Алена Гетьманчук: Ситуация критическая, потому что отсутствие этой помощи ставит под риск нашу эффективную оборону, не говоря уже о возможности отвоевания тех территорий, которые были оккупированы Россией. И есть даже большой риск того, что мы будем терять новые территории. Возможно, это будут незначительные территориальные потери, возможно мы вынуждены будем отходить на лучшие позиции.
Поэтому от США наиболее значима военная поддержка. Но и финансовая тоже, если в более широком контексте рассматривать выживание государства. Ведь у нас нет средств, чтобы перекрыть дефицит бюджета на этот год. В Соединенных Штатах и в Конгрессе США есть разное отношение к военной и финансовой помощи Украине. К военной помощи отношение гораздо более позитивное. Мне неоднократно приходилось слышать, посещая Конгресс в ноябре прошлого года, голоса о том, что есть смысл поддержать только военную составляющую.
По финансовой части республиканцы-трамписты, как мы их называем, сразу ставят вопрос о том, что деньги американских налогоплательщиков якобы идут не для улучшения благосостояния собственно американских налогоплательщиков, а на заработные платы украинцам. Поэтому мы понимаем, что выборы в США затронули Украину гораздо раньше, чем мы ожидали.
- Как думаете, может ли Европа и другие страны-партнеры Украины заменить США в вопросе помощи?
- Действительно, есть страны Европы, которые имеют финансовый ресурс. Речь идет, в частности, о скандинавских странах. Видим, насколько Германия понимает всю сложность ситуации. И Олаф Шольц (Olaf Scholz) неожиданно для многих подталкивает партнеров в ЕС, и 9 февраля летит в Вашингтон, чтобы это все обсуждать. Я думаю, он будет как раз доносить сигналы и для республиканцев, и для американского политикума в целом о том, какой Европа уже вклад делает и, в частности, Германия. Ведь мы помним со времен президентства Дональда Трампа, что для США важен вопрос о том, что делает Германия и Европа в целом. Всегда было убеждение, что именно Европа и Германия должны взять ответственность за будущее Украины.
Поэтому то, что делает сейчас Германия в плане ободрения других европейских партнеров тоже очень важно. Но это все требует времени, а у нас ситуация критическая уже и может быть более критической в следующие несколько месяцев. И так быстро нельзя полноценно воплотить план Б.
- Есть план Б, благодаря которому можно полностью заменить помощь США?
- Я не думаю, что он готов. Надеюсь, что есть какие-то элементы этого плана. Мы помним, что представители украинской власти активно посещали Вашингтон в ноябре и декабре. И думаю, они получали такие же сигналы, как мы, эксперты, во время визита в США. А нам откровенно говорили, что может не быть этой помощи, и вы не должны на нее рассчитывать. Если она будет, то пусть это будет приятный сюрприз, а вы должны думать над альтернативными опциями. Поэтому я надеюсь, что эти же сигналы также доносились до руководства Украины и какие-то элементы плана Б все же есть. Но критический вопрос времени. Конечно, мы можем задерживать выплаты, сокращать бюджеты. Но если произойдет новое наступление России весной, то мы просто не будем иметь возможности защититься.
- В целом задержки помощи от США, по вашему мнению, это внутриамериканские политические вопросы или больше усталость от Украины?
- Это на самом деле взаимосвязано. Но я не думаю, что больше усталости от Украины. Доля внутренней политики США и именно предвыборной кампании больше, чем доля самой Украины. Хотя присутствует неуверенность относительно победы Украины. Неуспешное прошлогоднее контрнаступление, убеждение о глубокой коррумпированности нашей страны, которую годами насаждали, а также новости о возможной политической дестабилизации влияют на дискуссии в США относительно этой поддержки и не помогает Украине.
Это также забирает аргументы даже у тех даже республиканцев, которые очень поддерживают Украину и, возможно, даже больше поддерживают, чем администрация президента США Джо Байдена.
- Кстати, Байден прокомментировал проваленное 7 февраля голосование за законопроект о помощи Украине так: "Трамп звонит и угрожает конгрессменам". Трамп действительно не хочет помогать Украине или это политические игры?
- Я думаю, что цель Трампа - показать, что Байден якобы совершенно не способен контролировать ситуацию: ни внутри страны на южной границе, когда сотни тысяч мигрантов прибывают в Соединенные Штаты, ни за рубежом.
Нет комментариев