Подобное внедрение идеологической составляющей происходит и в школьном образовании, рассказал DW сотрудник профсоюза "Учитель" Алексей Макаров. Из учебников для среднего образования изымаются темы, посвященные гражданскому обществу и международному гуманитарному праву, говорит он: "Вместо этого царствует учебник Мединского (Владимир Мединский - с 2012 по 2020 годы возглавлял Минобразования РФ - Ред.)".
Провластные организации пытаются найти инструмент для массового преследования
По словам Дубровского, попытки вербовки для работы на действующую власть предпринимались и прежде. Его самого пыталось завербовать ФСБ после окончания петербургского университета в 1996 году. "Собрали всех, кто с красным дипломом, и пригласили работать в ФСБ доносчиками, - рассказал Дубровский. - Надеюсь, никто не согласился, но вот недавно выяснилось, что кто-то мог, учитывая дело Морозова (бывший профессор Тартуского университета Вячеслав Морозов, приговорен судом в Эстонии к шести годам тюрьмы за шпионаж - Ред.)"
Алексей Макаров в свою очередь рассказал, что провластные активисты периодически составляют списки учителей, которые посещали антивоенные акции или подписывали письма. "Дальше эти списки отправляли в органы власти", - говорит Макаров. В некоторых случаях аналогичные списки составляли в отношении антивоенно настроенных преподавателей в вузах, добавила Антонина, однако, по ее словам, эту акцию большинство университетов проигнорировало.
Некоторые международные образовательные организации, говорит Дубровский, не до конца понимают степень риска в России для тех, кто попадает под репрессии. Он приводит в пример Центрально-Европейский университет (Central European University, CEU), который признан в РФ "нежелательной организацией".
"Более 100 российских граждан, которые аффилированы с университетом, просили оказать им поддержку. Университет на это отвечал, что риски небольшие, лишь штраф, бояться нечего", - возмущается российский историк, объясняя, что человеку на следующих этапах может грозить уголовное преследование. Дело в том, что многие из студентов продолжают возвращаться в Россию к родственникам, объясняет Дубровский. По его словам, в итоге вуз пошел навстречу - студентов формально перевели в другой университет.
Нет комментариев