Страстная Седмица – это уже не Четыредесятница и, в общем, это даже уже не Великий Пост – это отдельное время. Можно сказать так: Четыредесятница (первые 40 дней) – это время, когда мы идём навстречу к Богу. Страстная Седмица – это время, когда Господь идёт навстречу нам. Идёт через страдания, через арест, Тайную Вечерю, Голгофу, сошествие во ад и, наконец, к Пасхе. Он преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от Бога.
Страстная седмица--единственное время в году, когда мы забываем себя, свои долги и свои просьбы. В церковных песнопениях страстных служб с четверга по субботу вы не встретите ни-какого упоминания о нас грешных, о наших покалеченных душах, о наших прошениях. Всё поглощено созерцанием Христа. На Нём одном сосредоточено наше зрение. Поэтому для внимательного христианина опыт этих дней есть школа жизни во Христе и жизни Христом, что является единственно правильным и нормальным состоянием христианина.
Время это и скорбное, и радостное. Скорбное как принадлежность к посту, радостное как ожидание близкой Пасхи. Четыредесятница как таковая уже завершена, Лазарь воскрешен, Господь со славою вошел в Иерусалим, однако главные евангельские события – крестные страдания, смерть и воскресение Спасителя – еще впереди. Поэтому, фактически окончив сорокадневный пост, Церковь Христова особенно выделяет оставшиеся до Пасхи семь дней в особенную, Страстную седмицу, чтобы мы, не разрешаясь от поста, вместе сопережили все то, что произойдет в ближайшие дни со Иисусом и Его святыми учениками и ученицами.
Людям постящимся следует подумать о проведенном посте. Конечно же мы обнаружим множество своих несовершенств, поймем, что многое в посту не совершили...Выйдя, по сути, на борьбу с грехом, не сумели преодолеть своих страстей и вредных привычек, вновь и вновь повторяя все то, что и до поста мучило и неотвязно доставало нас. Поэтому так радостно сознавать, что осталась еще неделя для нашего подвига, подвига, который доступен всякому, подвига преодоления греховного навыка, сердечной косности и любовного обнищания.
Проводившим пост из рук вон плохо или не постящимся совсем, не следует отчаиваться, потому как, вспоминая слова Иоанна Златоустого, Господь с одинаковой радостью ожидает и принимает всех, проведших со вниманием и весь пост, и половину и даже одну неделю поста, и, более того вовсе не постящихся. Принимая последнее как своеобразную Божественную амнистию, попоститься все же стоит.
Говоря о богослужении, стоит особенно выделить дни с понедельника по среду. В эти дни по уставу должны быть прочитаны все четыре Евангелия. Не каждый из нас не только ежедневно, но даже один раз за год прочитывает эту, по сути, настольную книгу христианина, так что, посетив в эти дни утренние богослужения, мы услышим Евангелие во всей полноте.
Комментарии 3