Каждое утро Брайан Томас, начальник атмосферной обсерватории Barrow Atmospheric Baseline Observatory на Аляске, откапывает дверь своего офиса и проверяет датчик углекислого газа. В прошлый четверг значение достигло 420 частей на миллион. Это почти в два раза выше средних доиндустриальных показателей.
Это всего лишь одно число, говорит он, но как многое оно значит.
Аляска сейчас на полпути через самую теплую весну в своей истории. И за это приходится платить разрушениями и жизнями.
Аномалии температуры на Аляске за март, 2019. (The Washington Post/NASA’s Aqua satellite)
В Уткиагвике (ранее Барроу) на севере Аляски средняя температура в марте была на 10.3 градуса Цельсия выше нормы (18.6 градуса Фаренгейта). Впервые несколько мартовских дней подряд температура не опускалась ниже точки замерзания.
Ледяные дороги — жизненно важный способ передвижения на этих территориях — впервые стали тонкими и ненадежными. Как минимум пять людей погибли, провалившись в воду из-за того, что лед растаял намного быстрее, чем ожидалось.
В начале февраля жители Уткиагвика проснулись и увидели, что береговой припай (лед), который обычно держится до лета, уплыл, подгоняемый сильными ветрами.
В 300 километрах к югу студент Аляскинского университета в Фэрбенксе по имени Марк Огиер вернулся в город после практики и почуял весну: “Пахнет странно. Дождем.” В это время года, объясняет он, “вы вообще не должны ничего чувствовать в воздухе”. Почва должна быть еще насквозь промерзшей.
Рекордно теплая весна напрямую связана с исчезающим ледяным покровом Берингова и Чукотского моря между Аляской и Россией. В обоих морях в марте было зарегистрировано рекордно малое количество льда.
Такие изменения угрожают не только традиционной охоте на китов и других морских животных, от которой зависят многие местные сообщества, но и благополучному проживанию на побережье. Лед защищал прибрежную линию от эрозии во время сильных осенних и весенних штормов. За полвека берег города Шишмарёв на востоке Аляски стал ближе на 30 метров.
Нестабильный лед отрезает пути сообщения с удаленным городками и деревнями. Уже несколько людей погибло, провалившись под лед во время передвижения между населенными пунктами.
Весенний “раскол”, когда Арктика начинает таять, очень опасное время. В этом году оно пришло намного раньше ожидаемого.
А тем временем Брайан Томас продолжает каждый день натягивать толстые теплые штаны и защитную маску, чтобы забраться на 15-метровую башню и смахнуть снег с датчиков, благодаря которым весь мир узнает, как быстро течёт глобальное потепление.
—
Материал написан по статье The Washington Post.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев