Для начала вот статья самого Павла Флоренского. Кто не знает, то это-русский православный священник, богослов, религиозный философ, учёный, поэт.
Павел Флоренский писал: «Род есть единый организм, и имеет единый целостный образ». В этом едином родовом организме может из поколения в поколение накапливаться благодать Святого Духа, укрепляющая каждого члена этого рода в перенесении болезней и жизненных обстоятельств. А может и бездарно растрачиваться, что непременно скажется на последующих поколениях нагромождением невероятных несчастий и даже приводит к ослаблению и пресечению рода. Благодать накапливается молитвой, церковными таинствами и добрыми бескорыстными делами.
Молодая женщина, впервые пришедшая в храм, пожаловалась на исповеди на обрушившиеся на неё несчастья: муж два года назад погиб в аварии, год назад – сын разбился на мотоцикле, но выжил. А в через год летом 12-ти летняя дочь утонула в озере … А причина оказалась в бабушке. Выяснилось, что она любила брать чужое и даже воровала у семьи с ребёнком-инвалидом. Грехи воровства, убийства, блуда и супружеской неверности страшным проклятием ложатся на потомков до четвёртого колена.
Одна женщина приехала в монастырь с грузом несчастий, печалей и недоумений. «У меня мама умерла от рака матки, я не хочу идти по её пути». Ей ответили, что девочки несут проблемы папы и папиного рода, мальчики несут проблемы мамы и маминого рода. Кстати, ещё Л.Н. Толстой наблюдал, что девочки наследуют характер отца, а мальчики – характер матери. «Вы несёте проблемы папы, у вас такого рака матки не будет. У вас брат есть?» Женщина удивилась: «У меня было два брата. Я средняя, был старший брат. Он был банкиром и в лихие 90-е годы его убил киллер, детей у него не было. А младший брат погиб от шальной пули, поскольку он был школьником, то у него детей тоже не осталось, продолжение рода пресеклось. Мама, похоронив двух сыновей, на нервной почве из-за стресса получила онкологию и ушла очень тяжело и этот род по этой ветви прервался». Её спросили: «А кто у вас был дедушка?» «А дедушка у меня был начальником НКВД». Ясно, что он повинен в расстрелах людей и, возможно, священников.
Для исцеления от груза наследственных болезней, существует чин чтения Псалтири по свт. Петру (Могиле). Когда он умер, то, как и все, душой побывал в аду. Увидел, как души там мучаются. Он был так потрясён увиденным, что начал молить Господа, чтобы Господь, хоть на короткое время, его воскресил. И он был явлен на 40-й день по кончине отцам Киево-Печерской лавры. Они, получив благословение, его раскопали. Митрополит Пётр оставил письменное указание о том, как нам надо отмаливать наш род, наших сродников по плоти. Читая Псалтирь, на всех 3-х «Славах» надо молиться об упокоении, как можно больше поминать имён наших усопших предков и читать Псалтирь 20 раз. Вот по прочтении 20 раз, как говорил митрополит Пётр (Могила), Господь прощает Своим милосердием грехи предков. Но, самое главное, когда грехи эти прощаются, то много проблем снимается с нас, и, в первую очередь, физических, физиологических, проблем, связанных с болезнями. Причём эти болезни часто проходят не постепенно, а получается, что человек утром просыпается вдруг абсолютно здоровым. Вот насколько важно отмаливать свой род, насколько это тесно связано с нашим физическим здоровьем"
Ну вот вы ознакомились со статьей Павла Флоренского , а тепеть ответ на этот вопрос иеромонаха Иова (Гумерова):
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Когда пытаются решить вопрос о последствиях для детей и прямых потомков грехов родителей, приводят цитату: Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх.20:5-6). Здесь определенно говорится о том, что Господь наказывает за вину отцов не безвинных детей, а только тех, чья собственная преступность (ненавидящих Меня) преемственно связана с грехами их отцов. Это понимание полностью подтверждается следующими местами:
— Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление (Втор.24:16).
— В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет (Иер.31:29-30).
— Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет (Иез.18:19-20).
Вопрос о наказании детей за грехи отцов настойчиво ставится, по-видимому, потому, что иногда явственно наблюдается в нескольких поколениях духовное бесплодие, нравственное неблагополучие, жизненные неудачи. Сами представители этого рода нередко говорят о «родовом проклятии», о «родовом грехе». Но это не наказание за грехи дедов и отцов. Речь идет о некоторой генеалогии духовных болезней, нравственной черноте, которая переходит от одного поколения к другому. Этим можно объяснить проявления демонизма в очень раннем возрасте. Нравственные болезни рождают болезни телесные.
Уместен вопрос: в равных ли условиях находятся люди в отношении к спасению. На это нужно решительно сказать, что Господь Бог не только всем желает спасения, но и дарует каждому такую возможность. К какому бы роду человек ни принадлежал и в какой бы семье не родился, для каждого человека открыты врата Небесного Царства и возможность спасения. Человек не находится в фатальной подчиненности греху, в каких бы условиях он ни находился. В этом тайна человеческой свободы. Это не отвлеченная возможность сделать выбор между добром и грехом, а реальная возможность, которой содействует Божественная благодать, когда Господь видит даже самое малое проявление благой решимости. Об этой неотъемлемой для каждого свободе говорит св. апостол Павел: Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью (Рим.6:14). Если умножается грех, то преизобилует благодать (Рим.5:20). Следовательно, тем, кто, казалось, лишен благоприятных условий для духовной жизни, подается сугубая помощь Божия, восполняющая недостаток условий. От нашего свободного произволения зависит воспользоваться этим или нет.
Святые отцы говорят также и о том, что воздаяние Божие неодинаково. Кто, находясь в неблагоприятных условиях, явил плоды, тому награда особенно велика. «Одному Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать, поелику Он знает и душевное устроение каждого и силу, и образ воспитания, и дарования, и телосложение и способности; и сообразно с этим судит каждого, как Он Сам Един знает. Ибо иначе судит Бог дела епископа и иначе правителя мирского, иначе судит дела игумена и иначе ученика, иначе старого и иначе юного, иначе больного и иначе здорового. И кто может знать все суды сии? Только Един, сотворивший всех, всё создавший и всё ведущий» (авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение шестое).
А вот ответ Осипова А. И.:
«К сожалению, этого понятия не было в нашем богословии. Сущность этого явления всюду есть – во всей Библии, во всей истории человеческой, всюду! А понятия «родового греха» не было.
В чём суть родового греха и родовой добродетели? Все же прекрасно знают, что мы рождаемся и получаем многие наследственные черты, да фактически чуть ли не все наследственные черты своей природы от родителей, от дедов и прадедов. Причём почему-то мы смотрим только на какие-то стороны тела. Помните «губу Габсбургов»? Сколько смотришь портреты там, в Германии, у всех губа кривая через столько поколений. Это мы видим.
Но на самом деле что является главным? Не тело и даже не психика, а дух человека. Оказывается, тяжёлые грехи, тяжёлые преступления, которые совершаются кем-то из предков, налагают свой отпечаток на формирование духа, а лучше сказать не на формирование, а на сам характер духа, с которым рождаются потомки.
Вот помню в деревне в одной маленькая кнопочка во-от такая, совсем ещё ничего не понимает, а жадный до невероятности. Все хохочут над ним, дети его дразнят, он сам ещё не понимает, плохо это или хорошо. Это просто удивительно, я никогда такого не видел! Рождаются очень злые, рождаются вруны, и ничего ты с ними не сделаешь… «Зачем же ты врёшь? – Не знаю».
Вот в чём суть явления, которое является фактом: оказывается, передаются по наследству свойства и телесные, и душевные, и духовные. Так вот эти вот духовные свойства, которые мы называем или страстями (или, напротив, например, человек рождается особенно любвеобильным, щедрым, добрым), вот эти родовые грехи или родовые добродетели – это некие свойства, с которыми рождается человек, то есть получает их от предков.
Но! У каждого человека остаётся полная свобода отношения к этим своим недостаткам. Я знаю, что я страшно завистливый… И я могу как к этому относиться? По-разному! Я могу с этим бороться, а могу этому отдаваться. Страшно скупой? Я могу противостоять этому, а могу ещё и развивать. Родовой грех, оказывается, может быть изжит правильной христианской жизнью.
Особенно родовой грех действует в течение первых трёх-четырёх поколений. Но если эти три-четыре поколения всё-таки становятся на путь борьбы – он может исчезнуть. Если нет – он может даже стать устойчивой чертой рода. Вы знаете, говорят «воровской род», слышали? «Род каянитов», слышали? «Род Богоматери», или «род святых». Наши стандартные жития подчас с чего начинаются: «родился от благочестивых родителей». Кажется, что звучит это очень мило, но наивно, а на самом-то деле идея какая выражена…
А перекладывать свои недостатки на предков… С одной стороны, кажется, это справедливо, потому что склонность я от них получил, что я родился такой жадный. С другой стороны – ты человек, а не скотина. Кошка не может быть собакой, а лиса – вороной. А человек может бороться с этим, противостоять этому, изменяться может! И для этого как раз и служит правильная христианская жизнь.
Самая основная тема – что такое правильная христианская жизнь? Ведь мы иногда смотрим – это настолько примитивно, прямо элементарно: не греши, а в чём погрешил – кайся, и всё! Но это знаете, что такое? Это первая, микроскопическая ступенька. Духовная жизнь – это нечто очень глубокое. Там есть много важнейших вещей, которые надо знать. Что такое молитва? Как молиться? Можно себе представлять Бога, ангелов? Нельзя. А молиться каким образом, что читать, как относиться к вниманию? Как относиться к сердечным действиям? Это же целая наука! Это наука о духовной жизни, и её надо бы изучать православным христианам.
Родовой грех – это факт, с которым мы рождаемся, это мы получаем, действительно, от своих предков, родителей, но мы к этому вольны относиться очень и очень по-разному. И с нашей совести спросится, как мы отнеслись к этому. Да, я родился скупым, но я могу понуждать себя к добру, к щедрости. Бог видит, в какой степени я борюсь. Вот эта-то борьба и является самым ценным в нашей человеческой жизни.»
Материал подготовила с открытых православных источников.
Комментарии 17