При разработке этой программы у творческих групп школ района возникает много вопросов: «С чего начать?», «Какие результаты прописать?» и другие. Поделиться своими наработками в решении этих вопросов могут педагоги дзержинской средней общеобразовательной школы № 2.
К разговору мы пригласили заместителя директора ДСШ № 2 по учебно-воспитательной работе Елену Владимировну ГОРОХОВУ.
– На протяжении последних четырёх лет школа является пилотной площадкой по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). Каких результатов удалось добиться?
– За три года обучения по новым стандартам педагоги достигли неплохих результатов: учащиеся 5-7 классов могут свободно ставить образовательные цели, находить доказательство собственной гипотезы, приводить аргументы, сотрудничать в малых группах, использовать разные информационные источники для самостоятельного поиска доказательств и т.п. Это лишь малая часть тех универсальных учебных действий, которые развивают учителя ДСШ № 2 у своих учеников.
– А трудности возникали?
– Многочасовая кропотливая работа педагогов увенчана успехом, но шаги к нему трудны! В первую очередь, творческой группе педагогов, находившихся у истоков создания образовательной программы школы на ступени основного общего образования, необходимо было разработать ожидаемые результаты освоения программы школьниками. Как определить, чем должны владеть ученики 5, 6, 7 класса, выпускники основной школы? Именно этим вопросам была посвящена ставшая уже традиционной встреча на краевом Дне открытых дверей пилотных площадок, проведённая на основании решения министерства образования и науки Красноярского края. Согласно реестру регистрации участников краевого единого дня, разработанного краевым институтом повышения квалификации работников образования, гостями школы стали более восьмидесяти человек, прибывших из школ Дзержинского, Тасеевского и Богучанского районов.
– Расскажите подробнее об этом мероприятии.
– От первой до последней минуты Дня открытых дверей всё было подчинено теме «Шаги разработки образовательных результатов основной образовательной программы основного общего образования». Все гости собрались в красивом уютном актовом зале школы, где перед ними выступила директор ДСШ №2 Нина Николаевна Иванова. Тепло, по-домашнему поприветствовала она всех прибывших на встречу, на которой подводились некоторые итоги работы школы по введению ФГОС ООО.
И незаметно для всех Нина Николаевна увлекла присутствующих рассказом о тех трудных шагах, сделанных коллективом при определении образовательных результатов, которыми должны овладеть выпускники школы. Доступно, аргументированно Нина Николаевна рассказала о продвижении коллектива по пути введения ФГОС ООО, предложила алгоритм действия для всех школ, которые уже сегодня находятся на пороге введения ФГОС в основную школу.
Не скрывая ошибок, директор школы делилась с присутствующими наработками, программами, планами, идеями, что заставило всех понять, на какой сложный путь становятся все школы края, России. Нина Николаевна представила образовательные результаты достижения основной образовательной программы основного общего образования в логике взросления детей. С высоким профессионализмом директор школы доказывала каждую позицию результатов, взятую коллективом за основу своей деятельности.
– Какие учебные занятия были проведены для участников встречи?
– После выступления Нина Николаевна предложила всем пройти в аудитории для участия в занятиях, подготовленных педагогами школы. На каждом из четырёх учебных занятий присутствовало более 20 человек. Многие гости захотели посетить учебное занятие по географии «Проект на уроках географии в пятом классе» учителя А.В. Фёдоровой, где учащиеся показали достаточно высокий уровень организованности, самостоятельности при поиске новой информации, владения этапами проектирования. Оказывается, благодаря профессиональной организации учебного занятия можно создать проект-пробу в группе и защитить свою работу!
Часть гостей посмотрели организацию урока в рамках достижения результатов исследовательского задания, организованного учителем физики в седьмом классе по теме «Условия плавания тел». Присутствовавшие на уроке С.В. Дымшаковой отметили, что учитель достиг следующих образовательных результатов школьников: каждый ученик ставит перед собой учебную цель, планирует её достижение, контролирует её выполнение, выделяет проблему, формулирует вопрос, выдвигает гипотезу, находит самостоятельно способы доказательства своих рассуждений, анализирует, систематизирует, классифицирует, делает выводы...
Основным образовательным результатом на уроке биологии учителя Л.Н. Луговик в пятом классе являлось обучение работе в группе, обучение этапам выполнения исследовательского задания. Педагоги, посетившие урок, отметили высокий уровень владения педагогом приёмами организации групповой работы. Глубокое содержание заданий, позволяющих учащимся самостоятельно спланировать свою деятельности по достижению поставленной цели исследования, даёт возможность увидеть положительный результат достижения выделенного образовательного результата.
Гости, присутствовавшие на уроке литературы в 6-м классе у педагога Т.В. Досмухамедовой, увидели, как учителем создана ситуация, побуждающая детей к выдвижению собственной идеи проекта – «создание сборника собственных стихотворений о Великой Отечественной войне». Не это ли важно, когда дети сами планируют урок?! Когда предлагают свои идеи и активно участвуют в их реализации?! Когда во время учебного занятия участвуют в первых профессиональных пробах, являясь критиком, редактором, наборщиком, иллюстратором?! При этом каждый ребёнок знает, что от его деятельности зависит результат работы всей группы, результат работы над проектом.
Используя приёмы системно-деятельностного подхода, осваивая вместе с учащимися новые требования к организации проектной и исследовательской деятельности, весь педагогический коллектив строит образовательный процесс по-другому, включая каждого ученика в самостоятельное добывание новых знаний.
Буквально с 1 сентября 2015 года каждая школа подойдёт к очень сложному вопросу – к организации и проведению внеурочной деятельности. Многие подумают, что это занятия детей по интересам, и они будут правы, это действительно так! Каждому педагогу каждой школы необходимо изучить интересы каждого ребёнка и заинтересованность его родителей (законных представителей). Директорам школ нужно задуматься о том, где взять лицензированные программы по тем направлениям, которые выбрали дети и родители.
– Каким ещё опытом поделились педагоги школы?
– Вторая часть Дня открытых дверей была посвящена внеурочной деятельности. Наши педагоги показали разные направления организации деятельности по интересам школьников во внеурочное время.
Так, учителя русского языка и литературы уже много лет проводят литературные гостиные, круглые столы, конкурсы на разные темы. 14 марта 2015 года под руководством Е.С. Романовой, И.В. Фадеевой, Г.С. Бабиной, ребятами школы проведена литературная гостиная «Такое забыть невозможно…», являющаяся результатом детско-взрослого проекта, посвящённого 70-летию Великой Победы. Каждый участник гостиной рассказывал о страшных событиях войны, концлагерях с таким проникновением, болью, как будто сам прожил те страшные военные дни.
Директора школ Богучанского района отметили, что учащиеся школы владеют умениями грамотно высказывать свои суждения, свободно чувствовать себя в разных ситуациях, отстаивать свою собственную позицию.
Рисовать – это легко и просто, но не для всех. Рисовать подручными инструментами, трубочками, с помощью капли, нити могут наши дети. Эти навыки ребята получают на занятиях клуба «Юный художник», организованного учителем изобразительного искусства Е.П. Неминущей, дети освоили разные приёмы технологии «Монотипия». Что это такое? Это японская техника – это интересно, красиво и увлекательно!
Гости побывали на занятии по фитнесу, где даже у всех присутствующих появилось желание вместе с ребятами изучить танцевальные шаги. Так задорно, увлечённо, с весёлой музыкой проводит занятия молодой специалист школы, учитель физической культуры Д.А. Петрусёва. Этот перспективный учитель владеет новым содержанием построения учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС.
Учитель информатики Т.А. Сидорова умело использует возможности сети Интернет и интересы школьников, участвуя в социальных сетях. Татьяна Александровна создала такую ситуацию, при которой все участники занятия самостоятельно создавали группы в социальных сетях: «Подари улыбку миру», «Информатика важна», «Говори и пиши красиво в сети».
Уезжая, многие гости, особенно из Богучанского и Тасеевского районов, попросили пригласить их на занятия стажёрской площадки, которая организована администрацией школы с целью оказания методической помощи школам района в разработке основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО), оказать помощь в проведении экспертизы созданной образовательной программы.
– Спасибо за беседу.
Подготовил Валерий ФИЛИМОНИЧЕВ
Фото автора
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев