Игумен Никон Воровьёв (в миру Николай Николаевич Воробьёв)
родился в 1894 году. Он был вторым ребёнком. Всего в семье было семь человек детей, все – мальчики.
Интересно отметить один эпизод из его детской жизни. В их селе часто появлялся и подолгу жил юродивый по имени Ванька-малый, которого охотно привечали родители Коли. И вот однажды, когда братья играли дома, юродивый вдруг подошёл к Коле и, указывая на него, несколько раз повторил: «Это – монах, монах».
Осипов А. И. говорил о Никоне Воробьёве, что знакомство с с игуменом произошло, когда ему было лет семь. Его мать и её сестра ходили в храм, где окормляли паству два священника и один из них был отец Никон. Спросив у одной монахини, к кому лучше обращаться для наставления, монахиня ответила, что оба священника духовно подкованные, но все же отец Никон опытнее. Так и завязалась связь его матери с отцом Никоном.
В один из дней его мама пригласила игумена к себе домой и маленький Алёша подошед к священнику посетовал, что их кошка окатилась и не хочет кормить котят. Игумен погладил по голове Алёшу и сказал, что всё будет хорошо и чтобы он не переживал за это. Какое же было удивление у всех , когда кошка развалилась и подпустила своих котят для кормления. На всех, кто присутствовал тогда за чаепитием это произвело незабываемое впечатление, ведь "исцеление" кошки произошло моментально.
Несмотря, на то что он вырос в верующей семье, но вера эта, как и у большинства простых людей, была внешней, традиционной, не имела под собой твёрдой духовной основы и ясного понимания христианства. Подобная вера, в лучшем случае, воспитывала честных людей и не имевшая личного опытного подтверждения, легко могла быть потеряна. Это и случилось с Колей. Когда он понял, что наука не дает ничего о Боге, о будущей жизни он обратился к Тому, кто мог бы помочь ему понять смысл бытия и веры.
«Невозможно передать, – говорил батюшка, – то действие благодати, которое убеждает в существовании Бога с силой и очевидностью, не оставляющей ни малейшего сомнения у человека. Господь открывается так, как, скажем, после мрачной тучи вдруг просияет солнышко: ты уже не сомневаешься, солнце это или фонарь кто-нибудь зажёг. Так Господь открылся мне, что я припал к земле со словами: «Господи, слава Тебе, благодарю Тебя! Даруй мне всю жизнь служить Тебе! Пусть все скорби, все страдания, какие есть на земле, сойдут на меня, – даруй мне всё пережить, только не отпасть от Тебя, не лишиться Тебя». Долго ли продолжалось это состояние – неизвестно. Но когда он встал, то услышал мощные, размеренные, уходящие в бесконечность удары церковного колокола.
Вот что говорил сам батюшка о своих дальнейших шагах жизни после обращения:
«А в дальнейшем уже Господь ведёт человека сложным путём, очень сложным путём. Я был поражён, когда после такого откровения Божия вошёл в церковь. И раньше ведь приходилось: и дома заставляли ходить, и в средней школе нас водили в церковь. Но, что там? Стоял как столб, не интересовался, занимался своими мыслями и всё. Но когда после обращения сердце немного открылось, то первое ощущение в церкви после пережитого состояния: что человек – не на земле. Церковь – не земля, это кусочек неба. Какая радость была слышать: «Господи помилуй!».
Отец Никон был очень ярким проповедником, его слово имело огромное воздействие на людей и для властей придержащих он был весьма неудобен и его переводили из одного место в другое и последнее место его служения был захудалый городишко и храм, в который никто не посещал. И в одном из писем он сообщает, что его здесь очень полюбили - блохи, вши и комары.
Он вспоминал о себе и о том времени: «И только у Святых Отцов и в Евангелии я нашёл действительно ценное. Когда человек начнёт бороться с собой, будет стремиться идти путем евангельским, то ему Святые Отцы сделаются необходимыми и своими родными..."
Это был настоящий монах подвижник, который всё время находился в молитве. и посте. Вся его жизнь была временем непрерывного подвига, настоящего аскетизма.
За десять дней до своей смерти – 28 августа ст.с. 1963 года – из последних сил батюшка кое-что рассказал собравшимся близким у его постели в качестве «психологической иллюстрации духовной жизни. Возможно, из уст уже умирающего человека это послужит для пользы.
" Я жил по-подвижнически: ел кусок хлеба, тарелку пустых щей. Картошки тогда не было почти. Хлеба мне было вот, с пол-ладони, достаточно, пять картофелин (я уже привык) – и всё. в самой глубине души вырастало мнение о себе: вот как я подвижнически живу, я уже понимаю сердечную молитву. А какое это понятие? Это одна миллиардная доля того, что переживали Св. Отцы. Я говорю вам, чтобы вы немножко поняли. И вместо такого уединения Господь устроил так, что я в самую гущу ввалился, в суету самую, чтобы я вывалялся в ней, понял, что я сам ничто, и припал бы к Господу и сказал: "Господи, Господи, что я? Только Ты наш Спаситель". Я познал, что Господь так устраивает потому, что нужно человеку смириться."
Как подтверждение этому хочется ещё один пример из жизни подвижника: Возвратившись чудом из лагеря, бвтюшка устроился в Вышнем Волочке у врача в качестве универсальной прислуги, где ему пришлось пройти ещё один курс науки подвига и терпения. Жена врача Александра Ефимовна и её сестра Елена Ефимовна были убежденными атеистками. Ни словом, ни поведением отец Никон не выражал ни тени неприязни или осуждения, о чём свидетельствовали впоследствии сами сёстры, которые впоследствии стали христианками. И главную роль в этом обращении сыграли не слова батюшки: их поразила его жизнь, его мужество, глубочайшее смирение и высокое благородство души.
Скорбящим у его постели он говорил: «Меня нечего жалеть. Надо благодарить Бога, что я уже окончил земной путь. Никогда мне не хотелось жить, не видел я ничего интересного в этой жизни и всегда удивлялся, как это другие находят что-то в ней и цепляются за неё из последних сил. Хотя я ничего не сделал за свою жизнь доброго, но искренне всегда стремился к Богу. Поэтому надеюсь всей душой на милость Божию. Не может Господь отринуть человека, который всегда всеми силами стремился к Нему. Мне вас жалко. Что-то вас ещё ожидает? Живые будут завидовать мёртвым».
«Очень прошу всех родных и близких твердо держаться православной христианской веры и прилагать до смерти все усилия ко спасению души через исполнение евангельских заповедей и частого… исповедания грехов и причащения. В течение моей жизни я находил утешение в самых тяжких обстоятельствах и искушениях лютых — в вере в Господа Иисуса Христа и в молитве.
Прошу жалеть и любить друг друга, помогать взаимно в материальной и духовной нужде. Где мир и любовь — там Бог, там радость и спасение, а вражда и зависть от диавола.
Спасайтесь
И. Никон.
----------------------------------------------------
Наследие отца Никона нам, подвизающимся и ищущим спасения:
Нет комментариев