Плеяда замечательных советских клоунов. Третий слева - Акрам Юсупов.Ни в мечтах, ни в мыслях не было этого у юного дарвоза-канатоходца Акрама до революции. Он родился в 1905 г. в Куве Ферганской области в бедной многодетной семье лепешечника Юсупа Мадалиева. Мальчик оказался девятым по счету, рос подвижным и смышленным, что заставило обратить на него внимание дяди Хатама, дарвоза-канатоходца по профессии. Он и благословил Акрама на долгую и счастливую цирковую судьбу. Прискорбно, но сам дядя Хатам упал с каната в начале 20-х годов и получил увечья. Начинать Акраму пришлось с уличного узбекского цирка, летом был сезон, и дарвозы разъезжали по кишлакам и городам, зимой юный циркач помогал отцу печь лепешки и выносил их на базар на продажу, затем посещал медресе, где мулла недолюбливал непосед, и Акрам часто попадал в число наказанных, в итоге удалось овладеть только чтением Корана и знанием некоторых молитв. Затем начинался новый сезон уличного цирка, и Акрам осваивал сразу несколько цирковых профессий: канатоходца, акробата, наездника, совершенствовался в гимнастике на кольцах, турнике, трапеции. Но манили его и притягивали как магнитом таинственные умения масхаробозов, обладавших искусством подчинять себе внимание зрителей. Как видим, уже в начале цирковой карьеры Акрам Юсупов склонялся к синтезу жанров циркового искусства. Да и взять хотя бы поздний номер Акрама Юсупова с ослом под номером "Иш-421", что артист расшифровывал как "ишак, четыре ноги, два уха и один хвост",- для его представления надо было владеть еще и навыками дрессировщика. Партнеры по репризе спрашивали Акрама Юсупова, откуда у него осёл. "Это не осёл, а сборная машина", - отвечал клоун. "Почему сборная?" - следовал вопрос. "Потому, что мотор я купил в Москве, а корпус - в Ташкенте",- объяснял артист. К животу осла был привязан тарахтящий моторчик.В этом одна из заслуг Акрама Юсупова - он сделал жанр синтетическим, поднял его на новую высоту. В дореволюционном цирке коверный был второстепенным артистом, он заполнял перерыв между выступлениями, зритель шел посмотреть на модную тогда французскую борьбу, между поединками выходил коверный в рыжем парике, какой-нибудь Бим или Бом, дурачился, падал, пытался шутить, имитируя иностранный акцент, совсем как в песне, которую исполняла Алла Пугачева: "Для них играет туш, горят глаза, а мною заполняют перерыв". Классически изобразил заполнение вынужденного перерыва клоунами-куплетистами и велосипедистами-эксцентриками Г. Александров в фильме "Цирк", где ветераны труппы по заданию директора цирка могут тянуть время до бесконечности. Но затем пришла замечательная плеяда советских клоунов, в которую входил и Акрам Юсупов: В.Лазаренко, В.Дуров, Карандаш, О.Попов, Ю.Никулин, М.Шуйдин, Л.Енгибаров и другие,- и произошло следующее: клоунада стала отдельным и значительным цирковым жанром. Зачастую было и так, что дрессировщики и наездники теперь заполняли паузы между выступлениями искрометных клоунов.До Акрама Юсупова в СССР не было синтеза клоунады и хождения по канату. Это новшество позаимствовано им из традиций узбекского народного уличного цирка, о чем писал в своей книге Т.Абидов "Мастера узбекского цирка" (Ташкент, 1978). Появились репризы, где Акрам Юсупов демонстративно срывался с каната, изображая трусливого сына канатоходца, цеплялся за канат руками и кричал: "Ой, боюсь-боюсь, сейчас упаду!" У зрителей замирали сердца.
Комментарии 10