Официальный курс рубля публикуется каждый рабочий день. Но купить по нему валюту почти невозможно. В стране действуют сразу несколько курсов - для частных лиц и для бизнеса.Год назад, 13 июня 2024 года, Московская биржа была вынуждена прекратить торги американским долларом и евро, а также инструментами, номинированными в этих валютах, - после того как США ввели санкции против самой биржи и ее дочерних структур: Национального клирингового центра (НКЦ) и Национального расчетного депозитария (НРД). С тех пор Центробанк (ЦБ) рассчитывает официальный курс рубля на основе сделок на внебиржевом рынке.
На первый взгляд кажется, что ничего не изменилось. Официальный курс по-прежнему публикуется во второй половине каждого рабочего дня. Однако на практике этот курс лишь отражает "среднюю температуру по больнице", а в реальности в России действует сразу несколько курсов. Как это устроено - в материале DW.
Как санкции изменили инфраструктуру торгов валютой в России
Торги долларом и евро пришлось прекратить из-за блокировки Национального клирингового центра, который обеспечивал расчеты между участниками биржевых торгов: покупал валюту у продавцов и продавал ее покупателям. Кроме того, НКЦ хранил валюту на своих счетах. Санкции отключили его от американской финансовой системы - выполнение функции центрального посредника стало невозможным.
Санкции против Московской биржи и ее ключевых структур не стали полной неожиданностью - российские власти начали готовиться к ним заранее. Еще осенью 2022 года ЦБ разработал альтернативную методику для расчета валютных курсов. Он основан на внебиржевых сделок, данные о которых ЦБ получает от банков и цифровых платформ, обслуживающих внебиржевой рынок.
Представляя эту методику, ЦБ подчеркивал: и международный валютный рынок, и большинство национальных валютных рынков - внебиржевые. "Биржевая торговля не является обязательным условием для конвертируемости валют", - успокаивал регулятор. Из его пояснений следовало, что до лета 2024 года российский валютный рынок был скорее аномалией, а теперь приближается к норме.
Что не так с российским валютным рынком
Уверения ЦБ содержали изрядную долю лукавства. Да, валютные сделки в большинстве стран действительно чаще заключаются вне бирж, но основная масса расчетов по ним проходит через одного и того же посредника - американский клиринговый банк CLS, отмечает финансист Сергей Романчук. В отсутствие такого крупного посредника рынок фрагментируется - бесперебойный доступ к валюте сохраняют только те участники, у кого есть взаимные кредитные линии.
"На валютном рынке останутся только самые крупные банки - получится олигополия, и это приведет к высокой волатильности, - предсказывал в разговоре с изданием The Bell российский банкир, работающий с валютными операциями. - В интересах всех было бы восстановить торговлю на базе какой-нибудь биржи, не попавшей под санкции…"
Однако пожелание этого банкира реализовано не было - валютный рынок остался фрагментированным. При этом со временем он стал еще менее прозрачным. В первые недели после введения санкций против Московской биржи ЦБ продолжал ежедневно публиковать в открытом доступе статистику внебиржевого рынка - по ней можно было видеть, по каким курсам проходят реальные сделки. Но буквально через месяц публикация этих данных прекратилась.
Нет комментариев