Однако при анализе ключевых тенденций на европейском продовольственном рынке в компании Pfeifer & Langen пришли к схожим выводам, что и в Rügenwalder Mühle: у сахара, как и у мяса, больших перспектив роста больше нет, скорее наоборот, а потому надо развивать новые направления пищевого бизнеса и выпускать инновационную продукцию с учетом растущего значения ЗОЖ. Поэтому и происходит сейчас такая необычная, на первый взгляд, сделка: сахарные фабриканты покупают колбасное производство, переключившееся на выпуск растительных аналогов мяса.
Хотя на самом деле для Германии ничего необычного тут уже нет: в компании Pfeifer & Langen, которая, наряду с сахаром, выпускает еще и картофельные чипсы под брендом funny-frisch (их здоровой пищей тоже никак не назовешь), еще в 2019 году озаботились долгосрочными перспективами своего бизнеса и создали подразделение под названием The Nature's Richness Group (Группа "Богатство природы").
Оно призвано развивать направление, которые принято теперь называть New Food ("новые продукты питания" или "новая еда"). Его задача: заниматься разработкой и производством альтернатив мясу и рыбе на основе растительных протеинов.
Женщины и молодежь чаще предпочитают овощи
При этом важнейшая целевая группа - это хорошо образованные женщины молодого и среднего возраста. Во всяком случае, таков результат репрезентативного опроса, проведенного осенью 2023 немецким институтом маркетинговых исследований Splendid Research. Он показал, что растительные альтернативы мясу особенно часто покупают жители Германии моложе 50 лет (63%), имеющие высокий уровень образования (59%) и женщины (55%).
И это вовсе не только вегетарианцы или веганы. Правда, в возрастной группе от 14 до 29 лет они составляют в Германии уже пятую часть населения: 16% придерживаются вегетарианских и 5% веганских принципов питания. В то же время среди опрошенных старше 30 лет, по данным министерства BMEL, полностью от мяса отказываются только 6-8%.
Таким образом, абсолютное большинство жителей ФРГ не перестает есть мясо, но сознательно ограничивает его потребление, причем вовсе не из финансовых соображений: в немецких супермаркетах растительные альтернативы колбасным и мясным изделиям стоят не меньше, а нередко даже больше.
Мотивы для сокращения потребления мяса не финансовые, подтверждает совестное исследование торгового концерна Rewe, одного из лидеров на немецком рынке супермаркетов и дискаунтеров, и компании маркетинговых исследований GfK. Представители старших поколений стремятся прежде всего к более сбалансированному и разнообразному питанию ради своего здоровья, для молодежи важными факторами являются к тому же более гуманное отношение к животным и соображения защиты климата, поскольку индустриальное животноводство ведет, в частности, к вырубке лесов ради выращивания кормов.
Причем если потребление мяса в Германии в целом сокращается, то расходы немецких домохозяйств на его покупку практически не снизились, отмечается в исследовании Rewe и GfK. Оно объясняет это явным трендом к более качественному (и, соответственно, более дорогому) мясу, которое поставляют фермерские хозяйства, перешедшие на выпуск биопродуктов (органической продукции) и на более гуманные принципы выращивания скота и птицы.
У европейских овощеводов - большие перспективы
Так что стремление растущего числа немецких потребителей есть мясо по принципу "лучше меньше, да лучше" не такая уж плохая новость для сельского хозяйства Германии, в котором как раз доминируют малые и средние фермерские предприятия, а им намного легче переключиться на выпуск экологичной продукции, чем индустриальным агрокомплексам.
Комментарии 2