О контроле за информацией в Сети
В Госдуму были внесены три антитеррористических законопроекта, анонсированных накануне. Тексты проектов поправок доступны на официальном сайте нижней палаты парламента (№ 428889-6, № 428896-6, № 428884-6). Один законопроект вносит изменения в УК и КоАП, другой ограничивает использование неперсонифицированных платежных средств. Однако больше всего вопросов вызвал третий законопроект, устанавливающий контроль за информацией в Интернете. Проблема контроля за информацией уже вызвала дискуссию на портале.
Первый законопроект (№ 428889-6) содержит, в частности, изменения в статьи УК и КоАП. После появления полного текста поправок можно добавить, что законопроект определяет статус коллегиального органа, координирующего деятельность по противодействию терроризму, и вводит ответственность за неисполнение его предписаний. В частности, юридическим лицам будет грозить штраф от 300 тыс. руб. до 1 млн руб. либо приостановление деятельности на срок до 90 суток. Сейчас таким органом согласно Указу Президента от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» является Национальный антитеррористический комитет.
Второй законопроект (№ 428896-6) ограничивает использование неперсонифицированных платежных средств (например, «Яндекс-кошелек» и предоплаченные пластиковые карты).
Введение контроля за информацией в Сети предусмотрено в третьем законопроекте – № 428884-6. В Закон об информации (№ 149-ФЗ) вводится обязанность физических и юридических лиц (каких – определит правительство) «уведомить уполномоченный государственный орган о начале осуществления деятельности по организации распространения информации и (или) обмена данными между пользователями в сети “Интернет”». За неисполнение обязанности – штраф. Для физических лиц – от трех до пяти тысяч, для организаций – от 100 до 200 тыс. руб.
Лица, занимающиеся передачей данных, будут обязаны хранить данные о передаваемой или распространяемой информации. В законопроекте эта норма сформулирована так:
«Физическое или юридическое лицо, организующее распространение информации и (или) обмен данными между пользователями в сети “Интернет”, обязано хранить информацию о приеме, передаче, доставке и обработке голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или любого рода действиях, совершенных пользователями при распространении информации и (или) обмене данными, в течение шести месяцев с момента окончания таких действий и предоставлять указанную информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами».
За неисполнение обязанности – штраф. Для физических лиц – от трех до пяти тысяч, для организаций – от 100 до 200 тыс. руб.
Получается, что храниться будет любая информация: от публикаций СМИ и комментариев в соцсетях до переписки подружек о походе в кафе. Правда, в самом законопроекте указано, что объем информации и порядок ее предоставления силовым органам также определит правительство. Пояснительная записка содержание законопроекта также не проясняет. Лишь указано, что законопроект «разработан в целях защиты прав граждан и упорядочения распространения информации и обмена данными между пользователями в сети “Интернет”».
Инициаторы реформы хотели ограничить Интернет-платежи анонимных пользователей 1 тысячей рублей в день и 15 тысячами — в месяц. Правительство пошло дальше:
Предлагается не снижать предельные лимиты использования неперсонифицированных электронных средств платежа, а ввести запрет на перечисление электронных денежных средств с помощью неперсонифицированного электронного средства в случае, если получатель указанных средств не идентифицирован.
Возможно включение в закон закрытого перечня социально значимых платежей, которые можно осуществлять с помощью неперсонифицированных электронных средств платежа, в сумме от 15 тыс. до 30 тыс. рублей в месяц.
При этом не исключается введение процедуры упрощенной идентификации.
Отдельные нормы документа в правительстве сочли недостаточно проработанными. Это касается в первую очередь запрета на выданные за рубежом или иностранными банками предоплаченные пластиковые карты. С таким подходом власти не согласны. Предлагается также уточнить определение понятия «расходование денежных средств или иного имущества».
Законопроект об ужесточении требований к интернет-платежам вносит изменения в Федеральный закон от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ "О национальной платежной системе". Пока переводить можно до 15 тысяч в день и до 40 тысяч - в месяц.
Напомним, что общий объем электронных платежей в России в 2012 году составил не менее 1 триллиона рублей. В том числе, объем платежей через интернет — 280-500 миллиардов рублей.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев