художник, не помешало ему создать большую серию библейских эскизов. Подобный парадокс биографии художника свидетельствует скорее о сложности и многогранности его религиозного чувства, о неослабевающем интересе на протяжении всей его жизни к фигуре Христа.
Всю жизнь Иванова наполняла и вела идея изобразить Христа, Его жизнь и учение, влияние на народ и распространение проповеди. Многое из задуманного художник выполнил.
Биография.
Александр Иванов (1806–1858 гг.) родился в семье художника, профессора живописи Императорской Академии Художеств Андрея Ивановича Иванова. С детства воспитывавшийся в атмосфере творческого поиска и диалога, в одиннадцать лет мальчик поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию художеств. Он учился там при поддержке Общества поощрения художников и под руководством своего отца.
За успехи в рисовании Александр получил две серебряные медали, был награждён малой золотой медалью за картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». В 1827 году он получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за полотно «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».
Общество поощрения художников решило послать Александра Иванова за границу для дальнейшего усовершенствования мастерства, с условием, что он напишет ещё одну картину на тему «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры». Выполнив договор, Иванов в 1830 году отправился в Европу, и через Германию, с остановкой на некоторое время в Дрездене, прибыл в Рим. В это время Рим был местом средоточия русской интеллигенции.
В Италии Иванова первым делом принялся за копирование «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле и написание эскизов на разные библейские сюжеты. Усердно изучая Священное Писание, в особенности Новый Завет, Иванов всё более увлекался мыслью изобразить на большом полотне первое явление Мессии народу. Но, прежде чем приступить к этой трудной задаче, художник хотел испробовать свои силы на менее масштабном произведении. Так в 1834—1835 годах появилась картина «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине».
Работа имела большой успех как в Риме, так и в Санкт-Петербурге, где в 1836 году художник удостоился за неё звания академика. Ободренный успехом, Иванов принялся за «Явление Христа народу». Работа затянулась на двадцать лет (1836–1857 гг.), и только в 1858 году художник решился представить полотно в Санкт-Петербурге. Выставка самой картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов была организована в одном из залов Академии Художеств и произвела сильное впечатление на общественность.
В хлопотах о дальнейшей участи своей картины Иванов, и так не отличавшийся крепким здоровьем, окончательно истощил организм, поэтому легкой простуды оказалось достаточно для того, чтобы свести его в могилу. Он умер после кратковременной болезни 3 июля 1858 года и, при большом стечении народа, был погребен на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря. Впоследствии останки художника перезахоронили, и ныне его могила находится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Автор текста: Надежда Анатольевна Завальная.
Читайте другие наши статьи о Библии в искусстве: https://ekzeget.ru/mediateka/biblia-v-iskusstve/
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев