В пояснительной записке указывалось, что документ разработан в целях совершенствования законодательства в сфере электрической связи, в том числе для сокращения теневого рынка, развития телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечения национальной безопасности, кибербезопасности и соблюдения национальных интересов.
Однако данная инициатива вызвала критику. Ассоциация операторов связи (АОС) КР, членами которой являются крупные интернет-провайдеры (в их числе - "Кыргызтелеком" и "ЭлКат"), выразила опасения, что монополизация внешних каналов доступа в интернет в Кыргызстане может привести к росту цен на интернет-услуги для конечных пользователей.
Помимо этого, операторы связи отметили, что проект противоречит национальному и международному законодательству, потребует значительных инвестиций со стороны государства и может негативно повлиять на свободную конкуренцию и инвестиционный климат страны.
Тем не менее в итоге в качестве временного монополиста выбрали "ЭлКат", а не "Кыргызтелеком". В министерстве цифрового развития КР объяснили это тем, что "ЭлКат" - крупнейший интернет-провайдер с собственной оптоволоконной сетью передачи данных. Он также является "международным магистральным оператором связи и ведущим поставщиком бизнес-решения для телекоммуникационного сектора". На момент публикации статьи компания "ЭлКат" не ответила на запрос DW о комментарии.
Что будет дальше?
В Ассоциации операторов связи сообщили DW, что указ о введении временной госмонополии на международный интернет стал для них неожиданностью. Исполнительный директор АОС Салават Ормошев пока не берется предполагать, что будет дальше. По его словам, теперь многое зависит от того, насколько эффективно "ЭлКат" реализует данный указ.
Экономист, автор исследования "Цифровая трансформация и развитие электронных сервисов в Кыргызской Республике" Нургуль Акимова подтверждает, что сейчас довольно сложно что-либо прогнозировать. "В Кыргызстане это первый опыт, поэтому мы не знаем, как это сработает в наших условиях", - говорит она. По ее мнению, годичный тестовый период даст возможность проанализировать, что работает, а что нет, сделать кейс-анализ фактических данных.
Экономист: "Не все готовы быть регулируемыми государством"
Акимова отмечает, что в последние годы наблюдается стремительный рост интернет-вовлеченности: увеличивается число пользователей из Кыргызстана, многие компании ведут бизнес через интернет. В своем исследовании эксперт приводит данные, что, по состоянию на 2024 год, доступ к стационарному интернету имели 65% домохозяйств по всей республике. Максимальный уровень подключения зафиксирован в Бишкеке, где охват достиг 91%.
На этом фоне возникает закономерный вопрос: как введение госмонополии скажется на ценовой политике на интернет-услуги? Экономист полагает, что поскольку монополистом является само государство, а не частное предприятие, власть, вероятнее всего, "будет преследовать цель обеспечить более доступный интернет". В то же время собеседница DW делится опасениями, что наличие только одного поставщика международного трафика создает риск цензуры. "То есть то, что не нравится или то, что не совпадает с госполитикой, может пресекаться".
Нургуль Акимова подчеркивает, что многие малые и средние предприниматели используют международные платежные шлюзы для того, чтобы переводить трансграничные платежи, включая B2B и криптоплатежи. По ее словам, рынок сильно разрознен, и не все готовы быть регулируемыми государством, которому "свойственно требовать подотчетность от каждого участника".
Экономист предполагает, что "та часть, которая не готова сотрудничать с властью, перестанет получать трафик". Кроме того, Акимова предупреждает, что госмонополия может повлиять не в лучшую сторону и на процесс развития технологий в стране. Ведь "чем свободнее интернет, тем легче инновациям прижиться".
Госмонополия против кибермошенников
В беседе с DW экономист также упоминает, что в последние годы для Кыргызстана актуальна проблема кибермошенничества: четверть населения страдает от интернет-мошенников из-за низкого уровня знаний о кибербезопасности. "Будет ли решена эта часть - зависит от целеполагания монополиста и регулятора", - говорит Акимова. Но, по ее наблюдениям, опыт стран, где есть регулирование государства, например, Турции, России и Китая, показывает: если смотреть до и после, ситуация с кибермошенничеством среди бытовых пользователей изменилась несущественно.
Между тем экономист отмечает, что IT-сектор Кыргызстана входит в топ-5 отраслей, которые экспортируют свои услуги и приносят прибыль национальной экономике. Это, свою очередь, поддерживает стабильность и платежеспособность кыргызского сома, сдерживает инфляцию и косвенно влияет на стабильность в стране. Акимова надеется, что "те, кому доверят такой ответственный сектор, будут осознавать последствия, в случае допущения не рыночных практик".
Нет комментариев