(Максим Сырников о сыроварении на Руси).
Вот опять спросили меня про русский сыр.
Спорили мы по этому поводу несколько лет назад на одном из интернетных форумов . Одна дама с упрямством, достойным лучшего применения, доказывала широкой кулинарной общественности вековую неспособность русских произвести обыкновенный сыр.
Все время приводила в пример изжеванную версию про Верещагина, который, якобы, первую в России сыроварню построил. Ну, история эта в интернете повсеместно, а пришла сюда из советских пособий для кулинарных техникумов. Там ведь как, в этих пособиях - надо и разницу между белым и красным соусом объяснить и про идеологию не забыть.
А моя фамилия, кто вдруг не знает - Сырников.
И произошла она, между прочим, не от любимых моих сырников, а от слова сырник, что на Руси означало, среди прочего - мастер по приготовлению сыра, сыровар. Вот и решил я вступиться за честь семьи. Ну ведь не творог простой делали мои предки изо-дня в день, право слово! Ведь творог-то тот и так в каждом русском доме творили, перерабатывая излишки молока, без которых
даже в самых захудалых хозяйствах не обходилось.
Помните, что Пушкин писал:
"Иметь корову везде в Европе есть признак роскоши, у нас не иметь коровы есть знак ужасной бедности"...
И русский крестьянин, крепостной или вольный, никем не ограничиваемый в своей предприимчивости - ни барином, ни Государем, скупал у других крестьян молоко, снимал "вершки", взбивал масло, ну и сыр тоже делал.
Вот и дошла моя фамилия до нынешних дней, а предкам моим дело-то давало доход и почтение общества. Правда, к концу девятнадцатого века они уже в Питер перебрались и в другое дело перешли - прадед мой, Иван Гаврилович Сырников - купец второй гильдии, тканями шерстяными и прочей мануфактурой торговал. И очень, кстати, успешно - в Александринский театр товар поставлял. Умер он глубоким стариком, во время Блокады и похоронен неизвестно где...
Ну ладно, вот про сыр. Давайте по порядку.
Николай Васильевич Верещагин и в самом деле заслуживает памяти в веках. Именно он с 1866-го года начал в России промышленное производство сыра. И он в самом деле открыл в селе Едимонове Тверской губернии школу сыроварения для крестьян, где преподавали приглашенные голландские мастера. Но что это был за сыр?
Вот как сам Верещагин определил своё предприятие:
"Основать в Отечестве благое дело - научить русское крестьянство сыры варить да масло сбивать на европейский манер".
Ну, масло мы потом обсудим, а вот сыр у Верещагина был именно европейский. И именно таким производством обеспечивалась немалая потребность людей имущих в том сыре, к которому они привыкли и который для них привозили из Европы.
Обратите внимание - у русских поэтов, от Ломоносова до Лермонтова сыр ПОЧТИ ВСЕГДА упоминается с указанием его, так сказать, национальной принадлежности!
Разве что у Крылова сыр во рту у вороны безликий, ну так это - перевод басни Лафонтена, а французы в сортах своих сыров сами путаются...
Вот, извольте:
У Ломоносова:
Мышь некогда, любя святыню,
Оставила прелестной мир,
Ушла в глубокую пустыню,
Засевшись вся в галланской сыр.
У Лермонтова:
«Луна катится в зимних облаках,
Как щит варяжский или сыр голландской»
У Пушкина - " Меж сыром лимбургским живым и ананасом золотым"
Вообще - Пушкин сыр жаловал, в связи с этим можно процитировать и воспоминание Осиповой :
"«Да сыр этот проклятый, что Александр Сергеевич кушать любил, а я так терпеть его не могу, и дух-то от него, от сыра-то этого немецкого, такой скверный».
Немецкий сыр вспоминал и Владимир Даль - как "соленый и просушенный, кругами".
Так вот именно эти уточнения у классиков и есть подтверждение того, что тот сыр, который просто "сыр" считался чем-то простонародным, "неевропейским" и, стало быть, неприличным в обиходе СТОЛИЧНОГО АРИСТОКРАТА. Вот для них-то и пытался Верещагин воспроизвести европейские сорта. Это несколько напоминает знаменитое производство мадеры на Ярославских заводах из "чихиря" - над которой Островский в "Бесприданнице" потешался...
А в книге Молоховец ( у меня есть издание 1868-го года, как раз того времени, когда Верещагин свою сыроварню строил) - есть рецепты домашнего приготовления просто "сыра" и, представьте себе - сыра "швейцарского"...
Еще один современник Пушкина - Грибоедов, пишет, находясь на Кавказе, про покупаемый у некоего армянина сыр. Но это-то тот самый, рассольный, русское общество за время кавказских войн узнало его хорошо...
А что же за сыр делался русскими людьми на домашних кухнях? И что упоминается в пословице, которая есть еще в рукописном сборнике конца 17-го века, так называемом сборнике Майкова:
Дорого яичко ко Христову дни, а сыр, масло к Петрову дни.
И почему именно в Петров день, 12-го июля так нужен сыр?
И почему в Домострое сыры на столе - обязательное условие свадебного пира?
И знаете ли вы, что "сырный стол" по Далю - русский свадебный стол?
Да еще в новгородской Летописи 1569-го год перечисляются: "...50 сыров кислых, 5 сыров молодых, 5 сыров сметанных..."!
Вот именно такие сыры, из творога, прессованные и выдержанные, крепко держащие форму (по тем же источникам - их ломали, резали и крошили) в России и готовили. Делали ли их с сычужной ферментацией или нет - неизвестно, но полагаю, что во вполне европейском ганзейском Новгороде о такой распространенной во всем мире хитрости не знать просто не могли...
Судя по тому, что домашние формовые сыры в Домострое называются "губчатыми" - дырки в нем тоже присутствовали изрядно.
И подавали такой сыр на свадьбу, об этом подробно у Забылина написано, в его "Русском народе,его обычаях, преданиях...". А после летнего Петрова Поста, в Петров день, им разговлялись - как в Христов День яичком и творожной пасочкой. За время поста молоко накапливалось, вот и запасались - прохладной русской весной - творогом, а летом - "лежким" сыром.
А уж коли продукт этот пользовался спросом, то и предприимчивые от природы русские люди готовили его не только для себя, но и на продажу. Стало быть - были производства такого сыра.
Незнатного, неевропейского, но вкусного и здорового!
А Верещагин, конечно, молодец.
Но и до него, скажу я вам, на Руси не полные олухи жили.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 23
Тепло, жизнь, движение.
Труд, развитие, знания.
Воинское искусство в борьбе со злом.
Бог Сварог кроме того, что является Вышней творческой силой, текущей в Мир Яви, еще и Воин Света. Во времена, когда славянские рода пребывали в состоянии войны с чужеземными ворогами, Сварог изображался всегда в виде Вышнего Воина, на котором были надеты бордового цвета доспехи. В руках у Бога гигантских размеров булатный меч. В мирное время Бога изображают в виде Могучего Кузнеца, который с удовольствием и усердием трудится в своей кузне.
Своим жаром Огня Справедливости он обдает только тех, кто неосторожно касается с...ЕщёСварог Бог славян – Бог-Творец, Справедливый Судья (Сварог Бог огня Справедливости). Творческая сила Сварога участвовала также в творении Миров, его также называют Отцом Небесным. Славянский Бог Сварог считается «Отцом Богов», мужской ипостастью Бога Рода.Вседержителем Родом Сварог был задуман для людей как благоподатель. Бог Справедливого Огня приносит всему человечеству:
Тепло, жизнь, движение.
Труд, развитие, знания.
Воинское искусство в борьбе со злом.
Бог Сварог кроме того, что является Вышней творческой силой, текущей в Мир Яви, еще и Воин Света. Во времена, когда славянские рода пребывали в состоянии войны с чужеземными ворогами, Сварог изображался всегда в виде Вышнего Воина, на котором были надеты бордового цвета доспехи. В руках у Бога гигантских размеров булатный меч. В мирное время Бога изображают в виде Могучего Кузнеца, который с удовольствием и усердием трудится в своей кузне.
Своим жаром Огня Справедливости он обдает только тех, кто неосторожно касается стихии, кто нечист сердцем. Поэтому часто подсказывает людям, как защитить Правду, Волю и Свет знаний. Он создал заповеди и дал их людям, которые и поныне известны ведающим славянам. Огонь знаний и творческого потенциала развития – это:
тепло;
жизнь;
основа в Мироздании.
Свои деяния Сварог совершает своими умелыми руками. Сам Бог для славян является символом трудолюбия, усердия, самоотдачи, получения добрых плодов от приложенных усилий.