"Я убедительно прошу во время Евхаристического канона не торговать свечами. Это может подождать. Очень-очень прошу. Но я предупреждаю, что я прошу об этом в последний раз. После этого, если не понятно (или я акцентом каким-то разговариваю), я имею полное право остановить службу (полное право, как настоятель храма, и обязательно об этом доложу в митрополию), развернуться и сказать: «Ребята, молитесь как хотите! Если то, что я говорю, как горох об стену».
Я понимаю, не все могут успеть к началу службы. Люди – разной церковности. Но мы же их должны тянуть к лучшему! Подтягивать до определённого уровня, а не сами развращать их. Не делать, как те фарисеи, которые делали худшими, чем сами, тех, кого обращали (Мф. 23, 15). Зашёл человек в храм, служится Евхаристический канон, вежливо сказать ему: «Через пять минут. Постойте, помолитесь тихонечко». И всё, люди поймут.
игумен Валериан
А теперь по-подробнее о Евхаристическом каноне.
ПРОЧИТАЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНО, МОЖЕТ ДАЖЕ НЕСКОЛЬКО РАЗ ПРИДЕТСЯ ЭТО СДЕЛАТЬ, НО ПОВЕРЬТЕ НЕ МНЕ, А ИОАННУ ЗЛАТОУСТУ--это того стоит.
"Иоанн Златоуст говорит о том, что из алтаря во время Литургии, как из рая, вытекают реки Божественной Истины, и около этого источника собираются ангелы, слетаются, подобно тому, как около источника живительной воды собираются олени в пустыне. Так собираются ангелы, архангелы, святые, и мы вместе с ними собираемся возле этого источника, чтобы напитаться Божественной Истины, чтобы укрепиться, чтобы душа наша, изможденная, иссохшая в пустыне греха, обожженная стрелами дьявола, напиталась этой Божественной воды ‒ Крови Христовой, Тела Его, и жила, и была жива в Жизни Вечной, и была нераздельной со Христом и со всеми святыми".
Следует заметить, что в православном богослужении в общем, и в чинопоследовании Литургии в частности, нет случайных слов или действий. Все здесь совершается посредством Господа нашего Иисуса Христа, Апостолов либо отцов Церкви, движимых Святым Духом, увязано в стройное гармоничное единое целое, которое, впрочем, имеет свою структуру, соединенную словно живой организм, и ведет к главной цели – спасению и обОжению человека.
Такую структуру имеет и Евхаристический канон – анафора (от греч. возношение).
Призыв дьякона: «Станем добре, станем со страхом, святое возношение в мире приносити» подвигает всех к самой главной евхаристической молитве.
«Станем добре, станем со страхом, вонмем святое возношение в мире приносити…» Это еще не молитва, а призыв, возглашаемый дьяконом. В ответ на него хор от лица всех молящихся выражает готовность к Святому Возношению и поет: «Милость мира, жертву хваления» — то есть будем возносить Бескровную Жертву (Святую Евхаристию), которая является великой милостью Божией, дарованной нам вследствие нашего примирения (мира) с Господом, и состоящую из благодарного прославления (хваления) Бога. Священник, обращаясь лицом к народу, благословляет его и произносит: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами». Хор, то есть весь народ, отвечает ему: «И со духом твоим».
Звучит призыв: «Горе? имеим сердца!». В этот момент наши сердца должны быть устремленными ВВЫСЬ, как возносящийся к небу огонь.
Мы отвечаем: «Имамы ко Господу», — то есть наши сердца горят и обращены к Богу.
Анафора центральная--во время Анафоры происходит преложение или пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Она начинается со слов: «Благодарим Господа». Хор поет: «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней».
Священник молится в это время в алтаре: «Достойно и праведно Тя пети, Тя благословити, Тя хвалити, Тя благодарити, Тебе поклонятися на всяком месте владычествия Твоего».
ВНИМАНИЕ!--Может сложиться впечатление, что священник читает несколько молитв, разделенных возгласами, после которых хор начинает петь те или иные песнопения. На самом деле молитва Анафоры, не прекращаясь, продолжается вплоть до Пресуществления Святых Тайн.
То, что иерей тихо читает молитву Анафоры в алтаре, конечно же, обедняет наше восприятие Евхаристии. С другой стороны, она ушла из всенародной молитвенной практики отнюдь не «по прихоти священноначалия, стремящегося отделить народ от клира», но, скорее всего, именно потому, что сама духовная жизнь оскудела, и прихожане попросту не готовы к такому молитвенному напряжению. К тому времени многие уже не причащались на каждой Литургии — это перестало быть для людей насущной необходимостью в отличие от первых веков христианства.
Идеал все более отдаляется от реальной жизни. Люди перестают воспринимать нечто высшее: общее служение, общую молитву, общее приобщение Святых Таин Христовых. Если евхаристическая жизнь затухает, то и церковная жизнь формализуется, становясь уставной, законнической и исключительно внешней. Ведь духовность человека определяется только Литургией и никак иначе. В истоке всей аскетики, всего богословия, всей нравственность, равно как и всей жизни Церкви лежит Божественная Литургия.
Уровень духовной жизни людей определяется тем, как служится Литургия, как они причащаются. Как живет Церковь, так служится и Литургия. Понятия «Церковь» и «Литургия», по сути, тождественны. Церковь — это Литургия, а Литургия олицетворяет собой Церковь.
Священник: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще».
Здесь поется хором ангельское славословие «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея; осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних».
от админа кому интересно:
Иерей продолжает чтение евхаристической молитвы:
«С сими и мы блаженными Силами, Владыко Человеколюбче, вопием и глаголем: Свят еси и Пресвят, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый. Свят еси и Пресвят, и великолепна слава Твоя; Иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать Живот Вечный. Иже пришед, и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаешися, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, приемь хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек...»
«Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов».
Во время Литургии священник не совершает ничего сам, священник — предстоятель перед Богом, умоляющий Его совершить эту тайну. Призывая: «Приидите, ядите…», — он вспоминает, как Христос на Тайной Вечере произносил эти слова.
______Только после этого совершается одно из важнейших литургических действий. Кульминационным моментом непрекращающейся евхаристической молитвы является эпиклеза— «призывание»)._________ Священник призывает Святого Духа на (хлеб, вино и воду) для того, чтобы милосердный и любящий Господь преложил их в Тело и Кровь Христовы.
Иерей берет в руки Святые Дары и, вознося их над Престолом, возглашает: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся».
Комментарии 26