Мы зачастую прислушиваемся к тому, к чему совсем не нужно прислушиваться. Но только не слушаем нашу совесть, которая вопиет и взывает к нам, напоминает о главном, просит остановиться и задуматься.
Однако мы поворачиваемся к ней спиной, с уверенностью, что её можно полностью уничтожить.
Совесть – тихий глас Божий в каждом из нас. Это барометр нашей нравственности. И её отсутствие – страшное проклятие.
Во-первых, человек теряет моральные ориентиры, он не может отличить света от тьмы, хорошего от плохого, правды ото лжи. Он бредет, как слепой путник впотьмах, не разбирая дороги и не видя конца пути. Это ужасное состояние заброшенности и оставленности, когда нет ни указателей, ни подсказок, ни интуиции, ни проблеска света – все отключено.
Вторая опасность неуслышанной и постепенно заглушенной совести – постоянное самооправдание. Человек не признает своих ошибок и тонет в бездонной трясине лицемерия и лжи. Накопившаяся масса самооправданий уродует и ранит душу так, что она начинает разрушаться и выть от боли. И ничего ей не может помочь. Человеческими силами не справиться, а Божью помощь отвергли.
Человек без совести гнилой изнутри и способен лишь измарать окружающих, но никак не украсить своим присутствием жизнь других.
Бойтесь заглушить свою совесть. Она – спасительная нить, ведущая нас к Богу.
___________________
Преподобный Паисий Святогорец:
"...Если ты видишь, что не имеешь мира и расстраиваешься, то знай, что у тебя внутри что-то неладно и тебе надо найти этот непорядок, чтобы его исправить. Предположим, совершив какой-то [греховный] проступок, ты переживаешь, но на исповеди о нём умалчиваешь. Проходит время, и с тобой случается радостное событие. Ты чувствуешь радость, эта радость покрывает переживание за грех, и ты постепенно его забываешь. Ты уже не видишь своего греха, потому что радость, как крышка, покрыла его сверху.
Радости покрывают грех, загоняют его вглубь, но он продолжает работать изнутри. Таким образом, человек попирает свою совесть и поэтому начинает очерствевать, а его сердце потихоньку засаливается. А потом тангалашка во всем находит ему оправдание: «Это дело пустяшное, а это вещь естественная…» Однако такой человек не имеет покоя, поскольку загнанное вглубь расстройство не умолкает. Он чувствует в себе беспокойство, не имеет внутреннего мира и тишины. Он живёт с непрекращающимся терзанием, мучается и не может понять, в чем причина всего этого, потому что его грехи покрыты сверху, загнаны вглубь. Такой человек не понимает, что страдает от того, что совершил грех.
— Геронда, а если такому человеку [открыть глаза] сказать, в чем причина его страданий, это ему поможет?
— Требуется внимание, потому что, если ты откроешь ему глаза, у него проснется совесть. Совесть начнет его обличать. И если такой человек не смирится, то он может дойти до отчаяния, поскольку истина будет ему не по силам. Однако если он смирится, то [знание истинной причины его страданий] ему поможет.
— Геронда, а бывают ли люди, которые рождаются с очерствевшей совестью?
— Нет, людей, родившихся с очерствевшей совестью, не бывает. Бог очерствевшей совести не создавал. Однако, если человек заваливает свои грехи, загоняет их вглубь, его совесть постепенно покрывается слоем накипи и перестает его обличать.
— Геронда, такой человек становится «самоуправляемым», он создает [себе] свои собственные законы.
— Да… Страшное дело!..
Материал подготовила на основе информации открытых православных источников
Нет комментариев