С первых строк хочу выразить глубокую благодарность Наиле Волостновой (Исеевой) за оказанную материальную помощь и предоставленные семейные документы о Дивеевых и Исеевых, которые помогли пролить свет на многие ветви этих татарских родов.
Дивеевы старинный татарский княжеский род, в составе которого жили предки пяти сословий: князья, мурзы, новокрещены, дворяне и однодворцы, ставшие со временем государственными крестьянами. Первоначальное исследование этого древа утверждало, что этот татарский дворянский род происходит от родственника крымского хана, взятого в плен в 1572 году под Москвой. Предполагалось, что Дивей был связан с родом Мангыт, т.к. в 1563 году упоминается крымский князь Дивей Мангитский.
В 2011 году, после публикации М.М. Акчуриным статьи «Родословные татарских князей из фонда Саровского монастыря», эта версия была изменена, т.к. в старинных документах была изображена родословная роспись князей Дивеевых (8-9 поколений), составленная монахами этой обители. И надо сказать, что эти сведения стали своего рода сенсацией, т.к. в них были показаны родословные не только Дивеевых, но и родословные князей Разгильдеевых и Мансыревых, а самое главное, все смогли увидеть, что у этих родов есть общий предок – мурза Бутак и его сын Мокшей, что говорит о кровном родстве этих фамилий. Дальнейшие ДНК исследования подтвердили правильность этих родословных росписей, показав единую гаплогруппу Q1b у всех их потомков, что доказало кровнородственную связь, но при этом было выявлено присутствие однофамильцев, т.е. второго рода Мансыревых с другой гаплогруппой.
Более того, в процессе ДНК анализа было установлено, что такие рода как Сюндюковы (из Бутаково), Аганины и Кутумовы, также являются кровными родственниками Дивеевых, Разгильдеевых и Мансыревых (1), причем не такими дальними, но документально увидеть эти связи пока не удается.
Надо сказать, что после этих событий был введен в истории родов термин «Бутакиды», т.е. потомки мурзы Бутака (часто пишут князь!), что, на мой взгляд, является не совсем верным определением. Согласитесь, все ныне живущие потомки, носящие фамилию Бутаковы, причем все они с русскими имена, увидев такие исследования и такой термин, непременно будут себя считать потомками татарского мурзы Бутака и родственниками вышеперечисленных фамилий. А ведь это не верно! И объяснение простое: существует два древних русских рода Бутаковых: оба происходят с 17 века, один из Новгородской, а второй из Костромской губерний, и никаких связей с татарским мурзой Бутаком не выявлено. А значит, термин «Бутакиды» применять явно не стоит, или следует указать, что он относится только к конкретным фамилиям.
Рассказывая о происхождении потомков мурзы Бутака, следует отметить, что о нем самом пока нет четких знаний. Но из «Посольских книг по связям России с Ногайской Ордой 1533-1538 годов» известно, что такой мурза жил и принадлежал к элите Ногайской Орды. В частности, есть такие строки: «А послы, государь, к тобе, ко государю, идут…. Только, государь, мне введоме … иные люди пошли к тобе, ко государю, с торгом и полону искати: Исак мурзы посол Заикба, … Салтанай мырзь — Сюундюк, Бутак мурзы — Шовалей, … Бутак мырзы —Рас, …».
Стоит отметить, что версия о происхождении мурзы Бутака уже была высказана Габдуллиным И.Р. А уже подтвержденное генетическое родство между Сюндюковыми и потомками мурзы Бутака, может говорить только об одном – Бутак принадлежит, как и предки Сююндюка сына Саид-Ахмеда (Шейдяка), бия Ногайской Орды, к династии Едигея – темника Золотой Орды, затем беклярбека, основателя Мангытского юрта и династии, возглавившей Ногайскую Орду. Соответственно, он является кровным родственником князей Урусовых, Шейдяковых и Юсуповых. Но так ли это? Повторюсь, это только версия, т.к. найти достоверные сведения о генетических исследования этих трех родов, мне не удалось, как и найти схему родословной, связывающую Едигея и Бутака. Более того, до сих пор не удается достоверно определить гаплогруппу самого Едигея, т.к. многочисленные его потомки-современники из разных родов и фамилий (особенно проживающие в Казахстане), сдавшие свои ДНК анализы, показали совершенно разные результаты. И это наводит на мысль и все чаще подтверждается реальными исследованиями, что у этих фамилий есть двойники, вернее, существует несколько родов с одинаковыми фамилиями, и мы это увидели на примере нескольких родов Сюндюковых.
И прежде чем вникнуть в Саровскую родословную, давайте прочитаем, что известно историкам о роде Дивеевых. Открываем «Бархатную книгу татар» Ахметшина Ш.К. и книгу «Татарские князья в Российской Империи» Думина С.В. - немного странно, но текст у обоих авторов совпадают до запятой, но для нас не это главное, важна информация: «Княжеский род, происходящий от Дербиш - мурзы Теребердевича Дивеева. В Разборной книге Кадомского уезда 1678 г. он и его сын Сафар написаны в полковой службе и названы князьями; так титуловались в официальных актах и их потомки. Определением Правительствующего Сената 22 декабря 1852 г. утверждены в достоинстве князей татарских со внесением в VI часть дворянской родословной книги князья Дивеевы-мусульмане: Муратьша и Темирбай Сулеймановичи, Габит Ханюкович и сын его Габдул-Халик, Хамит Ханюкович и Валит Ханюкович с сыновьями Рахметуллой, Валиуллой и Галиуллой. В 1690—1692 гг. служили стольниками Аким Дебрышев (Дербишев), Дмитрий Акчурин, Иван Айтугаев, Михаил Булатов, Никита Байбашев Дивеевы. Потомство этих и других Дивеевых - новокрещен неизвестно». Вот и все, согласитесь - не густо. Только выборка имен из разных столетий.
Но вернемся к Саровской родословной, которая гласит: «Род Дивеевых. Бутак роди Мокшея. Мокшей роди князь Мансыря, князь Исеня, князь Дивея, князь Розгильдея … Князь Исень умер бездетен и камень на нем подписан на бутаковском кладбище. Князь Дивей роди Алыша, Тансыря, Теребердея. Алыш роди 8 сынов … Тансыр роди Алмая и Худяка ... Теребердей роди Ме[рдя]ша, Дербыша, и [т] ретей»
На что сразу хочется обратить внимание, что слово «князь» начало применятся в этой родословной только у внуков Бутака, причем этот титул им был присвоен не просто за военные заслуги, а за исполнение ими конкретных государственных обязанностей – княжение над мордовскими беляками. Сыновья князя Мансыря, Бахтяр и Енайдар, в 1525 году были пожалованы княжением над Чепчерской мордвой, князь Исеней Бутаков в 1555 году, а затем в 1559 году его брат Дивей были пожалованы другим княжением – над мордвой Кирдяновского беляка. Кстати, из этих сведений можно сделать предположение, что Мансыр, являясь старшим братом в этой семье, явно сильно отличался по возрасту от остальных братьев.
М.М. Акчурин и А.В. Беляков в своих статьях обратили внимание, что «княжение» в те времена означало наделение князя не только высоким титулом и властью, которая распространялась на подчиненных сотников и мордву в пределах беляка, а требовало и исполнение полномочий административно-судебного характера, например, «ведать и судить». Обязанностью же населения было «чтить его и слушать его во всем, и ясак ему давать».
Далее, из показанной родословной следует, у князя Дивея было три сына: Алыш, Тансыр и Теребердей, и каждый из них создал свои ветви потомков, которые прошли через все этапы истории России, но до наших дней дожили не все представители этих трех направлений, а еще большая часть, особенно княжеских линий, осталась неизвестной. Основными селениями, где находились вотчинные земли Дивеевых в Кадомском уезде, являлись села: Бутаково, Дивеево и Князь-Иваново. И еще стоит отметить, что у князя Дивея было 13 внуков. К сожалению, монахи не оставили информации об их возрастах, но, примерно, можно предположить, что жили они в период правления первого русского царя из династии Романовых, Михаила Федоровича (первая половина 17 века). И что примечательно, уже пятеро из них, добровольно приняли крещение, после первого же указа царя о запрете владением крепостными христианами мусульманам. А еще через поколение количество новокрещен в этом роду резко увеличилось, что помогло большинству сохранить свои земли и титулы, но … не всем, и именно их потомки сейчас и живут в Бутаково. Самое интересное: вторая и третья ревизии показывают, что в селах Дивеево и Князь-Иваново, количество семей Дивеевых резко уменьшилось.
Ветвь №1 – потомки князя Алыша Дивеева.
Алыш князь Дивеев, согласно Саровской родословной, был единственным братом, у которого было восемь своих сыновей: Бекбулат, Ивакай (Иван), Айтуган (Наум), Семен, Булай, Булуш, Акчура (Василий) и Бибай (Федор). Но монахи в эту роспись не внесли еще одного сына: мурзу и князя Досмамета Алышева, который умер до 1672 года, и у него не было своих сыновей, поэтому все его поместье перешло его племянникам, детям Айтугана.
Как видно из родословной, пятеро из братьев сразу приняли крещение, а остальные четверо: Бекбулат, Булай, Досмамет и Булуш дети Алышевы упорствовали до самой своей смерти.
Саровская роспись показывает, что у Бекбулата (Булат) Алышева был единственный сын Байбаш который со временем все же принял крещение под именем Михаил, и по отказным грамотам остался с титулом князь, более того, он имел придворный чин – стольник. Байбаш и три его сына: Василий (1655 г.р.), Федор и Роман были помещиками и имели поместья в селе Дивеево. Первая ревизия 1723 года показала, что у князя Василия Михайлова было два сына: Алексей (скобен головой и правой рукой увечен) (1694 г.р.) и Петр; у Федора Михайлова, также два сына: Степан и Павел, а у Романа Михайлова детей не оказалось. Вторая ревизия 1745 года не смогла рассказать, что случилось за прошедшие двадцать лет, но в ней не осталось упоминаний ни о крепостных, ни о самих потомках Бекбулата Алышева. Вполне возможно, что эта ветвь не получила своего продолжения: или переехала, или просто не изучена до конца. Стоит отметить первый казус: в Ландратской переписи, у Василия Михайлова был указан отец – Мемеш Ижбулатов, и тут же был указан его родной брат Роман Михайлов, который также владел поместьем своего отца – Мемеша Алышева. Напомню читателям, что такие казусы не редкое явление, ведь, монахи могли ошибиться, написав имя Байбаш, а не Мемеш, зачастую, они и в глаза не видели тех людей, о которых писали. А то, что Мемеш то Ижбулатов, то Алышев, лишний раз подтверждают, что он точно потомок и Булата, и Алыша.
Не получила своего продолжения и ветвь Семена Алышева, который, по все видимости, имел до крещения имя Нурай, и умер он бездетен до 1685 года, исходя из отказных грамот.
Еще две ветви сыновей Алыша оставили свои загадки, т.к. найти их потомков просто не удалось. Одна из этих ветвей - Айтугана Алышева, в крещении Наума. Первый его сын Мамеш Айтуганов (1624 г.р.), в крещении Иван Наумов, был также князем, стольником и помещиком. За своевременное крещение получил поместье, отказавшегося принять православие, своего троюродного брата Сафара Дербышева в селе Дивеево. Его три сына: Федор (1680 г.р.), Никита (1685 г.р.) и Данила, согласно сведениям первой ревизии, находились «на государевой службе». Второй сын Айтугана, Мамет, в крещении Григорий Наумов, получил за свое крещение поместье своих двоюродных братьев, мусульманина Сюнчалея Аюкаева и Досмамета Алышева. Затем, его единственный сын, драгун князь Иван (Мамоделей) Григорьев (1695 г.р.), имел крепостных крестьян не только в селе Дивеево, но и в селе Кочетбеке Верхнеморшанского стана. Предполагаю, что у Айтугана было еще два сына: мурза князь Мамлей Айтуганов, который также принял крещение, став Семеном Ивановым; и мурза князь Сюнчалей Айтуганов, которому в 1672 году также досталась часть поместья Досмамета Алышева.
Вторая, не исследуемая до конца ветвь – это потомки Ивакая Алышева. И тут надо сразу отметить, что имя Ивакай, явно написано монахами с ошибкой, т.к. остальные документы доказывают, что он имел имя Аюкай, а после крещения стал Иваном. Более того, в родословной росписи они указали только одного сына Аюкая: Сюнчалея (?-до 1713), ставшего в православии Григорием, но дальнейшие документы показали, что у него было еще два сына: Араслан и Сюняй (1637 г.р.), проживавших в селах Дивеево и в Бутаково (хотя Сюняй и Сюнчалей, вполне может быть одно и тоже лицо). Но, как и было отмечено раннее, судьбы этих князей остались не изученными.
Гораздо больше стало известно о потомках князя Бибая Алышева, в крещении Федора. Кстати сказать, и его имя записано тоже не совсем верно, т.к. он был Бекбаем, и у него было два сына: Тимофей и Прокопий дети Федоровы, которые были помещиками и проживали в селе Князь-Иваново. Основная ветвь произошла от Прокопия, у которого было три сына: Марк (Маркел), Федор и Петр (1702 г.р.). У Федора Прокопьева, родился сын Петр, а от него произошли два внука Федора, князь Матвей Петров (1721 г.р.) и солдат Лейб гвардии Семеновского полка князь Гаврила Петров, во время службы которого, в родном селе появился незаконнорождённый Илья Гаврилов (1727 г.р.). И на этом все знания об этой ветви заканчиваются.
Далеко не завершенной является ветвь Акчуры Алышева, в крещении Василия, у которого было два сына. Старший, князь Самсон Васильев, в 1692 году получил поместье умершего двоюродного дяди Тансыра Дивеева, и затем все его наследство перешло его единственному сыну, князю Антону, и внуку, князю Алексею Антонову (1685 г.р.), а далее, согласно 3 ревизии 1762 года, этими поместьями владели недоросль князь Семен и коллежский секретарь князь Борис, дети Алексеевы. В родословной росписи показан и второй сын Акчуры, Дмитрий Васильев (1645 г.р.), с внуками Иваном, Борисом и Федором (1708 г.р.) дети Дмитриевы. Известно, что у Дмитрия Васильева были поместья с крепостными крестьянами в Арзамасском и Пензенском уездах. Как ни странно, но продвинуться дальше этих сведений тоже не удалось.
С большой долей вероятности, можно предположить, что часть потомков Дивеевых этой ветви переселились в Пензенскую губернию, где в последующем, православная линия представила доказательства своего дворянского происхождения и была записана в 5 части (Дворянство украшенное титулами, как родовыми, так и пожалованными) Родословной книги Дворянского Депутатского собрания Пензенской губернии. Удалось установить несколько имен Дивеевых, включенных в эту книгу: подпоручик князь Степан Семенович, подпоручик князь Петр Иванович, князь Александр Степанович (дело рассматривалось с 1818 по 1835 год). Более того, эту версию подтверждают и фамилии участников ВОВ с сайта «Память народа», показывающие, что большая часть рода сейчас разбросана по селениям Пензенской области: г. Пенза, с. Мокша, с. Липяга, с. Аболдуевка и т.д. Но полностью утверждать это, я бы не стал, а вдруг это совершенно другой род. И мы такое увидим.
Большое огорчение принесла ветвь Булая Алышева, т.к. также, не удалось найти информацию про его сыновей: Миряса и Келмая, и тем более, его внуков. Некоторые исследователи, не внимательно изучавшие родословную Дивеевых, могут сказать, что у Миряса Булаева были сыновья – Мамоделей и Резеп дети Мирясовы, но это не совсем так, и к ним мы еще вернемся.
Из потомков восьми сыновей Алыша Дивеева, гораздо точнее удалось изучить ветвь Булуша Алышева сына Дивеевых, который напомню, отказался принимать крещение. О судьбах Бутаковских мурз можно узнать, прочитав статью «История жителей села Бутаково».
Ветвь №1.2 – потомки князя Булуша Алышева сына Дивеева.
Сын Булуша, Аюш, также как и отец, оставался верен исламу, но уже его сын все же принимает православие под именем Осип Иванов (Аюшев), как и два его внука: А) Степан Осипов (1685-1750) и Б) Ефим Осипов (1700 г.р.), но уже поздно. Они лишены титула князя (по рождению), а пойти «на государеву службу» не решились. Именно эти два внука станут предками подавляющего большинства Дивеевых православного вероисповедания, проживавших в селе Бутаково в сословии однодворцев, а затем будут переведены в сословие казенных (государственных) крестьян. И именно их потомки уже в 20 и 21 веке, из-за незнания корней своего происхождения, будут считать себя великороссами.
А) Потомки однодворца Степана Осипова сына Дивеева – Иван (1722-1781) – Иван (1756-до 1816).
И у Ивана Иванова Второго продолжателями рода стали два сына: 1) Григорий Иванов (1775-1849) и 2) Иван Иванов Третий (1786-1842) (интересная традиция – три поколения Иванов).
1) Ветвь от Григория Иванова также разделилась его сыновьями Дмитрием и Павлом:
1.1) Ветви Дмитрий Григорьева (1808-1872):
Дмитрий – Василий (1826 г.р.) – Антон (1859 г.р.) – Василий (около 1875 г.р.) – София (1893 г.р.);
Дмитрий – Василий (1826 г.р.) – Никандр (1879 г.р.) – Степан (1908-1943), Василий (1912 г.р.), Никандр (1914-1943), Иван (1918 г.р.) и Екатерина (19125 г.р.);
Дмитрий – Вукола (1831-1894) – Григорий (1864 г.р.) – Дмитрий (18878 г.р.) – Григорий (1912 г.р.), Борис (1914 г.р.), Агрипина (1916 г.р.) и Мария (1921 г.р.);
Дмитрий – Вукола (1831-1894) – Григорий (1864 г.р.) – Алексей (1906 г.р.) – Василий (1927 г.р.), Анна, (1929 г.р.), Валентина (1938 г.р.) и Нина (1950 г.р.);
Дмитрий – Вукола (1831-1894) – бомбардир Николай (1868 г.р.) – Анастасия (1895 г.р.), Иван (1902 г.р.);
Дмитрий – Вукола (1831-1894) – солдат Дмитрий (1878 г.р.) – Федор (1909 г.р.) и Василий (1910 г.р.);
Дмитрий – солдат Тимофей (1836 г.р.) – Анна (1868 г.р.) и Пелагея (1872 г.р.).
1.2.) Ветви Павла Григорьева (1815-1865) (имел трех жен):
Павел – Дмитрий (1862-1914) – Прасковья Морозова (1884 г.р.), Тихон (1888 г.р.), Михаил (1894 г.р.), Акилина (1897 г.р.), Иван (1900-1944), Матвей (1903 г.р.) и Александра (1906 г.р.);
У Михаила Дмитриевича родились дети: Федор (1923-1944), Дмитрий (1928 г.р.) и Юлия (1930 г.р.).
2) Ветвь Ивана Иванова Третьего (1786-1842) продолжил его сын Евграф (1811-1880), у которого было много детей, но только три его сына развили эту ветвь:
2.1) Степан Евграфов (1843 г.р.) – Петр (1862-1944) – Андрей (1891-1945), Евдокия (1906 г.р.), Дмитрий (1908-1943), Екатерина (1910 г.р.);
У Андрея Петровича родились дети: Тамара (1918 г.р.), Владимир (1925-1944) и Петр (1933 г.р.);
У Дмитрия Петровича родилась дочь Римма (1934 г.р.).
2.2) Алексей Евграфов (1859 г.р.) – Прасковья (1880 г.р.), Матрена (1882 г.р.), Александра (1894 г.р.), Иван (1896 г.р.);
У Ивана Алексеевича родились дети: Николай (1925 г.р.), Нина (1927 г.р.), Рая (1928 г.р.) и Александра (1936 г.р.).
2.3) Иван Евграфов (1862 г.р.) – Егор (1884 г.р.), Александр (1887 г.р.), Анастасия (1891 г.р.), Прасковья (1894 г.р.), Евгения (1896 г.р.) и Георгий (1902 г.р.);
У Александра Ивановича родился сын Василий – участник ВОВ.
У Георгия Ивановича родились дети: Виктор (1925 г.р.), Нина (1927 г.р.) и Владимир (1930 г.р.).
Б) Потомки однодворца Ефима Осипова (1700 г.р.). Как ни странно, но в первой и второй ревизии Ефим Осипов записан как князь, которого рекрутировали в армию с 1722 года. Дальнейшая его судьба неизвестна, но последующие ревизии показывают, что его дочь, Прасковья Ефимова (1761-1840), была в сословии дворян, при этом оставалась девицей, а его единственный сын Алексей Ефимов (1730-1764) был переведен в сословие однодворцев, но при этом имел несколько крепостных крестьян, часть которых по наследству перешла его старшему сыну Леонтию Алексееву (1747 г.р.). Леонтий Алексеев в период 4 ревизии 1782 года убывает вместе с женой (детей у них еще тогда не было) и своими крепостными крестьянами в д. Ляхово Елатомского уезда (ныне Рязанская область), поэтому его ветвь осталась неизученной, но известно, что эта семья получила свое развитие, и их потомки и сейчас проживают в этом селении. Алексей Ефимов хоть и прожил всего 34 года, но помимо старшего сына Леонтия, у него в Бутаково остались еще четыре сына: 1) Ефим, 2) Андрей, 3) Максим и 4) Родион, при этом у Родиона Алексеева (1769-1809) продолжение рода не получилось.
1) Ветвь Ефима Алексеева (1753-1805) продолжил его сын Василий Ефимов (1786-1851), которому достались по наследству часть крепостных крестьян от деда.
1.1) Василий – Яков (1811 г.р.) – Дмитрий (1841-1910) – Василий (1870 г.р.) и Алексей (1874 г.р.).
У Василия Дмитриева, предполагаю, родился сын Федор (1902-1943), у которого появились свои дети: Николай (1926 г.р.), Александр (1933 г.р.) и Владимир (1939 г.р.);
У Алексея Дмитриева, предполагаю, был сын Николай (1906 г.р.), у которого родились дети: Виктор (1930 г.р.), Зинаида (1932 г.р.) и Нина (1938 г.р.);
1.2) Василий – Яков (1811 г.р.) – Яков (1850 г.р.) – Михаил (1884 г.р.), Иван (1887 г.р.), Николай (1893 г.р.) и Агрипина (1896 г.р.);
У Ивана Яковлева родились две дочери: Александра (1914 г.р.) и Надежда (1916 г.р.).
1.3) Василий – Егор (1816-1872) – Никита (1845 г.р.) – Василий (1871-1944) – Скотникова Анна (1895 г.р.), Алексей (1908-1942), Андрей (1913 г.р.), а также, предполагаю, Николай (1921 г.р.) и Александр (1923-1944); У Алексея Васильева родился сын Виктор (1936 г.р.);
Василий – Егор (1816-1872) – Никита (1845 г.р.) – Николай (прозв. Данилкин) (1878 г.р.) – Татьяна (1909 г.р.), Алексей (1910 г.р.), Ольга (1913 г.р.), Анна (1916 г.р.) Иван (1918 г.р.), Василий (1921 г.р.), Федор (1923-1942), Владимир (1927 г.р.) и Александра (1932 г.р.).
1.4) Василий – Егор (1816-1872) – Данил (1847-1917) – Иван (1881-1916) и Кирей (1885 г.р.);
У Ивана Данилова дети: Екатерина (1910- г.р.), Василий (1913 г.р.) и Марья (1917 г.р.);
У Кирея (Кирилла) Данилова дети: Яков (1904- до 1940), Иван (1907 г.р.), Василий (1910 г.р.), Прасковья (1911 г.р.), Алексей (1916-1944) и Мария (1921 г.р.);
У Якова Кирилловича дети: Нина (1933 г.р.) и Анатолий (1936 г.р.).
1.5) Василий – Егор (1816-1872) – Павел (1852-1904) – Матрена (1876 г.р.), Прасковья (1881 г.р.) и Агрипина (1895 г.р.).
2) Ветвь Андрея Алексеева (1758- до 1816) продолжил его сын Филипп Андреев (1787-1846), но крепостных крестьян он не имел.
2.1) Филипп – Андрей (1810-1883) – Михаил (1848 г.р.) – Иван (1870-1938), Екатерина (1872 г.р.), Андрей (1878 г.р.), Степан (1883 г.р.) и Наталья Попова (1886 г.р.);
У Ивана Михайлова (единоличник, сторожа колхоза, расстрелян в 1938 году) дети: Сергей (1893 г.р.), Алексей (1898 г.р.), Екатерина (1902 г.р.), Василий (1905 г.р.), Николай (1910-1941), Александра (1913 г.р.) и Дмитрий (1914 г.р.);
У Николая Ивановича дочери: Антонина (1936 г.р.), Валентина (1941 г.р.) и Прасковья (1942 г.р.);
У Степана Михайлова дети: Анна (1910 г.р.), Андрей (1914 г.р.) и Иван (1916 г.р.);
У Ивана Степановича сын Геннадий (1938 г.р.).
Филипп – Федор (1819-1865) – Никита (прозв. Филин)(1846-1882) – Анна (1873 г.р.), Марья (1876 г.р.) и Пелагея (1879 г.р.).
3) Ветвь Максима Алексеева (1763- 1817) продолжил его сын Иван Максимов (1815-1867).
Иван – Матвей (1838 г.р.) – Пелагея Конькова (1873 г.р.), Меланья (1880 г.р.) и Василий (1887- до 1940);
У Матвея Иванова был брат Петр (1836-1904), у которого родились только дочери: Агрипина (1865 г.р.), Ксения Матасова (1870 г.р.) и Евдокия Сюндюкова (1880 г.р.);
У Василия Матвеева родились дети: Матрена (1908 г.р.), Сергей (1911 г.р.), Иван (1916 г.р.), Валентина (1918 г.р.), Александра (1923 г.р.), Пелагея (1926 г.р.) и Михаил (1928 г.р.).
Ветвь №2 – потомки князя Тансыра Дивеева.
Потомки именно этой ветви Дивеевых, с большой долей вероятности, не дожили до наших времен. Из двух сыновей Тансыра, Елмая и Худяка, только старший смог продолжить род. Кстати, и тут имя Елмай, записанное монахами, было спорно, т.к. ряд документов показал, что он мурза Алмокай. Его родословная ветвь очень коротка: Елмай – Бирюш – Байбарс (в крещении Федор) – князья Иван и Богдан дети Федоровы. Еще раз отмечу, т.к. об этом было сказано выше, что Елмай и Худяк, из-за отказа от крещения, не смогли получить отцовское поместье в наследство, и оно было «отказано» царем крещеному племяннику Самсону Васильеву Дивееву, сыну Айтугана. Из грамоты 1613 года известно, что сын Худяка, Сюнчалей, имел поместье уже в Арзамасском уезде. К сожалению, больше не удалось найти никаких упоминаний о последних потомках этой ветви и их детях.
Ветвь №3 – потомки князя Теребердея Дивеева.
Почти все потомки этой большой ветви остались верны исламу, и, отказавшись от православия, вынуждены были переписать все свои владения на царя и крещеных родственников. Почти столетие они находились в сословии мурз, но не сдавались и продолжали бороться за восстановление в дворянстве, что им и удалость, в конце концов, достичь.
Еще одна небольшая веточка приняла крещение до Петровских реформ, ее потомки находились на военной и государственной службе, тем самым сохранили титул князя и всю жизнь проживали в селе Бутаково, играя активную роль в местном дворянском собрании.
Саровские монахи в родословной росписи Дивеевых показывают, что у Теребердея было три сына, причем имена первых двух им известны – князья 1) Дербиш и 2) Мердяш. Имя последнего сына не указано, а написано просто «третий». Анализ отказных грамот того периода времени дает основание полагать, что звали его 3) Ишилей. Таким образом, от князя Теребердея Дивеева произошли три ветви.
Ветвь №3.1 – потомки князя Дербиша Теребердеева сына Дивеева.
Всего у Дербиша Теребердеева, согласно росписи, было трое сыновей: Умряк, Мустай (Мустафа) и Сафар. На сегодняшний день удалось установить еще двух сыновей Дербиша, Акима и Любима. Факты их существования подтверждаются разными записями в писцовых книгах и грамотах второй половины 17 века. Один из них, Аким Дербишев сын Дивеев, жил в Бутаково, и был не только князем, но еще имел должность стольника, и женат был на дворянке Жуковой Анне Афанасьевой. Другой, Любим Дербишев, проживал в Князь-Иваново. Но, к сожалению, далее дополнить их родословную, пока, не удалось.
Потомки князя Умряка Дербышева сына Дивеева.
Саровская роспись показала, что у Умряка был единственный сын, по всей видимости, новокрещен из мурз, князь Матвей. Поиски его детей и внуков не привели к успеху, зато удалось, предположительно, установить его родного брата, князя Андара (Айдара) Умрякова (1657-1732), проживавшего в Бутаково. Согласно Ландратской переписи и первым двум ревизиям, у Андара было три сына: Усеим (1688-1754), Осман (1705-1755) и Смаил (1713- до 1744). Судьбы потомков Османа и Смаила, в дальнейших ревизиях не показаны, возможно, Осман умер, бездетен, а Смаил умер, не достигнув совершеннолетия. А вот три сына Усеима: 1) Курамша (1730 г.р.), 2) Вялша (1734 г.р.) и 3) Мурсалим (1737-1832), этот род продолжили. Стоит напомнить, что Андар Умряков категорически отказался принимать крещение, за что был лишен не только титула князя, оставаясь мурзой, но и отписал все свои земли и крепостных на царя. Его сыновья, родившиеся уже после Петровского указа о крещении, и находясь в податном сословии, сами стали выстраивать линию своей жизни. И именно они смогли представить доказательства их дворянского происхождения, и в 1796 году были внесены в Родословную книгу ДДС Тамбовской губернии, но … став дворянами титул князя они не получили.
Т.к. с получением дворянства эта ветвь Дивеевых вышла из податного сословия, и в ревизские сказки они больше не заносились, родословную пришлось составить по метрическим книгам мечети села Атенино, в которых всегда указывался их титул – потомственный дворянин.
Стоит еще отметить, что дворянское сословие поставило эту ветвь Дивеевых под ряд ограничений. Проблема заключалась в том, что в 19 веке в округе осталась проживать мало семей мусульман из других родов, а надо было найти соответствующую пару по своему сословию. А из-за их малого количества, пришлось заключать кровнородственные браки.
1) Потомком мурзы, а затем, дворянина Курамши Усеимова (переехал в Тростяной), стал его единственный сын Ибрай (1756 г.р.), у которого было своих шесть сыновей: 1.1) Адикай (1782-1860), 1.2) Бадамша (Бадай) (1786-1866), 1.3) Абдул (1790 г.р.), 1.4) Мустафа, 1.5) Юсуф (Юсуп) и 1.6) Бекмурза, и у всех, кроме Абдулла, были свои потомки.
1.1.1) Адикай Ибраева – Салех (1802-1895) (Становой пристав) – Рахматулла (1863) – Гайша (1870 г.р.), Мухаметгани (1874 г.р.), Азизя (1889 г.р.), Айша Куткина (1880-1900), Хадича (1872 г.р.), Хафиз, Загидя, Вялит (1891 г.р.), Марьям (1897 г.р.) и Гинеятулла (1902 г.р.);
У Хафиза дети: Зяку (1906 г.р.), Адиля Мансырева (1911-1993), Саид (1924-1976) и Айша;
У Саида сыновья: Сафа (1954 г.р.) и Ринат (1959 г.р.);
У Вялита дети: Ряшит (1925 г.р.) и Аминя (1928 г.р.).
1.1.2) Адикай – Зябирь (1814-1896) – Абдулла (1842 г.р.), Фатыма Енголычева (1852 г.р.), Садык (1856 г.р.), Ильяс и Хамзя;
У Абдуллы Забирьева дети: Айша Ялышева (1872 г.р.), Вяли (1876-1920), Фатыма Акчурина (1877 г.р.), Мухамедали (1881-1965), Хафиз (1883 г.р.), Марьям Исеева, Хадича Акчурина, Ханафий (1883 г.р.) и Мухамедхан (1889 г.р.);
У Вяли Абдуллина дети: Фатиха Куткина (1904-1994), Махмуд (1902-1965), Хамид (1906-1985), Ханифя, Сания Куткина (1908-1983), Миняввар (1913-1998);
У Мухамедали Абдуллина дети: Галина Бахтыгозина (1911 г.р.), Юлия Могила (1916 г.р.), Дина Голованова (1917 г.р.) Алексей (1921-1942), Рабея (1924 г.р.) и Лейла Рыжова (1928 г.р.);
1.1.3) Адикай – Невматулла (1814-1872) – Амин (1855 г.р.), Абубакирь (1858 г.р.) (унтер-офицер), Сабит (1860 г.р.), Ильяс (1861 г.р.), Рахиля (1867 г.р.) и Хуснижамаль Мансырева (1867 г.р.);
У Амина Невматуллина сыновья: Сейфулла (1888 г.р.) и Абдулла (1891 г.р.); у Абдуллы Аминьева дети: Раиса Ялышева (1915-2005), Нафися Исеева (1920-1995), Марзия (1923-2008), Роза (1925-2017), Хафиз (1928-2009), Нурия (1930 г.р.) и Сания (1932 г.р.);
У Абубакиря Невматуллина дети: Фатех, Арифа, Лятифа Ялышева (1889 г.р.), Исхак (1897 г.р.), Исмагил (1900 г.р.);
У Сабита Невматуллина дети: Мухамедгали (1889 г.р.), Ахмет (1897 г.р.), Марьям (1900 г.р.), предполагаю Абдрахман (1903 г.р.), Сафа (1905-1981) и Шафкат;
У Ильяса Невматуллина дети: Гали (1891 г.р.), Вяли, Хафиз, Магира (1899 г.р.) и Азизя.
1.2.1) У Бадамшы Ибраева было два сына: Рахматулла и Файзулла.
Бадамша – Рахматулла - Сайфулла (1835 г.р.), Камарух (1839 г.р.), Фатыма (1841 г.р.), Ильяс (1848 г.р.) и Вялит; Сейфулла и Илья, возможно переехали в Казахстан.
У Вялита дети: Айша Ялышева (1871 г.р.), Азизя (1874-1902), Магира (1875-1939) Хафиз (1879 г.р.) Зегря Енголычева (1888-1924 г.р.), Ханафий, Алим, Лятифа Енголычева (1889 г.р.) и Фатыма (1893 г.р.).
1.2.2) Бадамша – Файзулла – Абдулла, Хамзя (1848 г.р.), Камарух Исеева (1850 г.р.), Фатхулла (1852 г.р.), Хуснижан Ялышева (1854 г.р.), Зулейха Исеева (1856 г.р.) и Ажяр (1858 г.р.);
У Абдуллы Файзуллина дети: Хусяин, Нурмухамед, Мухаметжан (1876-1944), Айша Кутлуярова (1879 г.р.), Ильяс (1898 г.р.), Ходжар Исеева, Назиря, Фатыма Ялышева, Рабея, Марьям Забирова;
У Хамзи Файзуллина дети: Бурханетдин (1879 г.р.), Хафиз, Марьям Акчурина, Хусяин (1882 г.р.), Камалетдин (1888 г.р.) и Ибрагим (1905 г.р.); У Хусяина дети: Алим (1922 г.р.) и Аминя (1926 г.р.); У Ибрагима сыновья: Ким? (1934 г.р.) и Роберт (1938 г.р.).
У Фатхуллы Файзуллина дочери: Хадича (1882 г.р.) и Лятифа (1888 г.р.).
1.4) У Мустафы Ибраева было тоже два сына: Амир (Умяр) (1811-1881) и Рахматулла.
1.4.1) Мустафа – Амир – Зулейха (1853 г.р.), Назира (1865 г.р.) и Садык;
1.4.2) Мустафа – Рахматулла – Абдулла (1848 г.р.), Рафек (1853 г.р.), Шариф (1866 г.р.);
У Абдулы Рахматуллова дети: Шайбиня (1871 г.р.) и Айша (1876 г.р.);
У Рафека Рахматуллова дети: Хамзя (1880 г.р.), Азизя (1881 г.р.), Зегря (1882 г.р.), Бурганетдин (1886 г.р.), Мяхаммяд, Айша Ялышева (1889 г.р.) и Мухаммадхафиз (1893 г.р.);
Дети Мухаммадхафиза: Алия (1923 г.р.), Закия (1926 г.р.), Анвер (1928 г.р.) и Фярит (1930 г.р.);
У Шарифа Рахматуллова сын Мухаметалим (1900 г.р.).
1.5) У Юсуфа Ибраева сыновья: Сайфулла (1831 г.р.), Невматулла и Умяр (Гумар).
1.5.1)Юсуф – Сайфулла – Хусяин (1856 г.р.), Хамзя (1858 г.р.), Фатыма (1860 г.р.), Хасян (1864 г.р.) и Рахиля;
У Хамзи Сайфуллина сыновья: Зякир (1891 г.р.) и Карим (1900 г.р.); Зякиря дети: Халида (1923 г.р.), Саида (1926 г.р.), Шафкат (1929 г.р.) и Сафия (1932 г.р.); Карима дети: Сафия (1930 г.р.), Нурия (1932 г.р.), Алия (1935 г.р.) и Ряшит (1937 г.р.).
1.5.2) Юсуф – Невмятулла – Джан (1884-1936 г.р.) и Хафиз (переехал в Узбекистан, владел рудником) (1890-1953); У Джана дочь Сания (1918-1995);
У Хафиза дети: Минир (1912-1943), Тофек (1913 г.р.), Халида Ялышева (1916-1992), Шафкат (198-1985 г.р.), Рафат (1919-1986), Вагиз (1922-2000), Фаика Ялышева (1927-2007) и Фаэк (1929-1995);
1.5.3) Юсуф – Умяр – Юнус (1842 г.р.), Невмятулла (1845 г.р.), Садык (1870 г.р.), Шариф (1872 г.р.); У Юнуса сын Хусяин; У Шарифа сын Ряшит (1919 г.р.).
1.6) У Бекмурзы Ибраева сыновья: Хасян (1818-1895), Хусяин, Сайфулла и Назир;
1.6.1) Бекмурза – Хасян – Айса (1860 г.р.) – Абдулла (1896-1967) – Сафа (1922-1993), Исмаил (1929-1979) и Исхак (1932-2005);
1.6.2) Бекмурза – Хусяин – Гани, Али, Вяли, Зякир;
1.6.3) Бекмурза – Сайфулла – Шариф – Хатиб;
Бекмурза – Сайфулла – Саидбатал – Хусяин и Ашрафь;
Бекмурза – Сайфулла – Абдулгази (Казахстан) – Рахматулла (1907 г.р.).
2) Потомки Вялши Усеимова (в крещении Иван Федоров) еще до получения дворянства приняли православие. А с пятой ревизии их имена исчезли с ревизских сказок, поэтому проследить их линию просто не удалось. Но известно, что у Вялши были сыновья: класс. чин. Василий Иванов (1762 г.р.), Иван Иванов (1766-1842) капрал Измайловского полка, и класс. чин. Алексей Иванов (1768 г.р.). Кстати, Иван и Алексей имели поместья в д. Китавка.
3) У Мурсалима Усеимова всего было два сына, Рамай (Рамазан) (1769 г.р.) и Абдулла (1772-1841). Удивительно, но на их внуках эта ветвь и закончилась, правильнее сказать - на внучках.
Рамай – Мустай (1789-1861) – Рахиля (1818 г.р.), Камарух (1823 г.р.) и Шинба Мансырева (1828 г.р.);
Абдулла – Юсуп (1794-1876) – Япарбика (1818 г.р.), Иртук (1821-1895), Салиха Сюндюкова (1823 г.р.) и Мадина (1835 г.р.).
Потомки князя Мустая Дербышева сына Дивеева.
На мой взгляд, ветвь Мустая (Мустафы) Дербышева (1632 г.р.), также, монахами показана не совсем верно. Дело в том, что в Ландратской переписи четко написано его отчество – Мустай мурза Мердяшев, что ставит под сомнение правильность Саровской рукописи. Тем не менее, это не меняет главные корни, ведь, Дербиш и Мердяш были родные братья.
Стоит еще отметить, что в своей ветви Мустай был последним князем. Его сын Бахтияр (Бахтей) (1664-1759) унаследовал от отца поместья и крепостных крестьян, которые находились в Бутаково и Дивеево. После 1713 года, из-за непринятия крещения, все его земли и крестьяне были отписаны на царя, а сам он, как и его два сына: Досай (1713-1792) и Хантемир (1717-1748), были переведены в податное сословие мурз и проживали в Бутаково. Продолжателем рода в этой ветви стал Смаил Досаев (1755-1829), у которого родились два сына: Бадай (Бадамша) (1793-1853) и Муртаза (1801-1851). В отличие от мурз соседней ветви Дивеевых, которые смогли восстановиться в дворянстве, сохранив свою религию, Смаилу Досаеву, видимо, родственники копии своих документов не показали. Находясь в Бутаково в сословии казенных крестьян, имея княжескую фамилию Дивеевых, живя рядом с единоверцами, но уже дворянского сословия, Бадай и Муртаза в 1831 году принимают решение переселиться в Уфимскую губернию в д. Бакаево, что подтверждают последние ревизии Уфимской губернии. И происходит странная история: обнаружить потомков и этой ветви после 10 ревизии не удалось. Но есть версия. Из анализа 9 и 10 ревизий видно, что Бадай и Муртаза женились, и у каждого появился сын. У Бадая, Мавлют (1852 г.р.) – за год до его смерти, а у Муртазы родился сын Юсуп (Юнус) (1852 г.р.) на следующий год после его смерти. При этом в 10 ревизии их жены уже не показаны, а это значит, что они вышли повторно замуж, и их детей воспитывали в другой семье. Отсюда можно предположить, что Мавлют Бадаев и Юнус Муртазин Дивеевы, взяли себе фамилии своих отчимов, либо умерли.
Потомки князя Сафара Дербышева сына Дивеева.
Князь мурза Сафар Дербышев (1642- до 1719) имел поместье и всю жизнь прожил в селе Бутаково, но принимать христианство категорически отказался, как впрочем, и его единственный сын, Тохтар (1662- до 1744), переведенный в сословие мурз. У Тохтара Сафарова было два сына: Бикмамет (1684-1761) и Аделша (Аделна) (1707- до 1744), который умер на земляных работах в Баку. Дети Бикмамета, Баторша (1734 г.р.) и Хансвяр (Кансуяр) (1743 г.р.), присоединяются к работе своей мусульманской родни по восстановлению в дворянстве. И пятая ревизия 1795 года гласит, что они и их сыновья исключены из подушного оклада, смогли предъявить все доказательства и восстановлены в дворянстве. Но к этому моменту обе большие семьи уже переехали в Уфимскую губернию и стали проживать в д. Каргалы Белебеевского уезда. И этот процесс им пришлось повторить. Определением Правительствующего Сената, только уже 1852 года, вся эта ветвь утверждена в достоинстве князей татарских с внесением в VI часть дворянской родословной книги.
Князя Хансвяря дети: князь, унтер-офицер Сулейман (1773 г.р.), князь Мустафа (1781 г.р.) и князь Муртаза. Эту ветвь смогли продолжить только сыновья Сулеймана: Муратша, Тимербай и Аделша. И опять случилось что-то непонятное. Естественно, что найти потомков этой веточки Дивеевых по ревизиям бесполезно, т.к. они исключены из оклада. Но переведенные татарские метрические книги по мечетям д. Каргалы показали, что ни одного потомка этих трех князей в деревне НЕТ! Не удалось зафиксировать ни рождение их детей, ни их свадьбы, и никаких смертей. И опять приходится только гадать: куда же они делись?
А вот ветвь от Баторши Бекмаева, четко прослеживается по метрическим книгам. Из его двух сыновей: Якуп (1767 г.р.) стал рекрутом с 1790 года, и о его судьбе ничего неизвестно, а князь Ханюк (Ханмурза) (1776 г.р.), с приездом в Каргалы воспитал трех сыновей: Габит (1811-1883), Хамид и Вялид, которые продолжили это древо.
1) Потомки князя Габита Ханмурзина:
1.1.) Габит – Габдулхалик – Идиятулла (1870-1956) – Фатиха Еникеева (1899-1986), Нигматулла (Николай) (1902-1974), Калимулла (1906 г.р.), Халиулла (1911-1982), Хабибулла (1914-1943), Касым (1916-1936), Зайнулла (1919 г.р.), Айса (1923-1943), Закия (1926 г.р.), Сания Еникеева (1928-1998), Наиля (1932-1958) и Нажия Хисамова (1937 г.р.) – всего 12 детей;
У Нигматуллы сыновья: Иргали (1923 г.р.), Фарит (1929 г.р.), Амир (1932 г.р.).
1.2) Габит – Вахад (Вахит) (1850-1917) – Карим (1883 г.р.) – Зайнаб (1912 г.р.) и Гомер (1913 г.р.).
1.3) Габит – Сабит (1851-1913) – Сагит (1884 г.р.), Исмагил (1889-1917) и Ибрагим (1910 г.р.);
По всей видимости, продолжателем этой ветви стал князь Исмагил Сабитов, но уточнить его детей не удалось, только сельхоз перепись 1917 года показала, что у него три сына, два внука и три внучки.
2) Потомками князя Хамида Ханмурзина, стали его дети: Завря (1850 г.р.), Салех (1854 г.р.), Ахмед (Ахмадь) (1855 г.р.), Ахмедша (1864 г.р.) и Хатира Сюндюкова (1858 г.р.). У Салеха детей не было, а у Ахмедши их два: Минлигарей (1892 г.р.) и, предположительно, кузнец Гиниятулла (1900 г.р.), у которого были свои дети: Мирхат (1929 г.р.) и Бибинур (1933 г.р.); а у Минлигарея сын Шамиль (1927 г.р.);
У Ахмеда детей было много: Карима (1881 г.р.), Гайша (1883 г.р.), Миндекирен (1884 г.р.), Минлегазиза (1889 г.р.), Габдулрахим (1893-1943, Минлебадар (1895-1911). Эту ветвь продолжили дети Габдулрахима: Ибрагим (1920 г.р.), Амир (1922-1993), Рауза (1923 г.р.), Талгат (1928 г.р.), Загит (1930-2004) и Галия (1935-1982).
3) У князя Вялида Ханмурзина было три сына: указной муэдзин Рахматулла (1847-1908), Галиулла и кузнец Зинатулла (1855 г.р.).
3.1) Рахматулла - имам Халимулла (1883-1931) – Мухамедгади (Геннадий) (1913-1985), Махмуд (1915 г.р.), Марья м Мазгут (1923 г.р.).
3.2) У Галиуллы дети: Махфуза Мамлеева, Мауфа Мамлеева, Мафтуха Терегулова, Марфуга Сюндюкова (1877 г.р.), Магрифа (1888 г.р.) и Хайрулла (1891 г.р.).
3.3) У Зинатуллы дети: Мулиха (1891 г.р.), Гисматулла (1899-1915), Набиулла (1905 г.р.), Абдулла (1905 г.р.), Нигматулла (1910 г.р.), Минлекамар (1912 г.р.), Ибрагим (1915 г.р.).
Ветвь №3.2 – потомки князя Мердяша Теребердеева сына Дивеева.
Надо отметить, что это и есть единственная православная веточка среди потомков князя Теребердея сына Дивеева. И хотя два сына Мердяша, Байбаш и Бибай (Бекбай), также сохранили верность исламу, уже его внук, Никита Байбашев, проживая в Князь-Иваново, принял православие, сохранил титул князя и стольника (1690-1692) и имел крепостных крестьян. Согласно Ландратской переписи и первым ревизиям сын Никиты, князь, сержант Кронштадтского полка Иван Никитин (1662 г.р.), служил в Москве «для посылок», а в 1703 году вышел в отставку и приехал в родное село. В Князь-Иваново в это период жили уже его сыновья: драгун князь Иван Иванов, его дети: прапорщик Петр и подпоручик Борис; помещик князь Василий Иванов и поручик князь Семен Иванов (бездетен).
Продолжателями ветви стали дети Василия: капитан лейб-гвардии конного полка, надворный советник Панфил Васильев, княгиня Наталья Васильева (1790-1857), поручик князь Александр Васильев (1793-1852) и штабс-капитан князь Алексей Васильев (1799-1831). У Алексея Васильева детей найти не удалось, у Панфила Васильева был, предположительно, один сын Арефий Памфилович, который переехал в 1784 году в деревню Малкеевку Шешкеевского округа Пензенской губернии, где у него было много крепостных крестьян, поэтому и его линию также не удалось отследить.
Основное направление продолжили дети Александра Васильева, в то время жившего в Бутаково: Марья Никифорова (1831 г.р.), Евдокия Жданова (1847 г.р.), и три его сына. У губернского секретаря князя Николая Александрова был единственный сын - коллежский секретарь князь Борис Николаевич (1863 г.р.). Губернский секретарь князь Александр Александров вместе с супругой Сюндюковой Капитолиной Поликарповной пытались завести детей, но все они умирали в младенчестве, пока сама Капитолина не скончалась от очередных неудачных родов в 1860 году. А у дворянина (непонятно, почему не князь?) Семена Александрова Дивеева родился продолжатель: коллежский регистратор, дворянин Константин Семенович, у которого в браке с Анной Дмитриевной родились и выжили только одни девочки: Юлия (1873 г.р.), Нина (1876 г.р.), Клавдия (1878 г.р.) и Агафья (1880 г.р.). И, к сожалению, это все, что известно об этой ветви.
Ветвь №3.3 – потомки князя Ишилея Теребердеева сына Дивеева.
Это последняя ветвь в большом роду Дивеевых, и ее начало было определено не монахами Саровского монастыря, а из разного рода жалованных и отказных грамот и ревизских сказок. Из них же и известно, что эта ветвь оказалась не длинной, и в одном направлении завершилась рождением девочек, а другая подветвь переехала в Уфимский уезд.
У Ишилея, который жил в Бутаково, было два сына: Ногайбек и предположительно Бекбай, который значился в «Выписи Кадомских мурз», причем, то ли Ишилев, то ли Ишмаев, в любом случае его потомки неизвестны. У Ногайбека, также было двое сыновей: князь мурза Миряс и мурза Имря, судьба которого также оставила загадки. С отчеством Ногайбека есть небольшой нюанс. В одной из отказных грамот 1667 года есть запись, что у Миряса Ногайбекова, дед – Теребердей, но, как я уже отмечал, другие грамоты показывают, что все же он сын Ногайбека Ишилева, а Теребердей не дед, а прадед. Внук Ногайбека, князь мурза Мамоделей Мирясов (1686-1754) и его родной брат Резеп Мирясов (1687-1722), за не крещение княжеского титула были лишены, и все поместья и крепостных крестьян отписали на царя.
Два сына Мамоделея Мирясова, в сословии мурз: Бектемир (1710-1757) и Бекмамет (1713-1788) продолжили свои веточки:
Мамоделей – Бектемир – Казбулат (1736-1788) – Якуп (1774-1811) и Бахтей (1779 г.р.) оказались оба бездетны;
Мамоделей – Бекмамет – Усеим (1739-1772) бездетен и Сулейман (1744-1800), у которого родились только дочери. Вот так и перестала существовать эта веточка.
Потомки мурзы Резепа Мирясова сына Дивеева.
Исходя из Ландратской переписи видно, что князь Резеп Мирясов, проживавшие в Бутаково, также отказался принимать «веру греческого исповедания», и после 1713 года оказался в сословии мурз, без княжеского титула. Изначально ветвь Резепа выглядит таким образом: Резяп – Надорша (1720-1750) – Акмамет (1750-1832). Следует отметить, что у Акмамета (иногда писали Алмамет) был родной старший брат Аделша (1748-1810), но у него родились только девочки. Продолжателями ветви Резепа стали три сына Акмамета: Ханюк (1780 г.р.), Яфар (1788 г.р.) и Умяр (Гумар) (1798 г.р.). У Умяра Акмаметева сына Дивеева, был единственный сын Низирь (Назирь) (1822 г.р.), который всю жизнь прожил в селе Бутаково и умер только после 1917 года, и, по всей видимости, он не имел сыновей.
А вот Ханюк и Яфар, не добиваясь восстановления в дворянстве, решили свою жизнь изменить кардинально – в 1831 году они, также как их родня, переезжают в Уфимскую губернию, и по документам должны были жить в д. Баширово. Но 8 ревизия 1834 года Уфимской губернии показала, что в Баширово осталась только семья Ханюка с сыновьями: Ханбеем (Яхинбай) (1808 г.р.), Еныкбаем (1810 г.р.) и Байбеком (1820 г.р.). Отсутствие 9 и 10 ревизий по этой деревни не дает возможность рассказать о дальнейшей судьбе этой веточки. А семья Яфара Акмаметева, который был рекрутирован в армию, обнаружилась в д. Бакаево, где вместе с ним, после его отставки, проживали: его первый сын Ибрагим (1808 г.р.) с внуком Гумером (1846 г.р.), и второй сын Исмаил (1831 г.р.) с внуком Усманом (1843 г.р.). И тут опять происходит странное явление: найти потомков Дивеевых в Бакаево и Баширово после 10 ревизии не удалось! Сайт «Память народа» не смог выдать информации ни по одному потомку этих Дивеевых. Закончились ли эти ветви или переехали (но куда?), а может, сменили фамилию – это остается загадкой.
Как видно из истории этого рода, все Дивеевы оказались по разным причинам в разных губерниях России. Если православная линия, в большинстве осталась проживать в селе Бутаково, то мусульманская часть была разделена: одни также остались в родном селе, а другие обосновались в Башкирии.
Следует еще заметить, что с приходом Советской власти, очень многие Дивеевы, не просто должны были скрыть свое происхождение, но и скрыться в прямом смысле этого слова. Большая часть мусульман Дивеевых уехала в Среднюю Азию, в частности, в Узбекистан, а оттуда начали заново расселяться по стране, и далеко не все вернулись домой.
Мне удалось приобрести в Тамбовском архиве подворные карточки жителей (не всех) села Бутаково, составленные при проведении Советской властью сельхоз переписи в 1920 году. Собрав воедино все сведения о семьях Дивеевых (смотрите фото), скомпоновав их в виде таблицы, перед нами открывается интересная картина 100 летней давности. Независимо от своего сословия, дворяне или крестьяне, жили они все, по сути, примерно одинаково, и … не очень богато! В каждой семье – не более 6 едоков, собственный надел – 2-3 десятины, из скотины предпочитали содержать: 1-2 свиньи (только христиане), 2 овцы, корова и лошадь, у Дивеевой Фатимы был даже верблюд. Замечу, Дивеевы в деревне Каргалы жили побогаче. Найдите в этой таблице своего деда-прадеда и сравните его состояние с другими.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 24
Иван Степан Дивеев, отец моей однокл. Веры, а у ее брата Геннадия два сына , Александр и Николай. Сам Геннадий умер года два , три назад.
Еще раз спасибо вам за такую огромную работу .И действит. многие уехали, например Абубекир , в Коканд с дочерьми и сыном. И таких много.
Очень велико желание как можно больше узнать и по Исеевым. Такова судьба, что оба рода Дивеевых-Исеевых очень тесно переплелись и жили практически одной жизнью... Впереди ещё много работы, Эдуард Маратович!!!