Квартет был сформирован из-за необходимости иметь большей свободы и сложности в композиции, что танцевальный стиль биг-бэнда не позволял. В то же время Джон Льюис хотел. чтобы MJQ иметь больше импровизационной свободы, он также хотел включить некоторые классические элементы в свои композиции. Льюис заметил, что стиль бибоп обращает все внимание на солиста, и Льюис в своих композициях для MJQ попытался выровнять время импровизации со временем общей игры. Джон взял на себя роль музыкального руководителя с самого начала, хотя утверждал, что группа не имеет "лидера". Тем не менее, принято считать, что "Джон Льюис, по причине его вклада в группе, всё же был первым среди равных. Miles Davis даже однажды сказал, что «Джон научил всех, Милт не мог читать для всех и басист Перси Хит вряд ли». Льюис поднял коллективный талант группы.
Джон Льюис постепенно отходил от стиля бибоп строгих 1940-х годов, он был ориентирован на более изысканный, полированный, камерный стиль музыки. Композиции Льюиса для Modern Jazz Quartet породилили «неоклассический стиль» джаза, который в сочетании стиля би-боп с динамической тенью и драматической паузой более характерен для джаза 20-х и 30-х годов.
Льюис также был уверен, что группа всегда должна быть одета безупречно хорошо. Он считал, что важно одеваться так, как они относятся к своей музыке: полированно, элегантно и уникально. Льюис однажды сказал в интервью Down Beat Magazine: "Моей моделью была группа Дюка Эллингтона. Они были самой элегантной группой, которую я когда-либо видел".
С 1952 по 1974 год Джон Льюис писал для квартета и выступал с ним. Композиции Льюиса имели первостепенное значение в завоевании MJQ мирового имени и для того, чтобы сделать джаз культурным, не сокращая его свинговую основу.
В этот же период времени Льюис занимал различные должности, а в том числе заведующего кафедрой в течение летних сессий в Lenox School of Jazz в Ленокс, штат Массачусетс в 1957-1960, директора ежегодного джазового фестиваля Monterey с 1958 по 1983 г., музыкального консультанта фестиваля Monterey Jazz в Калифорнии. Он создал кооператив биг-бэнда оркестра США, который выступал и записывался в стиле Third Stream (Третье течение - джаз / классический комбинированный) в 1962-65. Оркестр США, вместе со всеми композициями Льюис в целом, были очень влиятельные в развитии музыки "третьего течения", которая была в значительной степени определена переплетением классической и джазовой традиции. Кроме того, он создал Jazz and Classical Music Society в 1955 году, который дал концерт в Tower Hall в Нью-Йорке, что способствовало увеличению популярности этого нового жанра классического джаза.
Modern Jazz Quartet был временно расформирован в 1974 году, потому что Джексон чувствовал, что группа не получает достаточного количества денег соответственно своему уровню престижа был на музыкальной сцене. Во время этого перерыва, Льюис преподавал в Городском колледже Нью-Йорка и Гарвардском университете. Джон также смог поехать в Японию, где записал для CBS свой первый фортепианный альбом. Во время пребывания в Японии Льюис также сотрудничал с Хэнком Джонсом и Мариан МакПартланд, с которыми выступал на концертах.
В 1981 году Modern Jazz Quartet воссоединился для тура по Японии и Соединенным Штатам, хотя группа не планировала выступать регулярно. Поскольку MJQ больше не был его основной карьерой, Льюис успел сформировать и поиграть в секстете под названием John Lewis Group. Несколько лет спустя, в 1985 году, Льюис сотрудничал с Гэри Гиддинсом и Робертом Сваном, чтобы сформировать American Jazz Orchestra. Кроме того, он продолжал преподавать джазовое фортепиано для начинающих студентов. Его стиль преподавания предполагал убедиться, что студент владеет "тремя основными формами: блюз, баллада, и часть, которая движется". Он продолжал преподавать до конца жизни.
Комментарии 5