23 сентября…
У моего племянника, срочника день рождения. Ему исполнялось 20. Задолго до этого отложила то ли масло, то ли сгущенку. Хотела порадовать и удивить тортом в этот день. Но света не было уже пятые сутки и в лучшем случае надеялась на простой пирог.
Во втором подъезде нашего здания была печка с отсеком, вроде духовки. В первую войну такая печка была у каждого, мы пекли там хлеб. Собрала все, что у меня было, пошла к подруге из того подъезда - она дала все недостающее. И мы испекли пирог. Знаете, как удивились те, кому он достался? Как будто внесли трехэтажный торт.
Вечером, узким кругом, тихо сели за стол под лампочкой, подвешенной на инжировом дереве. Уже не вспомню, как назывались эти лампочки. Но вместе с болью, что была в сердце каждого – мы уже знали, что скоро покинем дома - нашлось место смеху и шуткам. Короткие вспышки жизни.
Сейчас когда нас упрекают, будто мы застряли в боли и только жалуемся, какие неблагодарные, хочется сказать – мы умеем радоваться.
Так, как мы праздновали 9 мая в Карабахе, знают только те, кто хоть раз был там в этот день.
Мы не ходили на странички торков поржать. Мы были «здесь и сейчас». Почитали память погибших, почти в каждом доме накрывали стол с хоровацем. Весь город был наполнен пенсями, нарядными людьми, вечерним концертом и салютами. Мы радовались победе. Свободе. Жизни.
Если после исхода мы оказались бы в более благоприятных условиях, где нам дали бы немного времени – выдохнуть, отдышаться - мы бы быстрее восстановились. Но в атмосфере абсолютной неизвестности, когда каждый день с первого дня начинается с вопроса «на что жить?», когда элементарная еда и крыша над головой стали непосильной задачей, да при этом ты должен оправдываться - «извините, что мы не остались дома, чтоб быть зарезанными» - как можно быстро восстановиться?! Как можно быстро «собраться и жить дальше»? А ведь мы правда пытаемся. Потому что сами хотим и потому что неудобно перед остальными.
Когда нас «подстегивают» собраться и жить дальше, хочется сказать - остановитесь. Просто на миг. Попробуйте по настоящему представить, через что мы прошли. Представьте, что значит потерять все, в том числе себя. И попробуйте после этого быстро восстановиться.
Мы пока изношены этой глубокой, молчаливой болью. Не просите быть сильнее, чем мы можем. Может ли изношенный человек встать рядом с марафонцем? А ведь мы делаем именно это, потому и плохо получается. Нам нужно время. Пройти до конца шаг за шагом.
На фото - тот самый пирог, испеченный в дровяной печи - тепло из пепла.
Светлана Даниелян
#степанакерт #блокада #война #исход #беженцы
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев