Фотографии, сделанные в разное время в Туркменистане. Рога, подпирающие небо. Традиция размещать рога на могиле - известный, очень древний обычай, скорее всего, изначально обозначал связь с тотемным первопредком-прародителем, к которому для нового рождения отправлялась душа умершего, и, с эволюцией представлений, становились символом иного, небесного мира где обитают предки и куда отправляется душа. Обратим внимание на то, что часть столбов и находящиеся на них рога выкрашены в красный цвет - цвет смерти, того света и одновременно рождения к новой жизни (ср. с обычаем посыпать покойников, положенных в утробу земли, охрой), и обратим внимание на остатки голубой краски - символа неба - на рогах.
Кроме того, рога на столбе, скорее всего, символизирют ось мира (у кочевников это коновязь), являясь аналогом мирового древа, которое соединяет все три мира - подземный, земной и небесный. Такое мировое древо и поддерживает кров дома (См. например Нижний Нохур), и по нему душа отправляется на небо (кладбище Нижнего Нохура). Известен также обычай у разных народов делать на могильном столбе зарубки - так он становится своеобразной лестницей. В Куня-Ургенче на могилы просто ставят лестницы. Примеры из иных традиций - иногда в могилу кладут веревку или лестницу (марийцы), или на помин души пекут хлебную лестницу (Калужская область), или поминальный пирог с воткнутыми в него символическими деревьями (Карпаты).
То есть в данном случае имеет место типологическое сходство, обусловленное действием неких общих законов культурного развития. Оно обусловлено сходством или тождеством природных и социальных ситуаций, психофизиологической общностью, культурными архетипами и универсалиями мировой культуры.
Для сравнения приводим «рога» парфянских захоронений на Юго-Западном Копетдаге.(наследие зороастризма).
Изображение рогов, рога и черепа с рогами часто используются в качестве оберегов.
О рогатых первопредках:
В религиозных представлениях многих народов Евразии важное место занимал образ быка (или коровы, оленихи). По тюркской мифологии легендарным первопредком тюркских огузских племен был Огуз-каган (Бык-каган), рожденный Ай-каган от быка. Ог'уз культовое животное, название которого стало этнонимом. Объяснение этимологии собирательного этнического имени огуз дает А.Н.Кононов, считая его исходной основой Ог' (ок) род, племя + афф. множ. ч. - (у) з. Эта основа находится в прямой связ родаи со старотюркским словом о'г мать и к этой же основе восходят слова ог'ул потомство, сын, и "огуш" - сородич. Корни этого понятия ( "первопредок", "род") уходят, по видимому, в глубокую древность.
О тотемном предке см:
Боргояков М.И. Гуннско-тюркский сюжет о прародителе-олене (быке)
А.М.Щербак. Огуз-наме. Мухаббат-наме. М.,1969
Различные версии этимологии этнонима ог'уз см.: А.Н.Кононов Родословная туркмен. Сочинение Абу-л-гази. М.-Л., 1958


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев