Внешность обманчива: видите на фотографиях и видео скромного интеллигентного старичка с трубой и его «молодую» версию, простовато-невзрачного парня из Огайо? Нет, не верьте глазам своим! Это «Бешеный» Билл Дэвисон (William Edward Davison, aka “Wild” Bill Davison), один из самых одиозных джазовых корнетистов: он, действительно, родился в штате Огайо (в городе Defiance) – 5 января 1906 года, однако был известен не только своим потрясающим талантом и экспрессивной манерой игры, но и репутацией страшного пьяницы, хулигана и неотразимого соблазнителя женщин.
Уже совсем маленьким Билл обнаружил явную страсть к музыке и способность ловко конструировать самодельные музыкальные инструменты. Сначала он научился играть на мандолине, гитаре и банджо. А затем стал бойскаутом – исключительно для того, чтобы получить возможность научиться играть на горне. В 12 лет Билл перешёл с горна на корнет. Более резкое звучание трубы его никогда не привлекало, и музыкант всю свою жизнь оставался верен корнету. Интересно, что Билл так и не получил никакого особого музыкального образования и не очень-то преуспел даже в нотной грамоте, однако, чтобы играть то, что нравилось, ноты ему и не требовались. Билл был известен своим исключительным природным слухом: ему достаточно было один раз услышать любую мелодию, чтобы затем не только абсолютно точно её воспроизвести, но и совершенно свободно импровизировать в заданной гармонии.
С 1923 по 1925 годы Дэвисон выступал как солист с “Chubb-Steinberg Orchestra of Cincinnati”, затем, с 1926 по 1928 годы, с “Seattle Harmony Kings” в Детройте. А в свободное время он сам руководил небольшими джаз-бэндами, собирая музыкантов, которым нравилось играть такую же, как ему, музыку. В результате, уже в двадцать с небольшим Дэвисон приобрёл завидную репутацию в джазовом мире американского Среднего запада и в 1928 году стал основным солистом в чикагском бэнде Бенни Мероффа. В то время четырёхдольный свингующий джаз, который играли Дэвисон и другие белые музыканты, гораздо больше походил на собственно свинг, чем двудольная музыка, которую играли диксиленды и традиционные новоорлеанские бэнды. Со временем такую манеру игры стали называть “чикагским стилем” в джазе – его чаще всего исполняли музыканты из этого города. И многие из них, включая знаменитого гитариста Эдди Кондона, который вместе с Биллом играл у Мероффа, в начале 1930-х годов отправились покорять этим своим “чикагским джазом” Нью-Йорк.
Однако Билл Дэвисон, несмотря на свой явный успех и славу превосходного музыканта, остался за рамками этой «миграции талантов» – то ли из-за недостатка уверенности в себе, то ли из-за недостатка амбиций. Практически все 30-е годы он так и играл в клубах Чикаго или Милуоки, крайне редко появлясь за их пределами. Покинув в 1931 году Мероффа, Дэвисон собрал свой коллектив из 12 музыкантов, делая ставку на собственные соло, а также на соло блестящего альт-саксофониста и кларнетиста Фрэнка Тешемахера (Frank Teschemacher). И тогда же впервые для широкой публики прозвучало прозвище Билла Дэвисона, уже довольно точно на тот момент описывавшее и манеру исполнения, и поведение музыканта за пределами сцены: в одной из рекламных афиш он был представлен, как “Бешеный Билл Дэвисон, Белый Луи Армстронг”.
Действительно, прозвище музыканта было дано ему не случайно. Начиная с подросткового возраста он имел серьёзные проблемы с алкоголем, вёл разгульно-гедонистический образ жизни и был, по словам абсолютно всех, кто его знал, каким-то фантастическим бабником. Говорили, что в присутствии женщин он просто не мог не распускать руки. В принципе, пьянство и беспутство (с неконтролируемой тягой к стройным блондинкам) были уже сами по себе достаточными мотивами для прозвища «Бешеный» – но всё же не исчерпывающими: живописный образ Билла завершали любовь к фиглярству, асоциальным выходкам и клептомания.
Свою первую – и блестящую по уровню мастерства – сессию записей Билл Дэвисон сделал осенью 1943 года с музыкантами бэнда Кондона, но под своим именем, записав 12 композиций для “Commodore Records”, включая очень яркую версию "That's a Plenty". Но это было уже военное время, и в декабре музыканту пришлось отправиться в армию. Большую часть службы он провел в горах на западе штата Северная Каролина, руководя бэндом гостиницы “Grove Park Inn”– курорта, куда направляли на лечение раненых солдат. Однако время от времени, на выходных, он умудрялся ездить в Нью-Йорк, чтобы продолжать выступать или записываться. Мобилизовался Билл в сентябре 1945 года.
С осени 1945 года, когда Эдди Кондон открыл свой “Eddie Condon's New York City jazz club”, и до его перемещения в 1957 году, Дэвисон руководил домашним бэндом клуба и, фактически, являлся его главной звёздной достопримечательностью. Билл был на пике своего исполнительского мастерства, когда в 1954 году выступил на самом первом ньюпортском джазовом фестивале (“Newport Jazz Festival”). А тремя годами позже, в 1957 году, корнетист дал два первых концерта в Европе и получил более чем тёплый приём.
За свою долгую карьеру Бешеный Билл Дэвисон много сыграл, много набедокурил и много радости доставил настоящим фанатам джаза. Его по праву считают одним из лучших белых джазовых корнетистов. И, наверное, отличное подтверждение этому – слова Луи Армстронга, который однажды сказал Дэвисону: «Билл, если со мной что-нибудь случится, я знаю, ты сможешь продолжить делать то, что делаю я».
Ольга Дюдина
Комментарии 2