Он также был живописцем и рисовальщиком. Семья Напса не была особенно обеспеченной; родители его считались прибалтийскими немцами. Евгений Иванович родился в 1848 году. К сожалению, он не окончил художественных училищ и не получил системного образования в области искусства, однако с детства увлекался рисованием и самостоятельно занимался им.
В молодые годы будущий скульптор переехал в Санкт-Петербург, где работал в скромной мастерской, уделяя внимание реставрации бронзовых скульптур, мелкой пластики и фарфора, помогая коллекционерам и антикварам. В последующие годы Напс выполнял заказы на изготовление скульптурных копий уменьшенного размера, воспроизводя образы известных произведений русских скульпторов. О жизни Евгения Ивановича известно немного, особенно о его деятельности в поздние годы. Историки сходятся во мнении, что он скончался в начале XX века.
Работы Напса разнообразны и достаточно интересны. Со временем менялись направления и стилистика его творчества. В ранних произведениях заметно влияние работ Евгения Александровича Лансере. Многие исследователи отмечают значительное влияние этого мастера, особенно в бронзовых скульптурах Напса, таких как «Генерал Мангуфа Дмитриевич Скобелев на коне», а также в композициях «Казаки верхом» и «Тройка зимой». Некоторые работы автора приобрели известность, в том числе бронзовая статуэтка «Пластун Сайкин в дозоре», чернильница «Дровосек за обедом» и другие. Отдельные произведения тиражировались на заводах — Кусинском и Каслинском.
Копии работ Напса являются лучшим свидетельством его профессионализма в технике бронзового литья. Имя художника упоминается в воспоминаниях Александра Николаевича Бенуа и Якова Ивановича Бутовича. В рукописи 1932 года Бутович отмечал, что встречал небольшие статуэтки «Сокольничий» с подписью Напса. Он предполагал, что Напс умер рано или сменил род деятельности. Однако на самом деле количество произведений Напса значительно больше, чем предполагал Бутович. В воспоминаниях А. Н. Бенуа также содержится информация о творчестве Напса; в книге «Мои воспоминания» говорится, что он реставрировал значительное число картин Деларова.
Ранее высказывались предположения, что «Напс» — это псевдоним, однако это не так. Напс был реальной личностью, реставратором и скульптором. Многие путаницы возникли из-за сходства его произведений с работами Е. А. Лансере, что вызвало споры о плагиате. Однако Я. И. Бутович, искусствовед с большим опытом, придерживался иного мнения. Плагиатом обычно считают копии, выдаваемые за оригинальные произведения с целью получения дохода при отсутствии заметных отличий. В случае с Напсом речь идет о другом подходе: он использовал сюжеты, разработанные Лансере, и зависел от его творчества, но при этом создавал оригинальные статуэтки. Таким образом, назвать Евгения Ивановича простым копировщиком было бы неправильно.
Давайте рассмотрим несколько известных скульптур Евгения Ивановича Напса и Евгения Александровича Лансере в сравнении.
💡 Генерал Михаил Дмитриевич Скобелев в атаке 💡
У Напса всадник движется в левую сторону и преодолевает корзины с песком, поворачивая голову влево. Лошадь вся оторвана от земли, с вытянутыми передними ногами и прямым хвостом. Крепление выполнено в области брюха. Основа — прямоугольная, без углов, с бугристой текстурой. Рядом расположены пучки веток (фашина) перед передними ногами, а задние конечности находятся за плетнем. Сам конь напоминает ахалтекинскую, донскую или кабардинскую породу.
В версии Лансере всадник движется вправо, голова повёрнута к зрителю, конь стоит на задних ногах, передние согнуты, хвост поднят. Основа овальная, напоминающая место боевых действий. Плетень находится в области живота, фашина — у задних ног. Конь имеет арабские корни, вероятно, орловского или орлово-ростопчинского жеребца.
💡 Царский сокольничий XVII века на коне 💡
Напс изобразил всадника, движущегося вправо, с головой, повернутой к соколу, сидящему на поднятой руке. Лошадь в спокойной позе, морда частично закрыта, шея прямая, хвост опущен, задние ноги прямые. Плинт массивный, овальный, с неровной поверхностью. Подставка сделана из мрамора. Вся композиция короче по длине, чем у Лансере.
У Лансере всадник привстал в стременах, смотрит прямо и движется влево. Сокол сидит на вытянутой руке, готовясь взлететь. Голова лошади поднята, поводья натянуты, хвост поднят, ноги согнуты, конь словно присел. Плинт овальный, неровный, с травянистым покрытием и приземистым пнем.
💡 Тройка зимой 💡
У Напса возница и всадник слева смотрят вперёд, всадник справа поднял ногу. Передняя лошадь держит голову прямо, правая лошадь — одну ногу прямой, другую поджатую; левая лошадь стоит с прижатыми передними ногами.
У Лансере всадник справа поджал ногу, всадник слева повернут влево, управляющий держит голову наклонённой вниз и влево. У передней лошади голова высоко поднята, у лошади слева обе ноги подняты, у центральной — одна прямая, другая поджата.
Все эти примеры подтверждают, что Напс работал творчески и не был простым копировщиком. Даже если он использовал чужие сюжеты, он вносил оригинальные элементы. Подлинные работы Напса встречаются редко и ценятся среди коллекционеров. Несмотря на отсутствие системного художественного образования Евгений Иванович Напс сумел занять своё место в истории искусства как талантливый скульптор, живописец и реставратор. Его творчество, хотя и находилось под влиянием работ Е. А. Лансере, отличалось оригинальностью и мастерством исполнения.
Несмотря на скромное происхождение и малоизученную биографию, его произведения, особенно в области бронзовой пластики, получили признание и вошли в художественный обиход конца XIX — начала XX века. Путаница с авторством и споры о плагиате лишь подчёркивают значимость его наследия, а сравнительный анализ работ подтверждает его индивидуальный стиль. Творчество Напса остаётся ценным вкладом в русское искусство, а его редкие сохранившиеся работы продолжают вызывать интерес у коллекционеров и исследователей.
#скульптор #скульптура #статуэтка #интерьер #охота #анималистика #литье #Напс #РоссийскаяИмперия #Лансере #бронза #биография
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев