Отход от клише уничтожителей человечества произошел в фильме Стивена Спилберга "Инопланетянин" 1982 года. История дружбы мальчика с пришельцем, оживляющим засохшие растения, стала самой кассовой картиной десятилетия.
В 1990-е годы невероятным успехом пользовался телесериал "Секретные материалы". В нем предполагалось существование заговора "космического" масштаба - влиятельные политики вступают в сговор с инопланетянами, которые хотят колонизировать и поработить человечество. Слоган сериала "Истина где-то рядом" намекал на существование и силу паранормальных явлений.
После террористических атак, в том числе на башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, на первый план снова вышла тема враждебных намерений "чужих". В ремейке романа Герберта Уэллса "Война миров" 2005 года показано вторжение представителей внеземной цивилизации на нашу планету, представляющее угрозу для человечества.
Более поздние фильмы, такие как "Прибытие" (2016) и "Нет" (2022), были скорее психологическими и затрагивали тему возможности установления контакта с непознанным с целью предотвращения глобальной катастрофы.
Вызовы современности через призму пришельцев
В фильме "Район №9" (2009) инопланетяне изображены как беженцы, которые оказались заточены в трущобах Южно-Африканской Республики. А индийский научно-фантастический фильм "Ты не одинок" (2003) затрагивает тему инклюзивности и рассказывает о молодом человеке с ограниченными возможностями, установившем контакт с инопланетянином, что помогло ему обрести уверенность, раскрыть свой потенциал и противостоять обидчикам.
По образу и подобию
Любопытно, что в большинстве фильмов и произведений искусства пришельцы представлены похожими на нас, землян: ходят так же прямо, имеют глаза и конечности, а самое главное - проявляют достаточно эмоций, чтобы их могли понять люди. Почему?
Возможно, что тенденция рассматривать инопланетян через призму человеческого восприятия появилась в связи с серией фильмов "Чужой", благодаря изображенной там фигуре ксеноморфа - идеального хищника, который может приспособиться почти к любой среде обитания. Этот образ появился благодаря швейцарскому художнику и скульптору Хансу Рудольфу Гигеру, создавшему вселенную "Чужого". Первоначально его наняли только для разработки концепции дизайна фильма, но затем также разрешили выступить в качестве скульптора.
Прототипом ксеноморфа стало изображенное на акриловой картине Гигера "Некроном IV" (1976) существо, сочетающее в себе черты живой плоти и механических частей. "Он двуногий, у него есть глаза, рот, уши, - комментирует Кристиан Петерс. - Нельзя сказать, что он очеловечен, но это своего рода демоническая интерпретация человеческой природы, самый страшный хищник из тех, кого мы можем представить".
Нет комментариев