К примеру: Произошел конфликт, человека оскорбили, или унизили. Он начинает злиться, негодовать и требовать справедливости. Его желание защититься – вполне человеческое. Однако то, как ты сам реагируешь на происходящее вокруг тебя, твое раздражение, гнев, когда ты теряешь мир и разжигаешься негодованием против другого человека – это неприемлемо. Разве с каждым плохим человеком ты должен становиться вдвое хуже? Ведь плохие люди не исчезнут из нашей жизни, не перестанут случаться ситуации, когда люди будут нас обвинять, расстраивать, клеветать, давить на нас и т.д. Если в каждом таком случае мы будем становиться ещё хуже, то что с нами будет?
Если мы хотим быть настоящими христианами, то должны судить себя по Евангелию, смиряться, РАВНЯЯСЬ ТОЛЬКО НА ХРИСТА. Дело не только в ком-то? Мы ведь тоже виноваты. Мы тоже должны просить прощения у Господа. И здесь уместно каждому спросить себя: приношу ли я людям утешение, хорошо ли им рядом со мной, радуются ли они? И, если ты честен с самим собой, то увидишь и свою вину. Мнение других людей о нас играет ОЧЕНЬ ВАЖНУЮ РОЛЬ в нашем самопознании. Что не видно нам, как говорится, виднее со стороны. Даже, если мы в чем-то правы, нам необходимо применять самоукорение, чтобы через наше смирение помочь и другому человеку. Так мы становимся более мягкими и тем самым привлекаем к себе Благодать Божию. Поэтому Апостол Павел призывает: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим. 4:16).
Только Так человек познает себя и познает Бога. Так умножается его духовный опыт. Господь просвещает такого человека. Он начинает видеть свою реальную немощь: грехи, укоренившиеся страсти, рабство плоти, внутреннюю расслабленность и др. Он постепенно открывает человеку грехи и пороки в соответствии с его реальными силами к исправлению. Климент Александрийский, раннехристианский апологет и проповедник и учитель Священного Писания указывает на важность самопознания:
«Прекраснейшей и важнейшей из всех наук несомненно является самопознание. Потому что, кто сам себя знает, тот дойдет до познания и Бога».
По слову преподобного Симеона Нового Богослова, если человек не хочет познавать себя, то даже Всемогущий Бог не сможет его спасти. Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что человек, не способный к правильной самооценке – безумец. «Подлинно, не знать самих себя — крайнее безумие, хуже умопомешательства». Такой человек не просто не знает, но и не хочет знать того, что происходит у него внутри.
Пока мы не научимся смотреть внутрь себя, пока не увидим, что нами движет и толкает на определенные поступки, мы никогда не полюбим ближнего. Ведь то, что мы считаем любовью, на самом деле лишь ее суррогат. Ничто так нас не приближает к Всевышнему, как любовь к ближним. Ведь, если мы будем иметь любовь к людям, то никогда не сможем их ни в чем осудить, обмануть, обидеть, отомстить. Только любя ближнего и смиряясь пред Богом, человек может рассчитывать на Его милосердие К СЕБЕ! Ведь ИСТИННОЕ САМОПОЗНАНИЕ приводит к смирению, незлобию, милосердию, ибо кто познал всю глубину своих грехов, тот не будет превозносится над другими, осуждать их.
Правда Божия часто неудобна для человеческой немощи и что надо суметь принять горькое лекарство, увидеть свою греховность и подвигнуть свое испорченное существо к покаянию и смирению. Незнание греха не освобождает от ответственности за него, а знание — побуждает к борьбе с ним. Не имея этого познания, мы никогда в жизни не поверим, что мы погибаем, даже на смертном одре будем надеяться на чудеса медицинской науки или будем ожидать светового туннеля, ведущего в бессмертие. И нам совершенно не будет нужен Спаситель, не нужен будет Христос. Ведь кому нужен спасающий? Ясно кому, погибающему. Не познавшему себя нужен не Спаситель, а наградитель.
На пути самопознания очень важны слезы. Слезы появляются у человека тогда, когда заканчиваются слова, когда появляется покаянное чувство, которое невозможно выразить никакими словами. Слезы умиления – это чудо христианской жизни, когда, с одной стороны, мы действительно осознаем свою безысходность, но с другой – эту безысходность связываем с надеждой на Всемилостивого Бога, Который ради нас сошел на землю, Который взял на Себя человеческую природу, претерпел страдания для того, чтобы нас вознести на Небо.
Как-то у старца Паисия спросили: «Отче, почему этот мир так ужасен?» Старец ответил:
– А ты исправь часть этого мира.
– Какую часть?
– Себя самого. Ведь ты – часть этого мира.
Небольшое отступление от темы:
На днях разговаривала со своим взрослым сыном и спросила его, как он оценивает всю ситуацию с пандемией? То что он ответил мне, поразило меня.
" Эпидемия достигнет таких масштабов и такой опасности, что КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ ПОЙМЕТ, ЧТО ЕСЛИ ОН НЕ ИСПРАВИТ СЕБЯ, СВОЕГО ОТНОШЕНИЯ К БЛИЖНЕМУ, ПРИРОДЕ, БРАТЬЯМ НАШИМ МЕНЬШИМ, К ВСЕВЫШНЕМУ, ТО ЭТО БУДЕТ КОНЕЦ ВСЕМУ."
Хочу закончить данный пост актуальными, как никогда цитатами Святых сегодня и завтра, и всегда: «Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1 Кор. (11,31).
«Ничто так не мешает человеку познать себя, как привязанность к житейскому, и наоборот, ничто так не побуждает его прилепиться к житейским делам, как неведение самого себя» -преподобный Нил Синайский
«Кто не познал себя, тот исключается из стада овец, делается же принадлежащим к стаду козлов, которым отведено место по левую руку» - Святитель Григорий Нисский.
Для поста использовала поучения Святых отцов и заметки священнослужителей.
Комментарии 11