Представление о туберкулезе в традиционной аюрведической медицине на примере трактата "Чарака-Самхита"
В данной работе описаны представления о природе туберкулѐза, изложенные в текстах Древней Индии, и прежде всего в «Чарака-самхите», трактате традиционной аюрведической медицины, окончательно сложившемся к I–II веку н.э. Указываются причины, процесс развития болезни, клинические проявления, прогноз заболевания и элементы лечения, согласно источникам.
Актуальность.
Туберкулѐз известен с глубокой древности. В 1907 году P. Bartels описал туберкулѐзное поражение позвоночника у человека, жившего в эпоху неолита вблизи Гейдельберга [8]. У мумифицированных трупов в Египте (2000–2750 годы до н. э.) были обнаружены специфические поражения крупных суставов и туберкулѐзные изменения позвоночника. Кодекс вавилонского царя Хаммурапи (1792–1750 годы до н. э.) включал право на развод с женщиной, больной лѐгочной чахоткой. Позднее, в «Гиппократовом сборнике» (около 280 года до н. э.), были описаны общие признаки этого заболевания. Эту болезнь упоминал в своих работах Авл Корнелий Цельс (30/25 год до н. э. — 45/50
год н. э.), а позднее и Гален из Пергама (129—204/216) [3, 5]. В современной литературе упоминания о представлении, касающемся природы туберкулѐза в Древней Индии в целом, и в традиционной аюрведической медицине, в частности, крайне немногочисленны. Восполнить этот пробел и призвана данная статья. Осознавая, что термин «туберкулѐз» был введен Рене Лаэннеком (1782–1826) в более поздний исторический период, тем не менее авторы используют это понятие для облегчения восприятия материала.
Цель исследования:
Описать представления о природе туберкулѐза, включая его причины, процесс развития, клинические проявления, прогноз и элементы лечения, изложенные в классических текстах традиционной аюрведической медицины (на примере «Чарака-самхиты»).
Результаты исследования.
Туберкулѐз известен в письменных источниках Древней Индии как раджа-йакшма (raja-yakṣmā). В «Чарака-самхите» (2.6.12) этимология этого термина расшифровывается следующим образом: «Врачи называют эту болезнь раджа-йакшма, так как она является самой тяжѐлой (rāja) среди всех других болезней (yakṣmāṇam) и приносящей множество страданий, а также потому, что в незапамятные времена ей страдал сам бог луны (soma), царь (rāja) всех звѐзд» [6, с. 285]. Согласно древней истории, изложенной в текстах пуран и «Махабхарате» (9.34.40–77), бог луны (soma) женился на 27-ми дочерях (олицетворяют созвездия) прародителя человечества (prajāpati) по имени Дакша (dakṣa), и должен был навещать по очереди всех жѐн. Но одна из них, по имени Рохини (rohiṇī), полюбилась ему более всех других, что вызвало гнев остальных жѐн и привело к проклятию самим Дакшей. Тяжѐлый недуг, поразивший Сому, не поддавался никакому лечению, и лишь после омовения в священном месте здоровье вернулось к Соме. Как напоминание об этом, половину месяца луна убывает, а затем вновь «растѐт» [2, 7]. Существует несколько синонимов этой болезни. Словарь «Амара-коша» (2.6.51) гласит kṣayaḥ śoṣaś ca yakṣmā ca: «Кшайа, шоша и йакшма — синонимы раджа-йакшмы» [9, p. 219]. Первый из них означает: «То, что приводит к изнурению, истощению пациента». Второй: «То, что иссушает все ткани тела». Третий: «То, что проявляется различными расстройствами». Под именем «йакшма» туберкулѐз упоминается ещѐ в «Атхарваведе» (II.33), содержащей гимн-заклинание против этого недуга [1].
Согласно Чарака-самхите (2.6.3), существует 4 причины туберкулѐза:
- чрезмерная нагрузка (sāhasa),
- сдерживание естественных потребностей (saṁdhāraṇa),
- истощение, иссушение тканей вследствие различных причин (kṣaya)
- неправильное питание (viṣamāśana).
Чрезмерная нагрузка, по Чараке (2.6.4), может быть вызвана сражением человека с более сильным соперником, упражнениями с луком, обладающим туго натянутой тетивой, чрезмерными разговорами, ношением непосильных тяжестей, плаванием в открытом водоѐме на большие расстояния, быстрым бегом на длинные дистанции и т. п. Вследствие этого, один из трѐх физиологических факторов (tridoṣa), вата (vāta), выводится из равновесия, становясь патологическим, вызывая дисбаланс других факторов (питта и капха) и распространяясь в различные органы, обеспечивает разнообразные симптомы. Среди них Чарака (6.8.16–18) выделяет такие как головная боль (śiraḥ-śūla), боль в горле (kaṇṭha-uddhvaṁsa), кашель (kāsa), хрипота (svara-bheda), отсутствие аппетита (arocaka), диарея (varcobheda), зевание вследствие сонливости (jṛmbhā), жар (jvara) и боль в грудной клетке (uraso rujam). Из-за поражения органов грудной клетки больной при кашле выделяет слизь с примесью крови (sa-śoṇitam), что причиняет сильное страдание [6].
Описывая таким образом последствия длительного перенапряжения, автор «Чарака-самхиты» остроумно замечает (2.6.5), что следует избегать непосильных нагрузок, ибо человек может обрести желанные плоды своей деятельности только в том случае, если он жив.
Своевременное отправление естественных потребностей — один из важнейших компонентов здорового образа жизни. Авторы классических трактатов аюрведической медицины подробно описывают его значимость. В контексте темы данной статьи Чарака (6.8.20) говорит, что когда человек из стыда, предрассудков или страха сдерживает потребность в испускании газов, мочеиспускании или дефекации, то вата-доша выводится из равновесия и разбалансирует две других доша [6]. Это приводит к указанным выше симптомам.
Следующая возможная причина туберкулѐза — истощение тканей (kṣaya). Оно наступает вследствие злобы, гнева, постоянных беспокойств, длительной скорби или страха, голодания, недоедания, постоянного потребления сухой, непитательной пищи, а также вследствие чрезмерных половых взаимоотношений. Подробно описывая последствия половых излишеств, Чарака (2.6.9) говорит, что семя — это конечная суть пищи, потребляемой человеком, а потому должно быть оберегаемо, так как его уменьшение ведѐт к множеству болезней или даже смерти [6].
Последняя, из перечисленных в «Чарака-самхите» причин, это — неправильное питание (viṣamāśana). Автор трактата (2.6.10) указывает, что когда человек постоянно употребляет пищу, нарушая правила, касающиеся еѐ природы (prakṛti), способа приготовления (karaṇa), совмещения компонентов пищи (saṁyoga), еѐ количества (rāśi) и других принципов, подробно изложенных в аюрведических текстах [4], то все три фактора (вата, питта и капха) выходят из равновесия и распространяются по организму, препятствуя трансформации пищи в ткани тела, тем самым истощая их. Вата вызывает такие симптомы, как острая боль (śula), неприятные ощущения в горле (kaṇṭhoddhvaṁsana), боль в грудной клетке (pārśvasaṁ rujanam) и области лопаток (aṁsāvamarda), хрипоту (svara-bheda), простудные явления (pratiśyāya). Питта вызывает лихорадку (jvara), диарею (atīsāra) и ощущение сильного внутреннего жара (antardāha), капха — простудные явления (pratiśyāya), ощущение тяжести в голове (śiraso gurutvam), потерю аппетита (arocaka) и кашель (kāsa). Вследствие нарушения питания тканей больной постепенно истощается (śanaiḥ śanaiḥ śuṣyati). Подводя итог этому, «Чарака-самхита» (2.6.11) указывает, что наблюдая множество болезней, причиняющих страдания, порождѐнных неправильным питанием, мудрый человек должен есть пищу, приносящую благо, должную по количеству и в правильное время, контролируя свои чувства [6].
Согласно аюрведической концепции болезни, Чарака (6.8.33–37) выделяет следующие продромальные признаки туберкулѐза (pūrva-rūpa): насморк, слабость, видение изъянов даже там, где их нет, ощущение чего-то ужасного в своѐм теле, постепенное уменьшение силы и истощение мышц, несмотря на приѐм пищи, а также желание вина, мяса и секса. Такому больному могут сниться высохшие водоѐмы, засушливые города и деревни, сожжѐнные леса и т.д.
Полное проявление картины туберкулѐза характеризуется одиннадцатью симптомами (ekādaśa-rūpa): ощущение тяжести в голове (śirasaḥ paripūrṇatvam), кашель (kāsa), затруднение дыхание (śvāsa), хрипота (svarabheda), выделение слизи (śleṣmaṇaś chardanam), кровохарканье (śoṇita-ṣṭhīvanam), боль в грудной клетке (pārśvasaṁ rojanam), боль в лопаточной области (aṁsāvamarda), лихорадка (jvara), диарея (atīsāra), отсутствие аппетита (arocaka) [6].
Прогноз заболевания во многом зависит от состояния больного, если он истощѐн и слаб, то даже наличие неполной картины симптомов не способствует его выздоровлению, с другой стороны даже при наличии всех симптомов сильный и упитанный пациент может быть излечен.
Аюрведические тексты подробно описывают лечение каждого из проявлений туберкулѐза с помощью продуктов растительного и животного происхождения, общий же режим лечения, согласно Чарака-самхите (6.8.144–148), помимо прочего, включает в себя массаж и умащение тела маслом, ношение красивых, неповреждѐнных одежд, регулярное принятие ванн и омовений, согласно сезону, использование питательных клизм, принятие в пищу молока, топлѐного масла, мяса (преимущественно хищных животных), риса, приготовленного с мясным бульоном, и подходящих вин. Рекомендуется использовать приятную парфюмерию, общаться с близкими друзьями и лицезреть прекрасных женщин, слушать красивую музыку и пение, приятное слуху, находиться всегда в хорошем настроении, служить старшим, воздерживаться от половых отношений, раздавать пожертвования, принимать аскезы и поклоняться Богу, быть правдивым, совершать праведные поступки, избегать насилия, служить врачам и брахманам.
Заключение.
Тексты Древней Индии содержат множество упоминаний о туберкулѐзе. Тексты традиционной аюрведической медицины содержат подробное описание причин болезни, еѐ развития, клинические проявления данного заболевания, его прогноз и лечение. Многие сведения, изложенные в «Чарака-самхите» и других канонических текстах аюрведы, остаются актуальными и сегодня.
В. Н. Пряхина, Профессор, доктор аюрведы, доктор м.н. , преподаватель аюрведы для врачей М.А. Суботялов, врач, специалист по традиционной аюрведе В.Ю. Дружинин
Список литературы
1. Атхарваведа (Шаунака) : в 3 т. Т. 1, кн. I–VII / Пер. с вед., вступ. ст., коммент. и прил. Т. Я. Елизаренковой ; Ин-т востоковедения. — М. : Вост. лит., 2005. — 573 c.
2. Махабхарата. Кн. 9. Шальяпарва / Изд. подгот. В. И. Кальянов. — М. : Ладомир, 1996. — 352 с.
3. Холмовская М. Б. Хронологическая таблица основных событий и фактов в истории фтизиатрии (5000 лет до н.э. — 1998 г.) / М. Б. Холмовская. — М., 1999. — 84 с.
4. Caraka-saṁhitā. Agniveśa`s treatise refined and annotated by Caraka and redacted by Dṛḍhabala / Caraka-saṁhitā ; Text with English translation ; Editor-translator prof. Priyavrat Sharma. — Vol. 1. Varanasi : Chaukambha Orientalia, 2001. — 544 p.
☘ ПРИГЛАШАЕМ НА КУРСЫ ПО АЮРВЕДЕ http://taplink.cc/vedicdoctor 📚🔮Приглашаем на на онлайн-курс по ведической астрологии http://otorsunov.justclick.ru/aff/sl/jyotish11/ekoduh
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев