Нет уже у нас в Евпатории старого караимского кладбища, давно уже оно разорено и разграблено, мраморные памятники все почти испарились неведомо куда. Часть, говорят, вывезли в столицу во времена оные - и как будто даже материал использовали для строительства станций метро. Часть уберегли - их можно видеть теперь в **** караимских кенас.Чтобы закрыть тему, которая нет-нет да и появляется на горизонте, добавлю - завещание не может быть выполнено и по другой причине. В Европе строгие порядки - за место на кладбище необходимо ежегодно платить. И говорят, дорого платить. Если взносы не поступают, администрация место освобождает, перенеся прах в общую могилу. Прочитав прилагаемые к посту страницы, Вы поймете, что именно это и произошло с могилой С.Э. Дувана во Франции.Стоит добавить вот что еще...Уже писала, но повторю еще раз. Их было трое - караим, поляк и армянин: сорокалетний Дуван, его ровесник Генрих и 36-летний Сеферов. Каждый из них много сделал для сотворения Евпатории как первоклассного курорта Российской империи. Апофеоз их совместного творчества - создание храма искусства - Евпаторийского городского театра. Вместе они ездили в командировки в Одессу, Киев, Москву и Петербург «специально для осмотра лучших театров России и ознакомления на месте со всеми особенностями театрального строительства». А потом вместе воплощали идеи в Евпатории, и делали это с огромным воодушевлением. Кто хоть что-то в своей жизни построил, создал, тот понимает, о чем я.Прошло 110 лет. Храм этот - гортеатр - по-прежнему радует нас постановками, концертами... Но что же стало с Генрихом и Сеферовым? Хоть их могилам мы можем поклониться? - На этот вопрос есть ответ: "Нет".После того как в 1944 году восстание в Варшаве было жестоко подавлено, фашисты решили сровнять с землей столицу Польши и сделали это. Жителей гнали из домов - более молодых и работоспособных - на работы в Германию, остальных - просто пешком, в холод - вон из города. Колонна, в которой шёл 75-летний Генрих, потеряла в те дни около 20-ти человек, обессилевших, голодных, замерзших. "4 ноября 1944 года в 16 часов появились Ядвига Янковская, сестра, и Ирена Гавоулкевич, совершеннолетние, и свидетельствовали, что 3 ноября текущего года в 11 часов умер в Гродзиске Адам Андрей Генрих, в возрасте 75 лет, родившийся в Варте, живший в Варшаве, сын Людвика и Фелиции. Об уходе его из жизни был составлен и подписан данный акт». Запись скреплена подписью священника. Прах зодчего захоронен на территории приходской церкви св. Анны в городе Гродзиск Мазовецкий, это неподалёку от Варшавы. В общей, как вы понимаете, могиле. Нет даже таблички. Был человек - и нет его. Умер ужасной смертью...Теперь Сеферов. Он ушёл в мир иной совсем молодым, через четыре года после открытия театра - в 1914-м. Родные говорят, что у него был инфаркт, газеты пишут - разрыв сердца. Евпатория была в шоке от такой скоропостижной кончины, семью Сеферовых знали все. Гроб с телом несли на руках от Армянской церкви Сурб Никогаёс до Старорусского кладбища, где есть/был армянский сектор. Отдельного памятника на могиле Сеферова не сохранилось, однако известно, что он похоронен в склепе вместе с родителями - вот их памятник пока относительно цел. Но даже пройти к нему задача не очень простая - всё в дикорастущих зарослях, надо брать с собой мачете.Да и само кладбище нуждается в уходе и приведении в порядок. Этого требует простое человеческое понимание. Это просто нужно делать. И всё. И даже объяснять не надо, почему и зачем.И это не делается от слова совсем.Так что устроители нашего храма искусства - Дуван, Генрих и Сеферов, смотрят с небес на Евпаторию и удивляются нашей общей никчемности, равнодушию нашему и разгильдяйству. Не об этом они мечтали. Не об этом.Зря местная газета писала после открытия театра: "В Евпатории с этого дня начинается новая эра; театр создал новую облагораживающую эпоху"...Но может не зря в адрес архитекторов на торжестве С.Э. Дуван сказал: «…сооружая театр, вы создали в городе одно из важнейших просветительских учреждений, создали доступную для всех классов народа высшую школу. Школа эта показывает нам наглядно в реальных и ярких образах всю человеческую жизнь"?Вот и думай теперь, евпаториец. Наглядно и в реальных образах. О человеческой жизни - как своей, так и земляков твоих...В апреле городскому театру 110 лет. Был целый мир, и нет его... И память нам стёрли. Вместе с совестью.#ШтабАрхитектораГенрихаПост от Виктория Струнина
http://war.evpatoria-history.info/war/biblioteka/riziy-kot/stoma-riziy-kot01.php
http://evpatoria-history.info/biblioteka/crimea/v-mogila-meditsina-krima-ot-antichnosti-do-nashih-dney-2023.php
https://t.me/e_history/690?single
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 22
И кстати, что именно я должна сделать для города? Живу, работаю, плачу налоги, имею конституционное право на своё мнение и право на свой выбор. Федеральным и городским бюджетом не владею, соответственно за эти бабки ну никак не могу быть в ответе.