Сварщик Теодор Герменайт во время строительства "Дружбы"
По его словам, восточногерманские строители имели ряд льгот - помимо более высоких зарплат была возможность приобрести дефицитные тогда товары. "Вернувшись домой, я за несколько недель купил автомобиль Wartburg, который обычно нужно было ждать 15 лет", - отмечает он.
Герменайт признается, что с удовольствием работал бы до конца строительства, но, женившись во время отпуска в ГДР, решил остаться дома. А Хайо Обухов именно во время строительства газопровода нашел свою вторую половину - журналистку из местной украинкой газеты, с которой они поженились в 1977 году. Кстати, женщины на строительстве были в явном меньшинстве.
"Соотношение один к десяти, и поэтому имел место большой спрос на концерты украинских фольклорных коллективов", - вспоминает Обухов. И добавляет, что после концертов обычно устраивались танцы.
Что думают строители "Дружбы" о ее конце?
Когда сегодня в немецких СМИ сообщают о возможном прекращении транзита газа через Украину, о том, что эту трубу прокладывали восточные немцы, обычно не вспоминают. Сами бывшие строители испытывают разные эмоции. В словах Хайо Обухова угадывается сочувствие Украине.
Прекращение транзита плохо для Киева, поскольку означает потерю доходов и "военно-стратегические" риски, полагает он. "Мы понимаем, что происходит в Донбассе. И кто знает, что подумают в Кремле, когда газопровод больше будет не нужен", - поясняет Обухов и напоминает о скором завершении "Северного потока-2". Немец считает, что компромисс о продолжении газового транзита через украинскую территорию все-таки будет найден.
Теодор Герменайт следит за переговорами Украины и России, оставаясь нейтральным, но ему самому "немного грустно" от того, что построенная и им труба, возможно, больше не будет использоваться. "Это было частью нашей жизни, - говорит он с сожалением в голосе. - Это точно будет обсуждаться на нашей следующей встрече строителей трассы".
Раз в два года в деревне Цабакук в Саксонии-Анхальт на такие встречи, которые устраивает Олаф Мюнхов (Olaf Münchow), собираются сотни бывших строителей. Сам Мюнхов работал на строительстве газопровода в РСФСР в 1980-е.
На встречах "трассники" заверяют, что "если понадобится - мы сразу готовы снова поехать в Россию", рассказывает Мюнхов. "Трасса, где бы она ни проходила, была для всех чем-то особенным. Это было ощущение товарищества, дружбы, которое ни с чем несравнимо", - заключил бывший немецкий строитель.
Нет комментариев