(ныне Теньгушевский район Республики Мордовия)
16+
Все исследования жителей мордовских сел и деревень Темниковского уезда показывают только одно: не смотря на их общую историю возникновения и развития, одинаковые традиции и обычаи, двух похожих поселений просто не бывает. А село Широмасово, вообще, кардинально отличается от всех рядом стоящих сел и деревень. Предание утверждает, что название-антропоним восходит к дохристианскому имени Широмас, что вполне может быть правдой.
Писцовая книга мордовских сел Кадомского уезда 1614/1629 года рассказывает, что деревня Широмасово в эти времена уже существовала и относилась к Чепчерянскому беляку. Состав первых поселенцев в книге описан так: «(Дрв) Широмасова, на речке на Симеле: Кижан Чиндяпин, Агушь Параев, Канбур Худяков, Далгуш Сакаев, Тота Молачкеив, Отюш Кирдяпин, Чебак Киняпин, Видяш Нагаев, Комай Селвышев, Кулузян Видяев; да бобыльских дворов: вдова Налева мордвинова жена Тотарова, Жданко Карпов, литвин; да шесть дворов пустых мордовских… Пашни паханые, добрые земли… Сена по реке по Симелейке и около поль двесте копен. Лес большой. Посопного хлеба з живущих по две чети ржи, овса тоже … Бортник Божен Кичемасов, медвянова оброку плотить ему полпуда, ясаку 3 алтына 2 денги, в куницу тож, с рыбной лови 4 алтына, посопнова хлеба четь с четвериком ржи и овса». И сразу видно, что среди этих жителей нет никого, кто бы имел отчество Широмасов. А значит, и эта, поначалу, деревня возникла гораздо раньше указанных дат.
Ряд различных историко-статистических церковных сборников по Тамбовской губернии рассказывают, что еще в 1685 году вплотную к деревне Широмасово была построена деревянная церковь Николая Чудотворца или как ее еще называли - Никольская церковь. Сразу же был определен ее штат, в который входили: два священника (плюс у одного из них еще родной брат), дьяк и пономарь, и все они имели свои большие семьи, которые обслуживали несколько церковных крестьян. Естественно, с этого года эти поселения были объединены и получили статус села. В Ландратской переписи, а также в первой ревизии 1723 года, это село называлось Никольское Широмасово Тож. Должен отметить, что именно построенная церковь и живущие в этом селе священники оказали огромную роль на принятие христианства жителями Широмасово, но главное, на формирование их образа жизни и традиций. Можно утверждать, что с момента первых богослужений в этом сельском храме ясачные крестьяне-язычники разделились на два непримиримых лагеря: первые - приняли христианство и убедили свою близкую родню, что это надо сделать, и, конечно, не сразу, но уже через несколько лет они стали настоящими православными христианами. Второй лагерь - полностью состоял из тех, которые даже не пытались объявлять войну первым или в чем-то их переубеждать, они просто оставили пустыми свои дворы в Широмасово и ушли в лесные избы.
Перепись 1714-1717 годов показывает, что в селе Широмасово семьи первых новокрещен проживали всего в 17 дворах, при этом, почти с десяток дворов пустовало, но имена их хозяев были известны. Первая ревизия, как мы знаем, проходила в три этапа, и ревизионные писари, используя свой опыт и информацию от местной церкви, которая всегда контролирует свою паству, провели перепись сначала в 1719, затем в 1721, и наконец, в 1723 годах. Каждый раз они сравнивали результаты живущих по дворам людей и выискивали новых, не зарегистрированных, при этом этот список все расширялся и расширялся. И, в конце концов, писари перестали указывать понятие двор и какие-либо родственные связи, а просто вносили всех мужчин и их сыновей общим «столбиком», указывая, что они вернулись «из бегов». А раздел первой ревизии за 1723 год, вообще, состоял только из перечня малолетних мальчиков в возрасте от полугода до 7 лет в огромном количестве, и, конечно, никакой информации об их отцах. Общий итог этой ревизии гласил, что в селе проживают 190 мужских душ.
Вторая ревизия 1745 года не просто не выявила новых жителей, а даже просто пропустила большое количество мужчин, числившихся по первой ревизии, и как всегда, многих причислила к умершим, показав общий итог – 102 мужских души. Все это говорит только об одном: власти никак не могли переломить ситуацию по выявлению и учету людей. А вот церковь, в свою очередь, пыталась все же убедить язычников принять христианство, вернуться в село, узаконить свои земельные наделы и начать вести христианский образ жизни. И … им это удалось, и надо отметить, не без помощи первых новокрещен. Кстати сказать, первыми убежденными православными христианами стали семьи основателей таких родов как Александровых, Журкиных, Бараевых-Чавкиных, Назаровых, Будановых, Миловановых, Золотовых-Нагаевых, Фроловых, и в первую очередь, Бойновых. Из ревизских сказок видно, что эти жители как-то настойчиво влияли на свою прятавшуюся в лесах родню, которая прислушивалась к их мнению, верила и приходила жить в село, а уж за ними потянулись и все остальные.
Третья ревизия 1762 года, фактически, разбита на шесть условных разделов. Первый раздел, это те дворы и семьи, которые никуда не прятались и все прошли через первые ревизии (смотрите вышеперечисленные фамилии). Второй раздел, это жители, выявленные в ходе первой ревизии в 1721 году или вновь прибывшие в село: Захаровы, Посниковы, Черентаевы, Сурковы и Соколовы. Тут стоит сказать, вернее, уточнить, что они прятались в лесах еще в 1719 году, но в 1721 эти семьи приняли христианство и вернулись в село. Третий раздел, это малолетние дети 1721 г.р., имена которых находились в графе «за малолетством в окладе не положено», это можно перевести на современный язык так: при их рождении они не подлежали налогообложению по возрасту. Имена этих детей в первой ревизии находились параллельно столбцу, в котором просто перечислялись (не по дворам) прибывшие «из бегов» мужчины. Определить, кто родители (отцы) этих малолетних детей, было крайне тяжело, и только потом, через 90 лет, когда были озвучены фамилии их потомков, удалось узнать, к каким родам часть из них относилась. Но среди них оказались и основатели новых древ и фамилий села. Следующий раздел – это «приписанные после 1745 года», т.е. они не были показаны ни в первой, ни, даже, во второй ревизиях, а это 11 семей. Еще раздел: «утаенные и заявленные после 1753 года». И последний – «незаконнорожденные», да-да, есть в Широмасово и такой род. Стоит отметить, что далеко не все рода смогли продолжить рост своего древа: какие-то «зачахли» уже до третьей ревизии, а ряд родов «дотянули» до 9 и 10 ревизии, но затем, их рост резко оборвался, и не удалось даже узнать их родовую фамилию. Кстати сказать, фамилии жителей села Широмасово впервые были написаны в период 9 и 10 ревизий. Озадаченный такими подробностями, читатель скажет: «А зачем нам это надо знать?». Как ни странно, но это оказалось важным, т.к. возникновение всех древ (родов) села Широмасово произошло именно по этим разделам, и потом добавились еще семьи, которые были приписаны к селу в 19 веке.
Итоги третьей ревизии в конце, почему-то, не были подведены, но самостоятельный подсчет выявил, что в селе уже проживает 226 человек мужского пола. Пятая ревизия 1795 года показала численность в 732 человека, в т.ч. 340 мужчин, в 1834 году в селе уже насчитывалось 1022 человека. А в 1858 году количество жителей села Широмасово составляло 1058 чел., в т.ч. 515 мужчин, и это при том, что за последние 30 лет из села уехало очень много семей. Из статьи о жителях Мелсетево мы увидели, что в 1832 году 8 семей переехало туда из Широмасово, но в этот год еще 9 семей Широмасовцев было приписано к деревне Коломасово. А в 1857 году около 26 семей из разных родов, «по предписанию господина Елатомского Окружного начальника», были переселены на постоянное место жительства в Томскую губернию. В какие деревни и села, к сожалению, автору не известно. Известно, что проблема переселения крестьян в Сибирские земли перед правительством империи стояла уже давно. Перенаселение многих сел в Европейской части России достигало угрожающих результатов, что приводило к резкому сокращению земельных наделов. Поэтому было принято ряд указов и законов, которые регламентировали, откуда, кто, сколько и куда должен быть переселен. Одно из этих распоряжений коснулось и жителей села Широмасово. А в эти годы, как мы видим, численность населения этого села была больше, чем количество жителей других поселений, разве что, уступало селу Шокша и Теньгушево. И, недаром, еще в 20-х годах 19 века село Широмасово стало центром Старокадомской волости. Стоит заметить, что это массовое переселение говорит о том, что где-то живет очень много потомков этих переселенцев, а значит, у многих родов Широмасово есть кровные родственники с такими же фамилиями, возможно, находящиеся в Алтайском крае (это просто версия). Думаю, что любой заинтересовавшийся своим родом читатель, сможет найти эти селения, т.к. об этом в интернете достаточно много информации.
А в чем же кардинальное отличие жителей Широмасово от жителей других селений? И причем тут влияние церкви? Во-первых, видно из родословных, что подавляющая часть жителей Широмасово имели и знали свои фамилии еще с 18 века, но почему-то в 1811 году писари их не написали, как это было сделано в Нароватово. Многие родовые фамилии показывают, что почти все потомки запомнили языческие и христианские имена своих основателей, либо, за основу взяли прозвища этих основателей, что указывает на отличную родовую память. Более того, только в редких случаях мы увидим, что в родовых древах появились новые фамилии, т.е. они оставались верными своим родовым традициям. Да, есть такие древа, где ветви на начальном этапе разошлись от одного основателя с разными фамилиями, но и это редкость.
И все это не главное! Учитывая продолжительность жизни в те времена, многих жителей села можно назвать долгожителями. Правильнее сказать, если продолжительность жизни в других селениях составляла 50-60 лет, то в Широмасово и мужчины, и женщины жили до 70 лет, а то и более, и вы сможете это увидеть и подсчитать, когда будете рассматривать каждый род в отдельности. Например, один из основателей рода Соколовых поставил рекорд села – 102 года. Другим важным отличием является то, что почти все семьи в Широмасово жили одним браком! За весь 18 век было только 2-3 случая, когда мужчины женились второй раз, при этом они стали вдовцами после первой женитьбы в достаточно молодом возрасте. Третьих браков просто, вообще, не было. Ни о каких там сожительствах с солдатками и речи не велось, более того, большинство рекрутов, отслужив, возвращались домой к своим семьям. И всего только один случай незаконного рождения. Еще часто была замечена такая ситуация: если кто-то из супругов в пожилом возрасте умирал первым, то второй недолго оставался жить, а это говорит о глубокой любви и привязанности друг к другу, особенно, если прожили вместе очень много лет. Кстати сказать, эти браки не были заключены в раннем возрасте.
И это далеко не все особенности жителей Широмасово. Удивительно, но в этих семьях, где у мужа была только одна жена за всю его жизнь, рождалось много детей, и, в частности, мальчиков. Например, у Милованова Трифона Кириллова их было семь (не считая дочерей), и речь идет не просто о количестве рожденных, а рожденных и достигших совершеннолетия. В других семья это число составляло 4-6 парней. И, конечно, это сыграло большую роль в росте численности населения села. Стоит заметить, что жители не создавали браки в пределах только своей общины, почти половина женщин была взята в жены из соседних сел и деревень, в т.ч. и из Мелсетево, Нароватово, Коломасово, Вечкидеево, Теньгушево и т.д.
Приемыши, подкидыши и, очень редко, пасынки, также были в семьях жителей Широмасово, причем, в первую очередь, приемные дети были в семьях потомков первых новокрещен. А вот передача наследства и фамилии от тестя к зятю произошла всего два раза за всю историю села, да и то, в вынужденной ситуации.
И последняя особенность: автору статьи ранее пришлось исследовать многие поселения, но такого разнообразия редких мужских имен как в Широмасово, видеть не приходилось. Уверен, что многие из них вы прочитаете в первый раз: Акиндин, Евстафий, Ефантий, Иов, Зоть, Китай, Тит, Сысой, Сосил, Евпол, Фотий, Аммос, Калина, Увар, Авакум, Герман, Варнава, Венедикт, Ксенофонт и Липат (Ипат).
Все эти особенности создают картину некой христианской идиллии, правильной или праведной жизни всех мирян села Широмасово, что, несомненно, указывает на огромное влияние церкви на семьи прихожан. И все, кто рано или поздно становился жителем села, в первую очередь последние язычники, вольно или невольно, но принимали эти правила и традиции «жития». И такой образ жизни длился более 100 лет почти до 1816 года, а после …. Трудно это как-то объяснить, но что-то стало меняться: все больше возникало вторых браков, а вот уже и появились третьи жены … Кое-кто решил изменить свою родовую фамилию, выросло число подкидышей, а у некоторых жен появились незаконнорожденные дети. Не думаю, что частные случаи надо обобщать, но ….
Впрочем, как всегда, давайте начнем рассказывать о каждом роде персонально. И не забудем предков жителей Мелсетево, которые родом вышли из Широмасово.
Древо Александровых достаточно большое и ветвистое. Его основателем является Никулай Васильев (1669 г.р.), а фамилию этот род получил благодаря внуку Никулая, Александру Федорову (1711-до 1782). В этом роду никто и никогда не менял свою фамилию, но ДНК анализ покажет, что в этом древе есть мужчины с отличными от всех гаплогруппами. Дело в том, что Александров Дмитрий Матвеев (1785-1848), у которого не было своих детей, в 1813 году увидел на пороге своего дома подкидыша. Естественно, он его усыновил, дав ему свою фамилию и отчество. И в этом же году, другая семья Александровых, Кондратия Силантьева (1783-1835), усыновила Антона Афанасьева (1813-1853), но ревизские сказки не указали, кто были его биологические родители, хотя догадаться, оказалось, не сложно. Скорее всего, он оказался незаконнорожденным сыном у солдатки Авдотьи Миронов, чей муж, Гараев Григорий Карпов, в это время находился на военной службе – и такое случалось иногда. Еще стоит отметить, что четыре семьи из рода Александровы, в 1857 году были переселены в Томскую губернию.
Древо Бойновых самое большое в Широмасово, и его основатели были представлены тремя дворами. В первом дворе жил Григорий Васильев (1670 г.р.) с супругой Катериной Бигловой, и у них было четыре сына: Никита, Алексей, Сергей и Савелий. Каждый из сыновей продолжил свою ветвь, и их потомки все носили только одну фамилию, за исключением немногочисленных потомков Савелия (1712-1749). Его внук Аверьян Кондратьев в 1828 году был причислен в деревню Коломасово, где мы его потом и найдем. А другой правнук Феоктист Кондратьев (1805 г.р.), почему-то взял себе фамилию – Бакин, но нет уверенности, что эта тонкая веточка смогла дожить до нашего времени.
Второй двор, из которого произошла другая ветвь Бойновых, появился в 1753 году, когда ее основатель Федор Мелентьев (1738- до 1782) просто устал жить в лесах, послушал своих родственников и с семьей пришел в село.
В третьем дворе жили Василий Игнатьев (1680 г.р.) с сыном Степаном (1705 г.р.) и внуком Александром Степановым (1740-1788), который, кстати, состоял на должности десятника села. Следует отметить, что старший сын Александра и все его потомки продолжили род Бойновых, а вот потомки среднего сына, Максима Александрова (1764-1817), почему-то назвали себя Коротковыми.
Как связаны между собой Григорий Васильев, Федор Мелентьев и Степан Игнатьев, установить не удалось, возможно, их корни очень глубокие. Следует отметить, что почти все семьи этого рода отличаются большой плодовитостью мальчиков, в среднем, по 3-5 юношей почти в каждой семье. Четыре семьи этого рода в 1828 и 1832 годах переехало в Коломасово, и одна семья в 1857 была переселена в Томскую губернию. Одним из тех, кого перевели в Коломасово, был сотник села Широмасово – Бойнов Семен Никифоров (1768 г.р.). Конечно же, в этом роду не могло не быть подкидышей и приемышей, и все они приняли фамилию и отчество своих приемных отцов. Но, как понял каждый читатель, ДНК анализ у всех представителей этого рода, будет разный.
Потомков Милована Никитина (1670-1749), которые стали себя называть Миловановы, никак не меньше Бойновых. Удивительно, но в этом большом роду все потомки носят только одну фамилию, и до 1858 года в нем не было ни одного усыновления. А это значит, что все мужчины с этой фамилии имеют только одну свою ДНК. А еще, ни одна семья не переехала до этого года в соседние села, за исключением двух семей, которые были переселены в Томскую губернию. И вспомним, что именно Милованов Трифон Кириллов (1738-1814) вместе со своей единственной женой Марфой Артемьевой вырастили и женили семерых сыновей (дочерей не считал), что является своего рода рекордом для этого села.
Ландратская перепись 1717 года рассказывает, что был двор Григория Иванова (1680-1756), у которого было два сына, Федор (1705 г.р.) и Петр (1717 г.р.), а также родной племянник Иван Степанов (1690 г.р.). К сожалению, род продолжить смог только Федор Григорьев, и все его немногочисленные потомки стали называть себя Журкиными. В 1857 году две семьи Журкиных были переселены в Томскую губернию, а в родном селе осталась только одна семья Журкина Захара Ульянова.
Эта же перепись 1717 года показывает, что в соседнем дворе жил Кузьма Сыряев (1655-1715) с двумя сыновьями: Яков (1690 г.р.) и Никита (1710-до 1782). Тяжело сейчас определить, почему произошло разделение этого древа на две фамилии, но все потомки Якова стали Бараевыми, а внук Никиты, Федор Михайлов (1779-1841), и всего потомки стали Чавкины.
Григорий Васильев Бойнов (см. выше) долго искал себе хорошего зятя и нашел его в Вичкидеево. В 1715 году он выдал свою дочь за Назара Филиппова (1695- до 1782), который переехал жить в Широмасово, при этом никто и не думал заставлять его принять фамилию Бойновых. Все потомки Назара стали называть себя Назаровыми, а его второй сын Анисим (1718-1785) долгие года был старостой села. Предполагаю, что эту должность он получил за то, что смог убедить большое количество семей, в т.ч. и своих двух младших братьев, перестать скрываться в лесах и вернуться в родное село, что они и сделали после 1745 года. И в этом древе получилось так, что никто из семей никого не усыновлял и фамилию не менял. Даже два сына рекрута Назарова Петра Евполова в малолетстве попали на воспитание в семью Фроловых. Но встав на ноги и женившись, они остались Назаровыми и дождались с армии своего отца. Всего две семьи Назаровых было переселено в Томскую губернию в 1857 году, а вот семья Назарова Петра Васильева с тремя сыновьями в 1832 году переехала в село Мелсетево, где и продолжила свой род. Вывод: Назаровы из Мелсетево и Широмасово – единокровный род.
Нетерпеливый, но внимательный читатель, может воскликнуть: «Так и Будановы из Широмасово и Будановы из Мелсетево – это один род!». А вот это, пока, остается загадкой! Проблема в том, что в Мелсетево основатели этой фамилии братья Василий и Иван Борисовы дети появились в деревне только в 1761 году, а откуда - неизвестно. А вот древо Будановых в Широмасово было представлено двумя дворами, но ни в одном из них нет имени Борис. В первом дворе жил новокрещен Гурий Кондратьев (1683-1716) с тремя сыновьями, и все их потомки называли себя Будановыми. А второй двор был показан во время 3 ревизии 1762 года, указывалось, что хозяин двора Иван Степанов (1736-1797), также с тремя сыновьями, приписан после 1745 года. Как связать хозяев этих трех дворов пока не понятно. А значит нельзя даже утверждать, что две ветви Широмасовских Будановых, от Гурия и Ивана, единокровны, и только ДНК анализ сможет внести ясность. Кстати сказать, во всех ветвях Будановых не было приемышей, подкидышей и пасынков. Разве что рано осиротевший Буданов Ефим Иванов (1803 г.р.) воспитывался в семье Чудяевых, и когда вырос, изменил свою фамилию. Но в 1857 году он был переселен в Томскую губернию.
В наше время Чудяевых в селе нет, т.к. эту фамилию носил только один человек – Василий Петров (1769-1830), у которого не было своих сыновей, и поэтому он взял себе на воспитание Буданова Ефима. Странно, но его родной племянник, Акиндин Фадеев (1799 г.р.), в 1850 году назвал свою фамилию как Щедрин, узнать продолжился ли его род, автору не удалось. Кстати сказать, их общий предок Зиновий Васильев (1718-1759) появился в селе только после 1745 года.
Следующий род достаточно старинный, но небольшой, и в его ветвях появились три фамилии. Основатели рода братья: Потап (1640 г.р.) и Игнатий (1648 г.р.) Учетовы дети, причем у каждого было не менее 4 сыновей, но не все эти ветви продолжились, и не у всех известны пока фамилии. У Потапа Учетова была два внука: Иван (1725-1799) и Мелентий (1730-1797) Терентьевы дети. Ветвь от Ивана Терентьева в 1850 году показала, что они все имеют фамилию Золотовы, а потомки Мелентия Терентьева – все Нагаевы. Внимательный читатель, возможно, увидел, что среди первых поселенцев 1629 года жил Видяш Нагаев, и конечно, хочется предположить, что эти предки и потомки как-то связаны, но, к сожалению, провести какое-либо соединение пока не удается. Кстати сказать, две семьи Нагаевых в 1857 году были переселены в Томскую губернию, и если в ветви Золотовых не было приемных детей, то у Нагаевых приемыш был, но о нем позже. Другой праправнук Потапа, Лазарь Севостьянов (1768 г.р.), был переселен в 1832 году в Коломасово вместе с тремя своими сыновьями, но какая у них была фамилия в этот период, пока неизвестно.
Про потомков Игнатия Учетова стоит говорить с определенной долей вероятности. Несмотря на то, что у него было шесть сыновей, продолжение рода у пятерых из них не произошло. А вот у Никиты (Меньшего) Игнатьева (1670 г.р.), возможно, был сын Максим Никитин (1736-до 1782), который вместе с отцом долго скрывался в лесах и появился в селе после 1745 года. Почему «возможно»? К сожалению, констатировать это как факт, не удается, и в ревизиях этой записи нет. Но, может, и вы согласитесь, что фамилия Ученковы должна быть как-то связана с именем Учет, а именно потомки Максима Никитина стали носить эту фамилию. Опять же, только ДНК анализ сможет подтвердить или опровернуть эту версию. Родословная Ученковых показывает, что их не должно было остаться в Широмасово, т.к. внуки Максима Никитина из села разъехались. Ученков Трофим Липатов и его двоюродный дядя Петр Денисов, как мы помним, переехали в Мелсетево и продолжили там свои ветви, а братья Гаврил (1785 г.р.) и Аксентий (1799 г.р.), Игнатьевы дети, в 1832 году были причислены к деревне Коломасово, и об их судьбе мы скоро узнаем. Оставшееся в Широмасово семья Парфена Игнатьева, к сожалению, не продолжила своего развития, т.к. из трех его внуков, двое умерли, не успев жениться, а третьего призвали в рекруты с 1854 года. Теперь все потомки Ученковых должны узнать, что они родом из Широмасово, а две их ветви в Мелсетево и Коломасово являются кровнородственными, а Золотовы и Нагаевы, вполне может быть, с ними единокровны.
Ландратская перепись 1717 года рассказывает, что во дворе Варлаама Китаева (1660 г.р.) жил его двоюродный брат Фрол Данилов (1685-до 1745). Несмотря на большое количество родных братьев Китая и его внуков, на четвертом поколении его древо закончилось, а вот сыновья и внуки Фрола Данилова свой род продолжили, запомнили своего основателя и стали все носить фамилию Фроловы. Пятая ревизия 1795 года рассказывает, что один из внуков Фрола, Игнатий Степанов в 1790 году стал купцом, но уже его сыновья в дальнейших ревизиях почему-то показаны как ясашные крестьяне. Две семьи из этого рода в 1857 году были переселены в Томскую губернию, и приемных детей в этом древе также не оказалось. И, конечно же, Фроловы Широмасово не имеют никакого отношения к Фроловым из села Нароватово, т.к. у них был свой Фрол-основатель.
Следующий род, с большой долей вероятности, не имеет мордовских корней, и является чисто русским, т.к. берет свое начало от двух церковных крестьян, принадлежащих священникам Никольской церкви. В первой ревизии 1723 года написано, что к селу Никольское Широмасово Тож приписаны два брата: Алексей Ермолаев (1659-1747) и Гаврил Ермолаев (1645-1747), которые являются основателями рода Соколовых. И именно Соколов Гаврил Ермолаев установил рекорд села по долгожительству – 102 года, и это официально показано в переписях тех лет. Освобождение от церковной зависимости получили только внуки братьев, и они были переведены в сословие ясачных крестьян. В Томскую губернию в 1857 году было переселено две больших семьи Соколовых. В другие селения они не переезжали, и приемных детей не имели. Но все же одна темная история с Соколовыми случилась. Ревизия 1811 года рассказывает, что Соколов Иван Ефимов (1774 г.р.), будучи женатым на Надежде Федоровне, в 1799 году сбежал из села. Очень редко, в разное время и в разных поселениях, такое явление случается. Но странным оказалось, что в этой же ревизии указано, что у его жены родился мальчик Григорий Иванов в 1808 году, и главное, он не признан незаконнорождённым. А в середине 20-х годов 19 века в село возвращается отставной солдат Иван Ефимов, которого встретила жена, сын, сноха и только что родившийся внук.
В этом небольшом роду нет древообразующей фамилии, и, по всей видимости, каждая ветвь изобретала себе фамилию по прозвищу своих основателей. Общим же основателем этого древа является новокрещен Сидор Андреев (1698-1760), у которого три внука создали свои ветви развития. Первый, Аким Семенов (1761 г.р.), в 1832 году переехал в Коломасово, и его фамилию установим позже. Второй внук, Вавила Семенов (1769-1841), в ревизии 1850 года был указан как Посников, а третий, в 1832 году уехал в Мелсетево, где озвучил фамилию Седов Трифон Петров. Его родной брат, Антон Петров, остался в селе, и у него даже родился сын, но ни в 9 и не в 10 ревизиях они свою фамилию не назвали.
При составлении родословной Черентаевых, первое, что пришлось сделать, так это сразу сравнить основателей этого рода с основателями рода Черантаевых из Нароватово. Но очевидного результата получить не удалось. Первая ревизия 1723 года показывает, что все Черентаевы из Широмасово происходят от Федора Николаева (1665 г.р.), в то время как Черентаевы из Нароватово обязаны своей фамилией Федору Черантаеву (1649-до 1745). Можно предположить, что они вряд ли являются родными братьями, а человек с распространенным именем Черентай мог жить и в Широмасово. ДНК исследования легко бы поставили точку в этом вопросе. В небольшом роду Черентаевых также не было приемных детей, и никто до 1858 года никуда не переезжал из села.
Не удалось установить родственной связи и между родами Сурковых из Широмасово и из Нароватово. Если основоположником рода Сурковых из Нароватово является Василий Наумов (по другой версии Василий Игнатьев), то основателями такой же фамилии в Широмасово были братья Степан (1675 г.р.) и Евдоким (1687 г.р.) Кузьмины дети. Согласитесь, тяжело определить языческое имя под эту фамилию, а вот прозвище вполне могло стать основой этой фамилией, и его могли иметь одновременно, независимо друг от друга, два основателя этих родов.
В первой части отмечалось, что в конце первой ревизии 1723 года был целый перечень молодых мальчиков, которые находились в разделе «за малолетством в окладе не положено». Многие из этого списка оказались ветвями больших родов, а двое смогли создать собственные рода. Конечно, у каждого из них были свои родители в селе, но установить их принадлежность к какому-либо роду не удалось, а с другой стороны, их потомки создали свои фамилии, а значит, можно предположить, что их родители по каким-то причинам умерли, и воспитывались они в чужих семьях, но фамилию приемных родителей не взяли.
Первый из этих родов, это Козловы, и естественно, они никак не связаны с Козловыми из Мелсетево. Основателями этого рода в Широмасово был Иван Никитин (1721 г.р.), его сын Прокофий (1743-1783) и два внука: Семен (1765 г.р.) и Дмитрий (1767-1848) Прокофьевы дети.
Второй же род был основан Семеном Сидоровым (1721-1788), и все четыре его внука продолжили это древо, взяв себе фамилию Жичкины, которая до 1850 года включительно писалась как Шичкины. Младший из этих внуков, Галактион Андреев в 1832 году, вместе со своими сыновьями переехал в Мелсетево, продолжив там род с фамилией Шичкины, остальные же внуки Семена, оставшиеся в Широмасово, носили уже фамилию Жичкины. Естественный вывод: представители этих фамилий - единокровные родственники.
Этот род был показан в первой ревизии, и перед именем основателя Федора Иванова (1690-1756) было указано, что он приписан к Широмасово в 1723 году. От его первого сына Захара (1753-1824) произошла ветвь Захаровых, но не по мужской линии. Зять Захара Федорова, Дмитрий Федоров (1767-1825), женившись на его дочери, принял также и его фамилию. Но из-за отсутствия ревизии 1782 года, так и не удалось определить, кто был биологический отец Дмитрия и какому роду он принадлежал. Потомки второго сына Ивана Федорова (1755-1813), назвали себя Шмырковы, возможно, затем их фамилия изменилась и они стали Штырковыми. В любом случае, эти два рода хоть и принадлежат одному древу, но не единокровны.
Еще один старинный род села Широмасово, это род Кичкаревых. Основателем этого самого тонкого древа является показанный в первой ревизии малолетним новокрещен Григорий Захаров (1711-1763). Его возможным отцом мог быть только новокрещен Захар Романов (1690-1750), который являлся родным братом деда Тимошкина Василия, о котором будет рассказано в конце статьи. Но случилось так, что его единственный правнук Евпол Евстафьев (1788 г.р.) в 1832 году был переселен в Мелсетево, где мы его и увидели. Поэтому все ныне живущие Кичкаревы, должны знать, что их корни в Широмасово, но кровной родни там никого не осталось.
Рода, которые появились между 1745 – 1762 годами.
Третья ревизия 1762 года гласит, что основоположником небольшого рода Гараевых был Карп Прокофьев (1749-1812), и записан был в разделе: «из числа незаконнорождённых». Кстати, в 1850 году некоторые хозяева дворов Гараевых были записаны как Гурьевы, но это явно была ошибка, т.к. уже в следующей ревизии все семьи были записаны правильно. Определить отца Карпа Прокофьева просто невозможно, и даже детальный анализ ДНК не сможет подсказать, к кокому роду может примыкать эта фамилия. Дело в том, что род прямых потомков Карпа, т.е. настоящих Гараевых, закончился в 1854 году. И видимо, кто-то увидел, что это «древо уже увядает», и намеренно подбросил малыша им на порог. Конечно же, в семье Гараева Дмитрия Карпова (1767-1846) был единственный сын Антон, но у него родились только одни девочки, поэтому подкидыш, Никита Васильев (1819 г.р.), был с благодарностью принят в семье. И надо заметить, что ныне живущие Гараевы, все без исключения, являются его потомками, ведь сыновей у него только до 1858 года было шестеро, а сколько дальше, автору не известно.
Основатель следующего, изначально бесфамильного рода, Родион Терентьев (1738-1785), который появился в Широмасово во время третьей ревизии, и его имя значилось в разделе «утаенные и заявленные после 1753 года». Однозначно определить его отца не удается – Терентеев было много к началу ревизий. У Родиона было четверо сыновей, но продолжить это древо смогли только двое. От его сына, Панфила Родионова (1765-1818), произошла ветвь Панфиловых. А вот второй сын, Терентий Родионов (1781 г.р.), не успел порадоваться недавно рожденному сыну, как был забран в рекруты. Тогда одна из семей Нагаевых забрала пятилетнего ребенка Гурия Терентьева (1801 г.р.) к себе на воспитание. Парень вырос, женился, и у него появились свои дети, и все они стали носить фамилию своих приемных родителей Нагаевых. Вот почему у некоторых потомков Нагаевых может оказаться другая ДНК.
Род Курмаевых совсем небольшой, и его основателем является приписанный к Широмасово после 1745 года новокрещен Ефим Макаров (1738-823), долго скрывавшийся в «бегах». Определить его отца можно только с определенной долей вероятности, возможно, это был Макар Григорьев (1712 г.р.), показанный в первой ревизии.
Немовы ведут свой род от Алексея Иванова (1722-1792). Одна из их семей в 1857 году переселена была в Томскую губернию.
Основатель следующего рода ясачный крестьянин Иван Терентьев (1728-до 1782), у которого было три сына. У старшего сына, Григория Иванова, родились только девочки, потомки второго сына, Кирилла Иванова (1747-1826), почему-то назвали себя как Путилины. А вот потомки Поликарпа Иванова (1768-1829), запомнили имя основателя и все стали Ивановы. Вывод: Путилины и Ивановы – кровные родственники и это один род.
А это древо породило хитросплетения между родами Широмасово, Мелсетево и Нароватово. Его основатель впервые был показан в ревизии 1762 года в разделе «приписанные после 1745 года» и звали его Максим Петров (1733-1797). Его внук от старшего сына Поликарп Агафонов (1780-до 1834) и его два сына: Григорий и Агафон, в 1832 году были причислены к деревне Мелсетево, где они назвали свою фамилию как Полковниковы. А вот второй сын Максима, Семен Максимов (1755-1817), скорее всего, имел прозвище «Барсук», потому что все его потомки имели фамилию Барсуковы. Подождите, но ведь Барсуковы есть и в Нароватово. Детальный анализ показал, что род Барсуковых (Барцуковых), который являлся лишь ветвью рода Кечетовых (Кочетовых), ну никак не связан с родом Барсуковыми из Широмасово. Вывод: Барсуковы из Широмасово и Полковниковы из Мелсетево – это один род, а Барсуковы из Нароватово не имеют к ним никакого отношения.
Основателя этого рода, согласно третье ревизии, Антона Иванова (1733 г.р.), в 1758 году забрали в рекруты, и его супруга осталась с четырьмя сыновьями на руках. По всей видимости, она повторно вышла замуж за Харитона Степанова, который стал для малолетних пацанов отчимом. Пятая ревизия 1795 года зафиксировала их всех с отчеством Харитоновы, но уже следующая ревизия, видимо по их настоянию, все исправила, и они стали, как положено, Антоновыми. Все их потомки называли свою фамилию как Башлаковы.
Род Кичкаевых небольшой, и его основателем является приписанный после 1745 года ясачный крестьянин Тимофей Григорьев (1736-1798). Приемных детей Кичкаевы себе не брали, и только в 1857 году одна семья была переселена в Томскую губернию.
Также и Стрельцовы, появившиеся в селе после 1745 года, не занимались усыновлением, и их семьи никто не переселял. А основателем этого рода был Мелентий Федоров (1738-1798), и видимо, именно он имел прозвище «Стрелец».
Основателя рода Дехтеревых установить не удалось, т.к. в 1763 году они пришли «из бегов» и были показаны двумя дворами: в первом - Пантелей Степанов (1718-1788) со своей семьей, а во втором жил Нестер Иванов (1740-1812), который малолетним появился в селе сразу после 1745 года. Можно предположить, что те люди, которые связали эти две семьи, навсегда остались в тех лесах, в которых они укрывались. Никто из Дехтеревых до 1758 года не переселялся в другие села и губернии, а вот случай в селе по передаче фамилии от тестя к зятю все же произошел. Был в селе Широмасово увядающий бесфамильный род, одним из последних потомков которого был Василий Тимофеев, которого в честь отца называли Тимошкин. Из своих детей у него были только девочки, поэтому он и предложил сделку по передаче наследства и фамилии своему зятю, Дехтереву Самуилу Григорьеву (1796-1842). Самуил согласился и получил жену, наследство и новую фамилию – Тимошкин. Но так случилось, что дочь Василия Тимофеева скоропостижно скончалась, а жили они вместе с тестем в одной избе. Хочешь – не хочешь, а пришлось зятю привести в семью своего первого тестя новую жену, от которой также были дети. И вы знаете, ничего не случилось, Василий Тимофеев прожил в этой семье до конца своих дней, а его зять Самуил Григорьев свое слово крепко сдержал – все его дети и внуки остались Тимошкиными. Хотя вряд ли этот род дожил до наших времен, но если все же потомки остались, то они должны знать, что с Дехтеревыми они кровнородственны.
Установить полностью фамилии двух ветвей этого маленького рода придется только после исследований села Коломасово. Пока известно, что после 1745 года в селе Широмасово появилась семья Макара Степанова (1733-1785). Его второй сын, Алексей Макаров (1765 г.р.), был взят в погонщики и в 1812 году не возвратился домой, его единственный сын Тимофей (1785 г.р.), хоть и долго прожил, но своих сыновей не заимел, а фамилию свою в девятой ревизии он показал как Судаков. Внук Макара от первого сына, Мартын Федоров (1776 г.р.), в 1832 году был переселен в Коломасово, где мы и узнаем его фамилию.
Шестая ревизия 1811 года показала, что в эти годы в село был переведен из села Чернышево «новокрещен из мурз» Бахтыгозин (Бахтызин) Иван Петров, у которого уже к 1858 году было много потомков, причем, одна семья была переселена в Томскую губернию. Чтобы рассказать о древнем роде татарских мурз Бахтыгозиных понадобится отдельная статья. Но, как ни странно, сайт «Память народа» об участниках ВОВ показал, что нет ни одного призванного на войну Бахтыгозина из числа жителей Широмасово, что говорит об их переезде из села к началу 20 века.
В этой же шестой ревизии показан и церковный крестьянин Федосей Никитин (1786-1823), который неизвестно откуда прибыл, но его единственный внук к девятой ревизии 1850 года озвучил фамилию Варнав, а в 1857 году он вместе со всей семьей был переселен в Томскую губернию.
В 1842 году, возможно из Сакаево (в ревизии это не написано), в село прибыла семья Однодворцева Кузьмы Игнатьева (1820 г.р.), в которой потом появился сын Иван (1855 г.р.).
Девятая и десятая ревизии показали еще, что в селе проживала вдова Анна Иванова, у которой родился незаконнорожденный сын Ребинин Иван (1837 г.р.), но о судьбе этой фамилии автору ничего не известно.
В заключении хочется отметить, что точку в исследованиях фамилий и родов жителей села Широмасово ставить преждевременно, т.к. мы должны увидеть их продолжение в Коломасово, куда, как вы увидели, уехало много семей.
Все исследования проводились на основании Ландратской переписи и ревизских сказок с 1710 по 1858 года.
Сюндюков Эдуард Маратович, г. Уфа. syundyukov.43@mail.ru
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 14