От админа: Начиная готовить этот материал, на одном из православных сайтов нашла даже список "СТАРЦЕВ" с полными адресами их нахождения. Знание законов духовной жизни и тех опасностей, которые стоят на пути христианина, – одно из необходимых условий для спасения души. Когда человек живет верой и вдумчиво читает Святых отцов, когда у него есть некий свой, пусть даже минимальный, но реальный духовный опыт, то он может отличить подлинное от ложного. Когда подобного опыта нет, то человек будет ориентироваться на вымышленный яркий образ и, в конечном итоге, пройдет мимо самого главного -- МИМО ХРИСТА. Этот вопрос настолько созрел, чтобы о нем писали и говорили наши духовники с амвона, но не все торопятся говорить ПРАВДУ, а где нет правды -- там нет и Христа, нет и спасения.
Афонский подвижник XX века старец Иосиф Исихаст говорил о том, что у праведности нет колокольчиков, в которые она могла бы позвонить и заявить о себе. Если мы слышим «звук колокольчиков», то скорее всего это – не праведность.
Когда-то преподобный Нифонт Цареградский сказал, что духоносные подвижники будут на земле и в последние времена, однако они «пойдут путем делания, растворенного смирением, скроют себя от людей».
Общепризнанные подвижники нашего времени – архимандрит Иоанн (Крестьянкин), протоиерей Николай (Гурьянов), архимандрит Кирилл (Павлов), Паисий Святогорец, Гавриил Ургебадзе никогда себя старцами не считали, даже слово «старец» по отношению к себе им казалось неприемлемым. Когда отца Кирилла в свое время спрашивали, есть ли еще в России старцы, он говорил: «Насчет старцев не знаю, а старики – точно есть».
Под словом «старики», отец Кирилл скорее всего разумел священников, имеющих значительный опыт подвижнической жизни и способных оказывать людям существенную помощь. Но бывает так, что священник действительно был хорошим пастырем, снискал доверие у верующих, но вдруг в силу неких причин он начинает заблуждаться в отношении тех или иных вопросов церковной и общественной жизни и уводит в своем заблуждении за собой паству. Часто таких нарекают "старцами" и "борцами за чистоту ПРАВОСЛАВИЯ".
В православной среде бывают духовники с «папскими» замашками, которые требуют повиноваться своим указаниям, полностью игнорируя внутреннее несогласие своих духовных детей. Есть несколько наиболее ярких примет того, что духовное лицо находится в ложном состоянии. Например, начинает говорить: «Идите за мной, я покажу. Слушайте меня и только меня», то есть все сводит к своей личности и «всегда знает, как надо». Иногда в результате таких душепагубных взаимоотношений с духовником в церковной ограде возникают настоящие «православные» тоталитарные секты, в которых требуется абсолютное и беспрекословное повиновение «вождю». Они и сейчас есть и надо быть очень внимательными в распознании таких "вождей".
"...они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму" (Мф. 15:12)
Для того чтобы обезопасить себя от подобного, важно ориентироваться не на человека, которому ты доверяешь, а на Евангелие и на учение Святых отцов, на которое опирается сама Матушка-Церковь.
Если мы видим вокруг духовного лица круг почитателей, и это почитание носит характер болезненного восторга, умиления, а сам объект этого не пресекает и даже культивирует, то совершенно очевидно, по учению святых отцов, что такой человек находится в прелести, в заблуждении. В любой ситуации человек не должен способствовать тому, чтобы в нем разглядели великое.
Настоящие древние святые всегда бегали известности. В древнем Патерике есть такой пример: некий старец, которого очень почитали люди, вынужден был передвигаться из скита в город исключительно ночью, чтобы избежать встречи с теми, кто почитал и прославлял его, потому что понимал, насколько это ВРЕДНО для его души. Но когда тот подвижник шел ночью по темной дороге, Господь посылал ему Ангела со светильником, чтоб осветить путь. То есть старец настолько бегал славы человеческой, что Бог явил ему Свою славу.
Святитель Игнатий Брянчанинов называл современное "старчество" ДУШЕПАГУБНЫМ АКТЕРСТВОМ И ПЕЧАЛЬНЕЙШЕЙ КОМЕДИЕЙ. Старцы, которые принимают на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований. Что и намерения и мысли таковых -ЛОЖНЫЕ, ИХ ЗНАНИЕ--суть самообольщение и бесовская прелесть...
Таковые, подражая древним старцам, точно так же принимают у себя массу народа, давая им всеразличные советы, типа, кому жениться, а кому в монастырь пойти; или кому поступать в институт, а кому нет. А люди, – начитавшись книжек о древнем старчестве и по причине своей духовной слепоты, не могут этого различить. И смотрят на этих лже-старцев, и относятся к ним, как язычники к своим языческим оракулам.
Нашему времени не дано «послушание в том виде и характере, как оно проходилось» у древних старцев, подвижников. И слова святителя Игнатия ставят большую точку в этом вопросе: «Напрасно Ваше желание – находиться в полном послушании у опытного наставника. Этот подвиг не дан нашему времени. Его нет не только посреди мира христианского, нет даже в монастырях…"
Заканчивая данную тему хочется ещё отметить, что если человек живет внимательной, серьезной, духовной жизнью, то сумеет разглядеть по-настоящему духовного человека при всей его скромности и неприметности. Хорошего духовника можно увидеть по его смирению, по его ХРИСТОВОЙ ЛЮБВИ. Он будет давать ТОЛЬКО СОВЕТЫ, подкрепленные Святым Евангелием и учением Святых отцов!!!!
Комментарии 4